Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

По концепции А.И. Ракитова, в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент выступает в роли своего рода «кладовой», где хранятся нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное «ядро» к изменениям социально-технологической среды. В России сегодня наблюдается столь мощная информационная экспансия со стороны культуры Запада, что «защитный пояс» не может ее выдержать. Тем более что за последнее столетие он был сильно расшатан резкими культурными переменами в нашей стране. Таким образом, культурное «ядро» – «кладовая норм и Ценностей» – теряет свою целостность и стабильность. [24, с. 79]

Вследствие этого современному человеку неоткуда брать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою жизненную концепцию. Поэтому можно отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь человеку выработать собственную ценностную основу. И наоборот, отсутствие или размытость ценностей у родителей затруднит нахождение собственного ценностного пути. В данной ситуации закономерно встает вопрос об истинности или ложности формирующихся ценностей.

А. Маслоу рассматривая потребности человека как самоценности, в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т.е. движение в направлении спонтанного выражения всех своих внутренних ресурсов и возможностей, вносящее вклад в общий прогресс жизни на земле. [25, с. 480]

В. Франкл выделяет ценности творчества, отношения и переживания. Ценности творчества реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается. Как говорил В. Франкл, «простой человек, который действительно выполнил конкретные задачи, поставленные перед ним профессией и семьей, несмотря на свою «маленькую» жизнь, достиг большего и стоит выше, чем, например, какой-нибудь большой государственный муж, во власти которого одним росчерком пера решать судьбы миллионов людей, но который, однако, принимает недобросовестные решения».

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира: природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними, испытывать душевный трепет и принадлежность к вечному движению.

Наиболее сложными для понимания обычного человека могут оказаться ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить, наличие мужества терпеливо, без зависти к окружению «нести свой крест», принимая ответственность за собственное бытие на самого себя. Причем, если возможности реализации ценностей творчества и переживания могут быть ограничены, всегда есть возможность реализовать ценности отношения. [17, с. 121]

Важно отметить, что реализовываться ценности должны посредством труда. Только каждодневный радостный труд переведет ценности из области мыслей в область действий, можно сказать, что он придаст им жизненную силу.

Условно можно объединить взгляды А. Маслоу и В. Франкла, включив в них обобщенное понятие духовных ценностей. Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности.

Как отмечает А. Маслоу, «растущая личность смутно видит перечень исходов, из которых она выбирает в соответствии с существующими возможностями, культурным одобрением и неодобрением и т.д., и она постепенно создает себя, например, решив стать врачом».

В. Франкл отмечал, что для полноценного бытия человека необходимо осмысление им всех трех групп ценностей.



1.3           Психологические особенности субкультуры молодежи, влияющие на формирование жизненных ценностей

Стремительно меняющиеся условия и содержание социализации молодежи вновь и вновь обращают внимание исследователей на становление ценностных ориентации, аттитюдов и усвоение социальных норм поведения. Сегодня наблюдается усиление динамики расхождения в материальном, социальном и духовном положении и условиях жизнедеятельности людей, в зависимости от геодемографических факторов, накладывающих существенный отпечаток на личность в целом и ее ценностную подструктуру.

В исследовании О. Польской. [6, с. 68] у старших подростков с помощью методики М. Рокича исследовались ценности двух видов: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Подросткам предлагалось проранжировать два списка ценностей, расположенных по мере убывания их значимости (всего 18): ценности-цели и ценности-средства. Оказалось, что среди основных ценностей-целей (1–14 места) старшеклассники придают первостепенное значение таким категориям, как здоровье, наличие друзей, любовь, уверенность в себе, а также счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность. Обращает на себя внимание тот факт, что среди второстепенных целей (15–18 места) они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других. Таким образом, в полученной иерархии просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. В исследовании И.В. Дубровиной (1989) получены противоположные результаты: ценность счастья и благополучия других занимали абсолютно первые места. В списке инструментальных ценностей первостепенное значение получили следующие ценности-средства: жизнерадостность, воспитанность, ответственность. Наименее ценными подростки считают непримиримость к своим и чужим недостаткам, высокие запросы, чуткость. По мнению современных старшеклассников, обладая чувством юмора, хорошими манерами, умением держать слово, будучи способным действовать самостоятельно, можно достигнуть таких особенно значимых ценностей, как здоровье, наличие друзей, уверенность в себе и т.п. Итак, можно сделать следующий вывод: в условиях кризиса сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся прежде всего о личном благополучии. Таким образом, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу и, следовательно, не обладают внутренними ресурсами для преодоления стрессовых ситуаций, сохранения душевного равновесия, обретения смысла жизни.

