Особенности формирования волевых качеств у дошкольников

Прекрасные возможности для развития воли содержит в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка. Родители развивают волю ребёнка и когда формируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.

Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Итак, развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия, такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявления для выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективное формирование у дошкольников целеустремленного поведения.

В результате проведенных нами исследований было выявлено, что волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем развития и сформированности упорства и целеустремленности, т.к. в этом возрасте еще только происходит активное формирование и развитие волевых качеств ребенка. Дети еще не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. При необходимости проявить упорство дошкольники не способны довести до конца принятые решения, достигнуть поставленной цели, преодолевая различные препятствия на пути к ней. Все это характеризуется средним и низким уровнем сформированности и развития волевых качеств старших дошкольников.

Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям "надо", а не "хочу", необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

Волевые качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со взрослыми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.        Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту : автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. – М., 1998. – 21 с.

2.        Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.

3.        Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – С. 57-61.

4.        Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб., 2004. – С. 270-280.

5.        Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград : Корифей, 2009. – 96 с. : ил. – (Детский сад, № 110).

6.        Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка : (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль ; Тверь ; Красногорск, 2001. – Т. 3. – С. 352-357.

7.        Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, упражнения, занятия, игры (о формировании у малышей волевых качеств)/ Н.П. Мещерякова, Л.Н. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – М. : Учитель, 2009. – 141 с.

8.        Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //– 4-е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456 с.

9.        Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // U-mama.ru : [сайт уральских родителей]. – [Б. м.], 2009. – URL: #"#" target="_blank">#"1.files/image004.jpg">


Приложение Б

воля психический поведение дошкольник

Стимульный материал к методике "Картинки и кружки"



Приложение В


Таблица 1 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай"

Имя ребенка

Время ожидания

Число подглядываний

Уровень развития

1.

Алина Б.

3 мин. 20 сек.

0

высокий

2.

Антон Г.

2 мин 35 сек.

3

средний

3.

Аня П.

1 мин. 58 сек.

3

низкий

4.

Аня Ф.

2 мин. 25 сек.

5

средний

5.

Артем Р.

1 мин. 46 сек.

2

низкий

6.

Даша М.

3 мин. 6 сек.

0

высокий

7.

Диана Е.

2 мин. 13 сек.

0

средний

8.

Дима Б.

1 мин. 30 сек.

3

низкий

9.

Дима Ш.

2 мин. 3 сек.

2

средний

10.

Женя С.

1 мин. 36 сек.

4

низкий

11.

Катя Д.

3 мин. 13 сек.

0

высокий

12.

Кира Л.

1 мин. 46 сек.

1

низкий

13.

Костя В.

2 мин. 2 сек.

4

средний

14.

Лёня М.

1 мин. 12 сек.

3

низкий

15.

Маша Е.

0 мин. 44 сек.

2

низкий

16.

Миша Д.

1 мин. 57 сек.

2

низкий

17.

Миша М.

2 мин. 15 сек.

1

средний

18.

Настя С.

1 мин. 38 сек.

1

низкий

19.

Олег Р.

2 мин. 33 сек.

0

средний

20.

Полина Ж.

2 мин. 14 сек.

4

средний

21.

Ренат И.

1 мин. 42 сек.

2

низкий

22.

Рома А.

1 мин. 18 сек.

1

низкий

23.

Света С.

2 мин. 11 сек.

3

средний

24.

Стас С.

1 мин. 23 сек.

1

низкий

25.

Тимур В.

2 мин. 57 сек.

1

средний

26.

Юля С.

1 мин. 28 сек.

2

низкий


Приложение Г


Таблица 2 – Результаты обследования по методике "Закрась фигуры"

Имя ребенка

Количество набранных балов

Уровень развития

1.

Алина Б.

11

средний

2.

Антон Г.

8

низкий

3.

Аня П.

13

средний

04.

Аня Ф.

18

высокий

5.

Артем Р.

5

низкий

6.

Даша М.

17

высокий

7.

Диана Е.

9

средний

8.

Дима Б.

10

средний

9.

Дима Ш.

12

средний

10.

Женя С.

11

средний

11.

Катя Д.

3

очень низкий

12.

Кира Л.

10

средний

13.

Костя В.

14

средний

14.

Лёня М.

18

высокий

15.

Маша Е.

11

средний

16.

Миша Д.

7

низкий

17.

Миша М.

16

высокий

18.

Настя С.

7

низкий

19.

Олег Р.

16

высокий

20.

Полина Ж.

12

средний

21.

Ренат И.

13

средний

22.

Рома А.

18

высокий

23.

Света С.

2

очень низкий

24.

Стас С.

19

высокий

25.

Тимур В.

12

средний

26.

Юля С.

7

низкий


Приложение Д


Таблица 3 – Результаты обследования по методике "Картинки и кружки"

Имя ребенка

Количество набранных балов

Уровень развития

1.

Алина Б.

5

низкий

2.

Антон Г.

7

средний

3.

Аня П.

4

низкий

04.

Аня Ф.

5

низкий

5.

Артем Р.

5

низкий

6.

Даша М.

3

низкий

7.

Диана Е.

8

средний

8.

Дима Б.

4

низкий

9.

Дима Ш.

7

средний

10.

Женя С.

5

низкий

11.

Катя Д.

6

средний

12.

Кира Л.

4

низкий

13.

Костя В.

5

низкий

14.

Лёня М.

6

средний

15.

Маша Е.

2

очень низкий

16.

Миша Д.

7

средний

17.

Миша М.

5

низкий

18.

Настя С.

3

низкий

19.

Олег Р.

1

очень низкий

20.

Полина Ж.

4

низкий

21.

Ренат И.

4

низкий

22.

Рома А.

6

средний

23.

Света С.

2

очень низкий

24.

Стас С.

2

очень низкий

25.

Тимур В.

6

средний

26.

Юля С.

6

средний

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты