Инструкция: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. чужих людей;
7. потеряться;
8. мамы или папы;
9. наказания;
10. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
11. опоздать в сад (школу);
12. перед тем как заснуть;
13. страшных снов (каких именно);
14. темноты;
15. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
16. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
17. бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);
18. когда очень высоко (страх высоты);
19. когда очень глубоко (страх глубины);
20. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);
21. воды;
22. огня;
23. пожара;
24. войны;
25. больших улиц, площадей;
26. врачей (кроме зубных);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»
Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.
Методика О.М. Дьяченко
Цель: изучить особенности воображения ребенка дошкольного возраста
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
2.2 Результаты исследования
Результаты исследования по методике исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой мы свели в таб.1 и представили в диаграмме (рис 1)
Таблица 1.
№ вопроса |
Ф.И. ребенка |
% |
||||||||||
мальчики |
девочки |
|||||||||||
Гриша М. |
Сережа И. |
Антон П. |
Саша П. |
Илья К. |
% |
Света П. |
Маша К. |
Оля В. |
Ира Д. |
Катя И. |
||
1 |
|
|
х |
|
|
20 |
|
х |
|
|
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
х |
|
|
х |
40 |
х |
|
|
|
х |
40 |
7 |
х |
х |
х |
|
х |
80 |
х |
х |
х |
х |
|
80 |
8 |
|
|
|
х |
|
20 |
|
|
|
х |
|
20 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
20 |
10 |
х |
х |
х |
х |
х |
100 |
х |
х |
х |
х |
х |
100 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
х |
|
|
|
20 |
х |
|
х |
|
х |
60 |
13 |
х |
х |
х |
х |
|
80 |
х |
|
х |
|
х |
60 |
14 |
х |
х |
|
х |
х |
80 |
х |
х |
х |
х |
х |
100 |
15 |
х |
|
|
х |
х |
60 |
|
|
|
х |
х |
40 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
20 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
х |
|
х |
|
|
40 |
х |
|
х |
|
х |
60 |
22 |
|
|
|
х |
|
20 |
х |
х |
|
|
|
40 |
23 |
х |
|
|
|
х |
40 |
х |
|
|
|
х |
40 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
х |
|
х |
|
40 |
|
|
|
х |
|
20 |
27 |
|
|
х |
х |
|
40 |
|
|
х |
х |
х |
60 |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
х |
20 |
|
|
|
|
|
|
Кол-во страхов |
7 |
7 |
6 |
8 |
7 |
|
9 |
7 |
7 |
7 |
9 |
|
Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики – 7 страхов, девочки - 9страхов.
Нами выявлено наличие следующих страхов у исследуемых детей среднего дошкольного возраста: