По результатам проведения методики Р. С. Пантелеева, направленной на исследование самоотношения, хотелось бы отметить следующие особенности.
Анализ результатов методической работы с незамужними женщинами 30-летнего возраста позволяет нам говорить о самоуверенности испытуемых, об отсутствии внутренней напряженности у женщин. Основная масса опрошенных женщин отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, и считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.
Любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других отличает самосознание испытуемых нами женщин. Эмоциональное, безусловное принятие себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками очень свойственно для незамужних женщин 30-летнего возраста.
В данном исследовании достигнута поставленная цель – всесторонне изучена личность незамужней женщины, выявлены особенности ее самосознания.
Задачи исследования решены полностью:
- Проанализированы теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему.
- Выявлена структура самосознания личности женщин, состоящих в разных типах социальных отношений.
- Раскрыты особенности личности незамужних женщин.
- Проведено экспериментальное исследование особенностей самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что незамужним женщинам 30-летнего возраста характерно независимое от воздействия извне поведение, стремление руководствоваться собственной шкалой ценностей без враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они более способны воспринимать себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, уважать себя. Способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению. В жизни таких женщин есть четкая цель, но главное, есть твердое представление о приоритетах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. - 1991. - №4
2.Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992.
3.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996
4.Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики. // Социс. 1997. № 28.
5.Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. Ч.2, - Курган, 2002
6.Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - Мн.,2000.
7.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.
8.Зиммель Г. Конфликт современной культуры// Избранное. Т.1: Философия культуры. - М., 1996
9.Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. - М., 1982
10.Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. - М., 1991.
11.Лобанов А.П., Коптева С.И., Стародынова С.М. Познание и самопознание личности: теория, практика, диагностика: Методическое пособие. Витебск, 1997.
12.Микулина О. Ю. Стереотипы межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта. - М., 2002.
13.Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М: Воронеж, 1995
14.Поленина С.В. Положение женщины в обществе и семье // Женщины в современном мире.- М., 1989.
15.Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2.
16.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
17.Рамих Р. А. Материнство как социокультурный феномен. - Ростов-на - Дону, 1997
18. Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. // Социс. 1994. № 3.
19.Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31.
20.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб., 2002.
21.Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. - М., 1989.
22.Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001.
23.Хасан Б. И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. - Красноярск, 1996
24.Хорни К. Наши внутренние конфликты//Собр. соч. в 3 Т. - М., 1997
25.Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. - СПб: Питер, 2002.
Приложение 1
КЛЮЧ К опросникУ т. лири “диагностика межличностных отношений”
№ октанта |
№ вопроса |
Интерпретация |
I октант |
1 – 4, 33 – 36, 65 - 68, 97 – 100 |
Властный-лидирующий |
II октант |
5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104 |
Независимый-доминирующий |
III октант |
9 –12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108 |
Прямолинейный-агрессивный |
IV октант |
13 – 16, 45 –48, 77 – 80, 109 – 112 |
Недоверчивый-скептический |
V октант |
17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 –116 |
Покорный-застенчивый |
VI октант |
21 – 24, 53 –56, 85 –88, 117 –120 |
Зависимый-послушный |
VII октант |
25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124 |
Сотрудничающий-конвенциальный |
VIII октант |
29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128 |
Ответственный-великодушный |
Приложение 2
Сводная таблица результатов опросника Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО)
(в процентном соотношении)
№ октанта |
Ф.И.О. испытуемых |
|||||||||||||||||||
Василюк Л.Н. |
Данилович А.В. |
Завадская Р.Д. |
Красова Н.В. |
Лимончук С.Ф. |
Лебедева Р.Л. |
Миронович И.А. |
Наумчик Г.В. |
Овсяник М.И. |
Обод А.Д. |
Поддубная Д. Н. |
Полховская Т.Н. |
Рамульт С. С. |
Салькаева Т.Р. |
Середич С.О. |
Селюжицкая М. А. |
Тимощук Н.Т. |
Федорович А.Н. |
Хомич Л.Б. |
Якимчук Л.М. |
|
Количество баллов |
||||||||||||||||||||
I |
17 |
19 |
4 |
10 |
12 |
17 |
21 |
14 |
14 |
17 |
10 |
17 |
19 |
12 |
24 |
17 |
6 |
10 |
4 |
26 |
II |
19 |
19 |
19 |
26 |
10 |
14 |
12 |
10 |
10 |
17 |
30 |
10 |
10 |
19 |
19 |
17 |
12 |
17 |
14 |
17 |
III |
26 |
12 |
21 |
19 |
10 |
17 |
21 |
17 |
6 |
6 |
4 |
21 |
10 |
22 |
6 |
10 |
6 |
19 |
10 |
12 |
IV |
26 |
12 |
21 |
17 |
19 |
14 |
10 |
19 |
11 |
14 |
19 |
10 |
19 |
6 |
14 |
12 |
19 |
10 |
19 |
9 |
V |
6 |
10 |
6 |
4 |
14 |
6 |
26 |
2 |
21 |
10 |
6 |
6 |
17 |
17 |
19 |
14 |
4 |
21 |
2 |
10 |
VI |
1 |
21 |
21 |
10 |
6 |
17 |
6 |
10 |
17 |
19 |
17 |
14 |
10 |
6 |
10 |
24 |
6 |
4 |
10 |
19 |
VII |
1 |
6 |
6 |
4 |
11 |
9 |
6 |
24 |
12 |
21 |
10 |
14 |
17 |
19 |
4 |
10 |
32 |
6 |
4 |
10 |
VIII |
2 |
1 |
2 |
10 |
18 |
6 |
17 |
2 |
21 |
26 |
2 |
19 |
6 |
17 |
14 |
6 |
6 |
19 |
17 |
9 |
Приложение 3
Ключ к методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева
Таблица 1
Шкала |
Интерпретация |
Номер пункта опросника |
1 |
Открытость |
"+": 1,3,9,53,56,65. «-»: 21,48,62,86,98. |
2 |
Самоуверенность |
"+": 7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82. «-»: 20,80,103. |
3 |
Саморуководство |
«+»: 43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110. «-»: 109. |
4 |
Зеркальное Я |
"+": 2,5,29,41,50,102. «-»:13,18,34,85. |
5 |
Самоценность |
"+": 8,16,39,54,57,68,70,75,100. «-»: 15,26,31,46,83 |
6 |
Самопринятие |
" + ": 10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97 |
7 |
Самопривязанность |
"+": 6,32,33,55,89,93,101,104. «-»: 96, 107. |
8 |
Конфликтность |
«+»: 4,11,22,23,27,38,47,59,64, 69,81,91,94,99 |
9 |
Самообвинение |
«+»: 14,19,25,37,60,66,71,78,87,92 |
Таблица 2 Перевод «сырых» баллов в стены
Шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2-3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
10 |
11-12 |
13 |
13 |
14 |
3 |
1-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
4 |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5 |
0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
13-14 |
6 |
0-1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
7 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7-8 |
9 |
10 |
11 |
8 |
0 |
0 |
1-2 |
3-4 |
5-7 |
8-10 |
11-12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
10 |