В представлениях молодёжи о жизненных смыслах, целях, задачах много декларативного, традиционного и противоречивого. Многие молодые люди слабо ориентированы в реальной роли и значении той или иной ценности в своей жизни, значимость некоторых ценностей преувеличивается, а других преуменьшается.

Известно, что характер социальной деятельности личности, в частности особенности ведущей учебной деятельности студента, находятся в прямой зависимости от структуры его ценностных ориентации.

В качестве психологических условий и путей оптимизации ценностных ориентации выделены:

§     семейные взаимоотношения, где аккумулированы социальный опыт, традиции и все ценности общества;

§     развитие ценностной системы образовательного учреждения;

§     отношение учащейся молодежи к дисциплине как к общесоциальной и личной ценности;

§     особенности ценностных отношений преподавателя, позитивные деловые, моральные, интеллектуальные, политические и другие качества преподавателя, его знания, уровень жизненного и профессионального опыта, психологический склад;

§     положительный психологический климат, основанный на доверии, личном расположении, взаимопонимании, искренняя дружба между членами учебной группы служат одним из оснований формирования у молодых людей способности к взаимопомощи, эмпатии, чувства коллективизма, товарищества.

Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного внимания от специалистов всех сопряженных сфер. В связи с этим мы считаем целесообразным продолжение исследования ключевых аспектов проблемы.

В целом же очевидно, что ценности играют огромную роль как непосредственно в процессе категоризации, так и вообще в социальном познании. Ценности способствуют сохранению категорий, но в случае краха ценностной категории может последовать крах и самой ценности. И если окажется разрушенной вся система ценностей, то это может означать настоящую дезорганизацию массового сознония.


2. Эмпирическое исследование специфики ценностных ориентаций русских и калмыков


2.1 Программа исследования


Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Согласно выдвинутой гипотезе, набор доминирующих ценностей меняется в зависимости от характера проблем, стоящих перед обществом в целом, социально-политических установок.

Для проверки гипотезы нами были изучены материалы газетных публикаций, тексты мини-сочинений современной учащейся молодежи и молодежи 90-х годов ХХ века. Кроме того, было организовано исследование ценностных ориентаций в двух группах студентов, обучающихся в СУЗах г. Сальска. Всего было обследовано 32 человека.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.


2.2 Анализ результатов


На основе сравнения результатов данного исследования и результатов подобных исследований в 90-х гг. удалось составить обобщенный портрет современной учащейся молодежи, выделить общие и различные компоненты в ценностно-ориентационном блоке современной учащейся молодежи, выявить и обосновать круг проблем. Так, установлено, что в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических.

Обнаружено, что характеристика личностных подструктур современной молодежи за последнее десятилетие претерпела трансформацию по нескольким направлениям: повышается прагматизированность и рациональность современной учащейся молодежи; обнаружен существенный дисбаланс в соотношении личностного и общественного в мотивации деятельности и поведения. Современный молодой человек ориентирован в основном «на себя», на свои успехи в жизни; наблюдается снижение уровня гражданственности, социальной ответственности, политической активности. В юношеской среде имеет место чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место, усиливаются тенденции психологической защиты.

На основе анализа и обобщения результатов методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и «Культурно-ценностный дифференциал» выявлено, что в ценностно-ориентационном блоке русских и калмыков наряду с общими чертами существуют значимые особенности.


Таблица 1. Системы ценностных ориентаций у русских в возрасте 17–19 лет

Ранг ценности

«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Ранг ценности

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

1

ЗДОРОВЬЕ

1

АККУРАТНОСТЬ

2

НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ

2

ВОСПИТАННОСТЬ

3

ЛЮБОВЬ

3

ЧЕСТНОСТЬ

4

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

5

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

6

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

6

ОБРАЗОВАННОСТЬ

7

МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

7

САМОКОНТРОЛЬ

8

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

8

ТРУДОЛЮБИЕ

9

ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

9

НЕЗАВИСИМОСТЬ

10

ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ

10

СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ

11

АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

11

НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ

12

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ

12

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

13

СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР

13

ЧУТКОСТЬ

14

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

15

РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ

15

РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ)

16

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК

16

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

17

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА

17

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

18

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

18

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ


Таблица 2. Системы ценностных ориентаций у калмыков в возрасте 17–19 лет

Ранг ценности

«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Ранг ценности

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

1

ЗДОРОВЬЕ

1

ВОСПИТАННОСТЬ

2

МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

2

АККУРАТНОСТЬ

3

ЛЮБОВЬ

3

ТРУДОЛЮБИЕ

4

НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ

4

ЧЕСТНОСТЬ

5

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

5

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

6

НЕЗАВИСИМОСТЬ

7

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

7

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

8

СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР

8

ОБРАЗОВАННОСТЬ

9

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК

9

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

10

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ

10

НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ

11

ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ

11

САМОКОНТРОЛЬ

12

АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

12

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

13

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА

13

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

14

ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

14

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

15

РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ

15

РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ)

16

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

16

ЧУТКОСТЬ

17

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

17

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

18

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

18

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

Как следует из таблиц, на первом месте у русских и калмыков такие ценности, как «здоровье», на втором – «друзья». Так же обращают на себя внимание такие понятия, как «интересная работа», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Вызывает беспокойство исчезновение таких ценностей, как «социальная, гражданская активность», «красота природы и искусства».

Результаты молодежи в исследования показывают, что для русских и калмыков одним из важных является такое понятие, как «семья», можно предположить, что именно отношения в семье, благополучие в семье, по их представлению, является самой большой ценностью в жизни. И именно поэтому в настоящее время необходимо обратить самое пристальное внимание на работу с семьей, на поиск новых эффективных форм этой работы.

Системы приоритетов в выборе средств достижения жизненного успеха свидетельствуют о том, что современная молодёжь более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих молодых людей сегодняшнего времени, в отличие от молодежи 90-хх годов, является значимой ценностной ориентацией и важнейшим условием жизненной успешности. Обнаруженные факты говорят о том, что современная учащаяся молодежь имеет ориентацию на самореализацию, на достижение профессионального самовыражения.

Методика «Культурно-ценностный дифференциал» (Г.У. Солдатова, И.М. Кузнецов и С.В. Рыжова), её цель- измерение групповых ценностных ориентаций: на группу, на власть, на друг друга и на социальные изменения. В этой методике русским и калмыкам предлагается оценить характерные качества друг друга, такие как: взаимовыручка – разобщенность, замкнутость-открытость, дисциплинированнсть-своеволие и т.д. Качества оцениваются по 4-бальной шкале: 1 – данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.


Оценивание калмыков самих себя

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание русских калмыками

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание русских самих себя

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание калмыков русскими

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество



Заключение


Коренная ломка общества, которая произошла в России в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке. В новых жизненных, общественных реалиях, огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей. Нынешнее время характеризуется все более нарастающим ускорением смены системы ценностей. Такой скорости смены ценностных ориентиров еще не знала история человечества на предыдущих этапах развития. В XIX веке взрослеющий человек мог прогнозировать свое будущее и мог ожидать, что система общественных ценностей останется неизменной. Выдвинуть такое предположение сегодня не правомерно, так как структуры общественных и личностных ценностей носят временный характер. Анализ убеждает, что каждые новые ценности более кратковременны, чем предыдущие.

Нестройной становится и пропаганда, так как школа, средства массовой информации и различные субкультуры рекламируют разнообразные наборы ценностей. Следствием этого является общий для многих результат: «ничто не подходит». Сегодня это уже позиция многих. Общество не может договориться о единодушии стандартов поведения, языка, образа действий того, что разрешается для прослушивания, просмотра, выбора идей, профессий, друзей, системы ценностей, принципов, увлечений и т.д.

Для того, чтобы изучить типы индивидуальных систем ценностных ориентаций, какие цели в психологическом плане ставят перед собой теперь молодые люди, с помощью каких механизмов они достигают их, необходимо по возможности полнее охватить спектр ценностных представлений, которых придерживаются современные молодые люди. В ходе исследования были выявлены конкретные ценности респондентов.

В заключение следует подчеркнуть, что проведенные исследования дают наглядную картину ценностных ориентации молодежи, что позволит направить деятельность субъектов образования по формированию адекватной системы ценностных ориентации, оказать подрастающему поколению необходимую социально-психологическую помощь, а также способствует разработке молодежной политики.




Литература


1.          Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2.          Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002.

3.          Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

4.          Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.

5.          Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Психология личности. - М., 2000.

6.          Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности. // Вопросы психологии №4,2001.

7.          Котова И.Б., Эркенова Н.В. Цивилизованные предпосылки современных жизненных стилей. /Стратегии и техники психологического сопровождения личности в образовании. – Ростов-на-Дону, 2002.

8.          Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. - М., 1986.

9.          Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности – М., 1990.

10.     Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.

11.     Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1999.

12.     Общая психология / под редакцией А. Бодалева и В. Столина. – М., 1998.

13.     Психология. Словарь. Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 1990.

14.     Рубинштейн С.Л. Общая психология. – М., 1993.

15.     Свердлова О. Вечны ли ценности? // Родителям о детях. – М., 2002.

16.     Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

17.     Чернова Э.Г. Специфика ценностных ориентаций современной учащейся молодежи малых городов Центрально-Европейского региона России. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №1,2004.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты