Особенности семейных отношений в повторном браке

Данная цель предполагала решение следующих задач:

1. Анализ выраженности мотивов вступления в повторный брак.

2. Изучение особенностей осознания себя.

3. Изучение представлений субъекта о себе настоящем и себе «идеальном».

4. Выявление доминирующих характеристик, предъявляемых при выборе потенциального партнера для повторного брака.

5. Анализ предпочитаемых форм социального поведения в ситуации конфликта, тенденций взаимоотношений в сложных условиях.

6. Раскрытие зависимости самоотношения от социальных оценок.

Гипотеза исследования – супруги, состоящие в повторном браке, будут иметь различную степень осознанности своего отношения к браку в зависимости от личностных качеств, пола, возраста.

Эмпирическая база – выборку составили 73 женщин и 70 мужчин, состоящих в повторном браке. Общее количество испытуемых 143 человека. Возраст опрашиваемых находится в пределах от 28 до 52 лет.

В работе были использованы следующие методики:

1) Анкетирование. Анкетный бланк, состоящий из 12 вопросов и позволяющий выявить у респондентов особенности родительской семьи, осознанность себя, мотивы вступления в повторный брак, характеристику требований, предъявляемых при выборе партнера для брака.

2) Опросник самоотношения и зависимости от внешних оценок (предложенный И.В. Коровиной), который направлен на исследование различных аспектов самоотношения, отношения к внешним оценкам, определение явления сверхзначимости внешних оценок.

При составлении методики использовались: опросник личностной ориентации Э. Шострома, тест мотивации аффилиации, опросник уверенности в себе Рейтаса, шкала дисфункциональности Вейсмана, тест-опросник МИС.

Опросник состоит из 69 утверждений, на каждое из которых нужно дать один из двух вариантов ответа (+ да, согласен; - нет, не согласен). Выделяются 7 шкал:

I шкала – общая «самооценка»,

II шкала – «условное самопринятие»,

III шкала – «страх отвержения»,

IV – «отраженное самоотношение»,

V шкала – «сверхчувствительность к негативным оценкам»,

VI шкала – «страх неуспеха»,

VII – «стремление к превосходству».

Вопросы каждой шкалы имеют положительный или отрицательный код. За каждый ответ, совпадающий с ключом, присваивается 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале является показателем исследуемых особенностей.

3) Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Методика состоит из 30 утвердительных высказываний, представленных в двух вариантах (а и б). Каждое из высказываний относится к одному из 5 разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). При обработке результатов подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой форы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

4) Методика интерперсональных отношений Т. Лири, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе «настоящем» и себе «идеальном». На основе исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающие различные психологические профили:

I. Авторитарный.

II. Независимый – доминирующий.

III. Агрессивный.

IV. Недоверчивый – скептический.

V. Покорно – застенчивый.

VI. Зависимый.

VII. Сотрудничающий.

VIII. Альтруистический.

Методы математической обработки

Материалы, полученные в исследовании, были обработаны с применением следующих математических методов.

1. Вычисление среднего арифметического по шкалам (М) – показателя центральной тенденции, проводилось для каждого октанта и каждой шкалы в используемых методиках:



где n – число испытуемых, xi – значение элемента выборки.

2. Параметрический метод Стьюдента. Использовался для проверки гипотез о достоверности различий средних при анализе количественных данных в популяциях с нормальным распределением.



где  - среднее арифметическое первой выборки; - среднее арифметическое второй выборки;  - стандартное отклонение для первой выборки;  - стандартное отклонение для второй выборки;  - число элементов в первой и второй выборках.

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


Анализ данных, полученных с помощью анкеты (Приложение, Таблица_1), показал, что испытуемые преимущественно имеют полную родительскую семью 85%, 14% - неполную родительскую семью. При этом среди женщин эти показатели были 85%/14%; среди мужчин 82%/17%. Следовательно, опрошенные, имеющие неполную родительскую семью, могут иметь риск возникновения подобных дисфункций в своих будущих семьях.

Анализ особенностей общения с родителями (Приложение, Таблица 2) обнаружил, что 84% от общего количества испытуемых выросли в семьях, где преобладали отношения любви, взаимопонимания, теплоты, дружбы, уважения и доверия; 16% оценили свои отношения с родителями как натянутые, холодные, отстраненные с минимальным вниманием детям, отношения воспитанников и педагогов. В группе женщин хорошие отношения имели 89%, в группе мужчин – 86%. Плохие отношения в выборке женщин наблюдались у 11% и у 14% в выборке мужчин.

На вопрос анкеты о наличии алкогольных проблем в семье (Приложение, Таблица 3) положительно ответили 24% всех обследованных, отрицательно ответили 74%. В группе женщин алкогольные проблемы в семье отмечаются у 26%, в группе мужчин у 13%. Не имеют проблем, связанных с чрезмерным употреблением алкогольными напитками, 72,5% семей женщин, 86% семей мужчин. Таким образом, каждый четвертый испытуемый рос в семье, имеющей алкогольные проблемы, каждый шестой испытуемый имел неполноценные отношения с родителями, что могло сказаться на формировании черт характера, эмоциональной и поведенческой сферах личности, а, следовательно, в последующем может негативно отразиться на создании и функционировании своих семей.

Братьев и сестер имеют 45% опрошенных, не имеют – 27%.

В среднем у каждого опрошенного нами по 1,8 ребенка, у 10% процентов нет детей. Соотношение респондентов имеющих по одному и по два ребенка в целом одинаковое – 32 % и 36% соответственно. Но среди опрошенных женщин 42% имеют 2 детей, а среди мужчин – 36%. Разница вполне объяснима, так как дети от первого брака чаще всего остаются с матерью. Интересно, что на вопрос: «Сколько детей Вы хотели бы иметь, если бы у Вас были все возможности для их рождения и воспитания?», 54% опрошенных остановились на 2 детях, 3 ребенка хотят иметь 21%.

И мужчины и женщины отвечали на вопросы, касающиеся загруженностью супругов домашним хозяйством. Ответы приведены в Таблице.



Как распределяется домашняя работа по хозяйству?


Мужчины

Женщины

Большую часть домашней работы супруги делают вместе или по очереди или почти вся работа распределена поровну

48

33

У каждого есть свои обязанности, но большая часть работы лежит на жене

21

33

Всю или почти всю работу делает жена

9

17


В задании анкеты закончить предложение «Я заслуживаю любви, потому что…», были получены следующие результаты (Приложение, Таблица 4).

В группе женщин:

сама могу любить – 38%;

обладаю хорошими качествами – 20%;

все заслуживают –16%;

Я заслуживаю – 15%;

Я – человек – 5%.

Были также получены такие ответы: «Любовь нельзя заслужить, она есть или ее нет», «Могу много дать», «Мне не хватает ее», «Было много разочарований», «Я в нее не верю», «Кому-то хочется меня любить», «Она есть».

В группе мужчин:

могу дарить любовь – 34%;

обладаю хорошими качествами – 21%;

все заслуживают –13%;

уже заслужил – 4%.

Таким образом, большинство опрошенных мужчин и женщин считают себя достойными любви; самостоятельно и активно проявляют себя в любви. У 15% женщин и у 21% мужчин наблюдается обусловленность данного чувства наличием положительных качеств, что, возможно, говорит об определенных условиях формирования их личности в родительской семье.

На вопрос «Я не заслуживаю любви, потому что…» женщинами были даны следующие ответы (Приложение, Таблица 5):

сложный характер – 32,5%;

нет ответа – 20%;

могу причинить боль – 7,5%;

заслуживаю – 26%;

не заслуживаю – 1,5%;

заслужила, имею любовь – 0,8%.

Мужчины ответили так:

обладаю недостатками – 52%;

заслуживаю – 17%;

нет ответа – 17%;

не заслуживаю – 4%;

не отвечу взаимностью – 4%.

Таким образом, обе выборки испытуемых обращают особое внимание на значимость личностных недостатков для возникновения и развития любви. При этом у мужчин наблюдается больше сомнений в наличии своих личных достоинств, нежели чем у женщин. Это говорит об обусловленности данного чувства и, возможно, оказывает влияние на развитие семейных отношений.

В вопросе «Чтобы чувствовать себя любимым (ой) мне необходимо» (Приложение, Таблица 6):

Женщины отвечали:

внимание, забота, ласка – 35%;

наличие человека, который любит – 20%;

чтобы любили – 12,5%;

самой любить – 9%;

доказательства – 5%;

чувствую себя любимой – 3%;

работать над собой – 1,5%;

научиться любить – 1,5%;

быть в центре внимания – 1,5%.

Мужчинам необходимо:

наличие любимого человека – 30%;

чтобы любили – 13%;

уважение, понимание – 8%;

чувствую себя любимым – 8%;

доказательства – 4%;

любить себя – 4%;

доставлять удовольствие любимому человеку – 4%.

Следовательно, женщинам несколько больше чем, мужчинам для того, чтобы чувствовать себя любимой, необходимо внимание, защищенность, ласка, понимание со стороны партнера. Для мужчин данной выборки более характерен факт наличия любимого человека.

Выявляя с помощью анкеты мотивы вступления в повторный брак (Приложение, Таблица 7), мы хотели определить, какие потребности пытаются удовлетворить таким образом мужчины и женщины. Преобладающее большинство от общего количества испытуемых на первое место ставят мотив – потребность любить и быть любимым (ой) – 78%.

На второе место – необходимость близкого по духу человека (71%).

На третье место – рождение и воспитание детей (65%).

На четвертое место – совместное ведение хозяйства (16%).

На пятое место – боязнь одиночества (14%).

На шестое место – корыстные побуждения (7%).

На седьмое место – отсутствие мотивов (4%).

Если рассматривать гендерные особенности, то в группе женщин тенденция распределения мотивов почти аналогична с общими показателями. На первом месте – потребность в любви – 79%, на втором месте – потребность иметь близкого по духу человека – 70%, на третьем месте – рождение и воспитание детей – 67%, на четвертом месте – боязнь одиночества и мотив совместного ведения хозяйства по 12%, на пятом месте – корыстные побуждения, на шестом месте – отсутствие мотивов – 4%. Также женщинами были выделены и другие мотивы, среди которых: «Поддержка друг друга», «Жить для любимого человека и для своего удовлетворения», «Хочу серьезных отношений», «Хочется создать свой собственный мирок с любимым человеком», «Чтобы легче было идти по жизни (опора, защита, поддержка)».

Среди мужской части опрошенных распределение мотивов несколько иное. Преобладает потребность любить и быть любимым, и мотив необходимости близкого по духу человека – 73%, мотив рождения и воспитания детей – 52%, совместное ведение хозяйства – 34%, боязнь одиночества – 30%, корыстные побуждения – 7%, отсутствие мотивов – 4%.

Можно сделать вывод, что для мужчин потребность иметь близкого по духу человека и мотив любить и быть любимым объединены, у женщин эти мотивы разведены.

Для мужчин мотив – боязнь одиночества имеет большее значение, а то время как более подготовлены к изменяющимся условиям жизни, имеют более рациональные представления о распределении обязанностей по хозяйству и, следовательно, о практической стороне жизни. Поэтому женщины, возможно, быстрее адаптируются к ситуации создания повторной семьи и имеют меньше шансов разочароваться. Мужчины, предположительно, сложнее адаптируются, следовательно, больше задумываются о близком человеке, который должен быть рядом, понимать, поддерживать или о профессиональной деятельности.

При анализе определений семьи, нами были выделены следующие группы определений (Приложение, Таблица 8):

1. Формальная («ячейка общества», «союз двух людей», «группа родственников живущих в одном доме», «социальная группа людей, объединенная узами брака», «родители и дети»).

2. Эмоциональная («счастье, любовь, тепло, уют», «Мир двух людей, саамы главный и лучший на свете», «состояние, когда с этими людьми немного легче, спокойнее, приятнее», «корабль, плавно раскачивающийся на волнах любви», «образование людей, которые любят, уважают друг друга и хотят быть вместе»).

3. Функциональная («союз мужчины и женщины с целью рождения детей», «определенная договоренность по распределению обязанностей»).

4. Меркантильная («взаимовыгодный союз двух людей», «объединение людей на основе финансовых соображений»).

5. Формально-функциональная («группа людей, объединенная общей целью и являющаяся друг другу родственниками», «Институт, мир людей, в котором они выполняю функции, социальный экономический статус»).

6. Эмоционально-функциональная («двое любящих друг друга человека хотят продолжить семью в детях: воспитывать их, сделать счастливыми», «союз любящих людей, несущих ответственность за все и всех»).

7. Формально-эмоциональная («некое образование, в которое входят добровольно; создается и развивается на основе любви, теплоты, взаимности», «ячейка общества, в которой царит взаимопонимание, дружба»).

По данному вопросу были получены следующие выводы: 34% - от всех опрошенных дают эмоциональное определение, 21% - эмоционально-функциональное; 20% - формальное; 8% - формально-эмоциональное; 7,5% - формально-функциональное; 4% - не имеют определения семьи; по 2,5% - меркантильное и функциональное.

В выборке женщин определения семьи распределены так: 35% - эмоциональное, 24% - эмоционально-функциональное, 17% - формальное, 8% - формально-эмоциональное, 7,5% - формально-функциональное, 4% - не имею определения семьи, по 2,5% - меркантильное и функциональное.

У мужчин: формальное – 34%, эмоциональное – 30%, функциональное – 13%, формально-эмоциональное – 8%, формально-функциональное, эмоционально-функциональное, отсутствие определения семьи по 4%.

Таким образом, в определениях семьи и ее характеристиках женщины больший акцент делают на эмоциональные проявления, что предполагает стремление к близким, доверительным отношениям, эмпатии; а мужчины – на формальные проявления. В общем и мужчины, и женщины отмечают функциональные характеристики, но с акцентом на эмоции (женщины), на формальность (мужчины).

В ответах на вопрос анкеты «Кто Я?» – 20 определений (Приложение, Таблица 9), у 86% испытуемых отмечается позитивное отношение к себе, у 24% - негативное. Учитывая, что такие базовые характеристики как положительное или отрицательное отношение к себе формируется в процессе развития и становления личности в семье, можно предположить, что испытуемые, имеющие негативную оценку, себя переносят ее и в свою семью. 86% от всех испытуемых характеризуют себя прилагательными, содержащими описание личностных качеств – 83%, 76% - существительными. У 53% отмечаются черты направленности на цель, у 46% - социальные роли, у 41% - внешние данные, у 18% - абстрактные характеристики, у 16% - глаголы.

Рассматривая гендерные особенности, можно сделать вывод, что у женщин более преобладает позитивное отношение к себе и принятие себя – 90% (у мужчин – 82%). Женщины делают больший акцент на социальных ролях – 51% (мужчины – 26%). Чаще женщинами выделяются внешние особенности – 45% (мужчинами – 17%). Женщины чаще характеризуют себя с точки зрения личностных качеств – 89% (у мужчин -56%) и качеств, относящихся к семейной жизни – 19% (мужчины 0%), то есть мужчины не рассматривают себя с позиций качеств, необходимых в семейной жизни. Женщины по сравнению с мужчинами больше направлены на цель 55% и 39%.

При обработке результатов критерием осознанности выступало количество определений себя (до 10 – плохое, до 15 – норма, до 20 и выше - хорошее) и отнесенность определений к группам характеристик (существительные, прилагательные, глаголы, социальные роли, внешние данные, здоровье, личностные качества, направленность на цель, семью, образование; сексуальные характеристики, чувство юмор, отношение к вредным привычкам, наличие душевности в общении) (Приложение, Таблица_10).

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что 53% от общего числа опрошенных осознают себя хорошо, 18% находятся в пределах нормы, 29% обладают недостаточным осознанием себя. Данные показатели у женщин: хорошее осознание – 59%, норма – 17,5%, недостаточное осознание – 23%. Среди мужчин хорошо осознают себя – 26%, в пределах нормы – 13%, недостаточно хорошо – 60%. Таким образом, женщины характеризуются большей степенью осознанности себя, что позволяет предположить наличие более осознанного и продуманного подхода к выбору супруга в повторном браке и, следовательно, меньшим процентом возможной дисфункциональности повторной семьи.

Анализ сферы интересов (Приложение, Таблица 11) позволяет выявить наличие общих интересов для двух выборок. К ним относятся: друзья, чтение, путешествия и общение с природой, проведение времени с любимым человеком, музыкой, компьютер.

Среди женщин интересы представлены таким образом: друзья, чтение, проведение времени с любимым человеком, развлекательные заведения, просмотр фильмов, прогулки, проведение времени с близкими, прослушивание музыки, посещение кино, театров, спорт, творческая деятельность, вязание, приготовление еды, уход за собой, сон.

В группе мужчин интересы распределены следующим образом: друзья, чтение, проведение времени с любимым человеком, компьютер, прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, футбол, спорт.

Таким образом, в двух группах испытуемых представлен широкий круг интересов, при этом в группе женщин сфера интересов несколько шире.

Давая 20 характеристик своего нынешнего (в повторном браке) брачного партнера (Приложение, Таблица 12), 96% испытуемых от общей выборки указывают прилагательные, 15% - существительные, 9% - глаголы. Среди этих данных 87% принадлежат эмоциональным характеристикам, 85%- качествам, связанным с образованием, 83% - личностным особенностям, 81% связан с особым отношением к партнеру, 74% - качествам, связанным с семьей, 72% - внешним данным, 53% - чувству юмора, 50% - духовной близости, 44% - направленности на цель, 34% - сексуальным данным, 25% - отсутствию вредных привычек, 18% - социальным ролям, 14% - качествам, необходимым для воспитания детей, 11% - здоровью.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты