Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

Инструкция:  «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1.     когда остаешься один;

2.     нападения;

3.     заболеть, заразиться;

4.     умереть;

5.     того, что умрут твои родители;

6.     чужих  людей;

7.     потеряться;

8.     мамы или папы;

9.     наказания;

10. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

11. опоздать в сад (школу);

12.  перед тем как заснуть;

13.  страшных снов (каких именно);

14.  темноты;

15.  волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

16.  машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

17.  бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);

18.  когда очень высоко (страх высоты);

19.  когда очень глубоко (страх глубины);

20.  в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

21.  воды;

22.  огня;

23.  пожара;

24.  войны;

25.  больших улиц, площадей;

26.  врачей (кроме зубных);

27. уколов;

28.  боли (когда больно);

29.  неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»

Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Методика О.М. Дьяченко

Цель: изучить особенности воображения ребенка дошкольного возраста

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка   данных.   Выявляют   степень   оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


2.2 Результаты исследования


Результаты исследования по методике исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой  мы свели в таб.1 и представили в диаграмме (рис 1)


Таблица 1.

№ вопроса

Ф.И. ребенка



%

мальчики

девочки

Гриша М.

Сережа И.

Антон П.

Саша П.

Илья К.

%

Света П.

Маша К.

Оля В.

Ира Д.

Катя И.

1



х



20


х




20

2













3













4













5













6


х



х

40

х




х

40

7

х

х

х


х

80

х

х

х

х


80

8




х


20




х


20

9








х




20

10

х

х

х

х

х

100

х

х

х

х

х

100

11













12


х




20

х


х


х

60

13

х

х

х

х


80

х


х


х

60

14

х

х


х

х

80

х

х

х

х

х

100

15

х



х

х

60




х

х

40

16













17













18








х




20

19













20













21

х


х



40

х


х


х

60

22




х


20

х

х




40

23

х




х

40

х




х

40

24













25













26


х


х


40




х


20

27



х

х


40



х

х

х

60

28













29





х

20







Кол-во страхов

7

7

6

8

7


9

7

7

7

9



Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики – 7 страхов, девочки - 9страхов.

Нами выявлено наличие следующих страхов у исследуемых детей среднего дошкольного возраста:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты