Особенности социализации современного подростка
Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему «Особенности социализации современного подростка»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что: Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные, традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, учебного материала - все это сказывается на уровне образования детей.
Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах.
Задачи, которые были поставлены во время подготовки работы:
1.) Изучение литературы по предмету исследования. Таких авторов как Кон, Мудрик, Шибутани – их работ по социализации.
2.) Выявление особенностей современной социализации, связанных с изменением системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
3.) Анализ особенностей социализации современного подростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию современного
подростка, включающие в себя СМИ, Школы, Семью и группу
сверстников.
5.) Выявление роли ведущего фактора в социализации подростка, по
средствам проведения исследования.
В ходе исследования выяснилось, что:
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего
старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в
новых условиях;
2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры
общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов.
3) ослаблением системы формального и неформального социального
контроля, как фактора социализации.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.
Что касается социализации подростков, то:
- несовпадение между высоким уровнем притязаний и низким социальном статусом, который задан их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери и отца сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.
После изучения теоретического материала, основываясь на работах Кона, о том, что главным фактором социализации являются СМИ было проведено исследование:
Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное подтверждение факта «Да и Нет», а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. ( См. приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке ( Примеры заполненного опросника См. приложения ). Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.
1.) Группа сверстников ( 8 человек )
2.) СМИ ( 6 человек )
3.) Семья ( 2 человек )
4.) Школа ( 0 человек )
Таким образом можно констатировать, что гипотеза о СМИ, как о ведущем факторе социализации не подтверждается, хотя, безусловно, он является одним из основных. Что касается Семьи и Школы, то их плачевное состояние вызвано, в случае семьи – гипертрофированным чувством взрослости и стремлением к самостоятельности самого подростка, в случае со школой – возможно плохой неуспеваемостью или же просто усталостью от неё к концу года. Руководствуясь полученной информацией можно сделать следующий вывод: У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.