Особенности самореализации с уровнем развития группы

  




Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

 

2.1 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

   Объекты данного  исследования – студенты вечернего отделения специальности «Психология»,  третьего и четвертого курса очно-заочной (вечерней) формы обучения. В исследовании приняли участие 30 респондентов, из них 12 мужчин и  18 женщин в возрасте от 23 до 35 лет, имеющих определенное место работы.

   В работе использованы  две методики: самоактуализационный тест (Разработчики:  Л.Я. Гозман, М.В. Кроз ,М.В. Латинская) и

тест «Пульсар» (Разработчики:  Почебут Л. Г., Чикер В.А.).

    Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI (опросник личностных ориентации Э. Шострома), и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

   СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. В связи с отсутствием необходимости  дополнительные шкалы были опущены в данном исследовании. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

     Диагностические категории – шкалы теста:

   Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

    Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития (см., например, [3]).

    Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (“внутренняя-внешняя поддержка”). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об “изнутри” и “извне” направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность).

    Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.    

    Стандартизация CAT была проведена на материале опроса 100 мужчин и женщин, студентов московских вузов. Для каждой шкалы были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод “сырых” результатов в стандартные Т-баллы [8, с. 63], являющиеся основой для составления профильных бланков (аналогично тесту MMPI). На этом бланке, в зависимости от среднего значения, равного 50 Т-баллам, и стандартного отклонения в 10 Т-баллов, каждая шкала имеет свой масштаб. Стандартизация методики на студенческой выборке представляется вполне адекватной, так как она близка по своему составу к выборке потенциальных респондентов CAT.

Тест «Пульсар» позволяет определить уровень развития группы.  

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в  зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например, получение группой срочного производственного задания), так и от внутренних субъективных побудителей деятельности (например, сотрудниками фирмы принимается совместное решение о быстрейшем освоении новой техники, что требует с их стороны определенных усилий и проявления активности в повышении своей квалификации и освоении приемов работы на новом оборудовании). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает спад активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы. Продолжительность групповой активности и ее интенсивность зависят от силы стимула, или побудительного мотива, от таких групповых состояний, как организованность, сплоченность, направленность, подготовленность и пр. Выраженность этих групповых состояний определяет количество усилий группы, требуемых для решения задачи. Например, группа подготовленная (знающая алгоритм решения задачи), организованная (четко обозначившая функции и распределившая роли), направленная (не отвлекающаяся на решение других задач) затрачивает меньше интеллектуальных и физических усилий, не переходит предел своих возможностей. Соответственно всплеск активности будет более упорядоченным, а период отдыха, после которого группа опять входит в нормальный ритм и режим своей работы, более кратковременным. [7].

Респонденту предлагается оценить качества организации, в которой он работает. От 1 до 12 баллов по каждой базовой шкале.  Тест содержит 7 базовых шкал:

1.     Подготовленность к деятельности.

2.     Направленность.

3.     Организованность.

4.     Активность.

5.     Сплоченность.

6.     Интегративность.

7.     Референтность.

    Каждая из этих шкал содержит по 4 содержательные характеристики для той, или иной организации.

    Ответы всех респондентов суммируются, и по каждому качеству группы подсчитывается средняя оценка.

    В зависимости от полученной средней можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).

От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, сплоченная, работоспособная и надежная группа. От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания. От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами. От 1 до 3 баллов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.                                                                                                                                                                                                                                                              










2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

                            Таблица 1

                         Результаты исследования самореализации

Уровень

Баллы

Уровень

Баллы

1

низний

26

16

средний

51

2

высокий

57

17

высокий

65

3

высокий

60

18

высокий

60

4

низкий

31

19

низкий

34

5

низкий

34

20

высокий

67

6

средний

42

21

средний

59

7

средний

55

22

средний

50

8

средний

53

23

низкий

32

9

высокий

61

24

низкий

29

10

высокий

64

25

низкий

31

11

низкий

28

26

средний

45

12

высокий

66

27

средний

58

13

средний

54

28

средний

52

14

низкий

33

29

средний

59

15

средний

44

30

высокий

60

 

     Таким образом, в результате проведенного исследования (см. таблицу 1) и интерпретации данных, 30 % респондентов имеют высокие результаты. Человек, имеющий высокий балл относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность),свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

    30% респондентов имеют низкие результаты. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля, ориентация человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

   40% опрошенных имеют средние показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ


Таблица 2

   Результаты исследования уровня развития группы

Уровень

Балл

Уровень

Балл

1

недостаточно зрелая

6,1

16

достаточно зрелая

7,4

2

достаточно зрелая

7,2

17

достаточно зрелая

7,8

3

недостаточно зрелая

6,5

18

достаточно зрелая

7,4

4

недостаточно зрелая

6

19

недостаточно зрелая

6,3

5

достаточно зрелая

7

20

недостаточно зрелая

6,2

6

недостаточно зрелая

6,4

21

недостаточно зрелая

6

7

недостаточно зрелая

6,2

22

достаточно зрелая

7,1

8

достаточно зрелая

7

23

недостаточно зрелая

6,3

9

достаточно зрелая

7,5

24

недостаточно зрелая

5,9

10

достаточно зрелая

7,8

25

недостаточно зрелая

6,5

11

недостаточно зрелая

6,2

26

достаточно зрелая

7,1

12

достаточно зрелая

7,5

27

достаточно зрелая

7,4

13

недостаточно зрелая

6,3

28

недостаточно зрелая

6,8

14

недостаточно зрелая

6

29

достаточно зрелая

7,6

15

 недостаточно зрелая

6,5

30

достаточно зрелая

7,2

 

   Таким образом, в результате проведённого исследования (см. таблицу 2) и интерпретации данных ,53% опрошенных, оценивая качества организации, в которой работают, в результате интерпретации  определили группу как достаточно зрелую, способную выполнять производственные задания.

   47% опрошенных в итоге определяют свою группу как недостаточно зрелую, не всегда способную эффективно справляться с поставленными задачами.

   В результате исследования высоких и низких результатов не зафиксировано.  

 

2.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

  

    График зависимости самореализации и уровня развития группы представлен на рис.1.

Рис.1. График зависимости самореализации

и уровня развития группы.


   Диаграмма рассеивания зависимости самореализации и уровня развития группы представлена на рис.2.


Рис.2. Диаграмма рассеивания зависимости самореализации

и уровня развития группы.


Коэффициент корреляции r-Пирсона рассчитывается по формуле:

                    ∑ (Xi-Mx)(Yi-My)                                     

  Rxy =                                       =  0,63072

           √ ∑ (Xi-Mx)²(Yi-My)²                 

Вывод:  Обнаружена статистическая, положительная, умеренная связь между самореализацией и уровнем развития группы. На графиках прослеживается определенная взаимосвязь. Таким образом, несмотря на то, что феномен самореализации по-разному проявляется в различных условиях группы, можно предположить, что эти два параметра взаимозависимы. Для утвердительного вывода о взаимосвязи  самореализации и уровня развития группы, необходимо провести дополнительные исследования.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Все эти исследования проводятся с одной целью - расширить количество знаний о психологических феноменах, определяющих нашу жизнь, и найти способы взаимодействия с ними наиболее выгодным и приятным для нас образом. Как мы видим, феномен самореализации личности действительно по-разному проявился в условиях различного уровня  развития организаций, организации профессиональной деятельности. Если влиять на внутреннюю потребность в самоактуализации (стимулировать ее) нам представляется весьма затруднительным (разве что на макроуровне - через создание экономически и политически благополучной ситуации в обществе, которая позволила бы более легко удовлетворить потребности в материальных благах и в безопасности, что позволит актуализироваться потребностям роста), то формировать некоторые благоприятные для самореализации условия жизнедеятельности человека на микроуровне (через ближайшее окружение) вполне возможно. Это касается всех сторон жизни, однако целенаправленно данные вопросы изучаются именно в контексте профессиональной деятельности. Возникают и активно развиваются такие разделы науки как эргономика, психоэкология, психогигиена, расширяется направление работы с персоналом организаций, особое внимание уделяется обустройству рабочей среды. Однако, как правило, нововведения касаются не более чем аспектов психофизиологии - забота об оформлении помещения, вызывающего комфортное самоощущение присутствующих людей, о щадящей организации условий работы и т.п. Если использовать терминологию А.Маслоу, здесь речь идёт об удовлетворении низших потребностей - физиологического благополучия и безопасности. Вопрос о соотношении потребности и возможности самореализоваться в профессиональной деятельности обычно оставляется на усмотрение самого субъекта самоактуализации. Между тем, можно предположить, что знание способностей сотрудника, его жизненных целей и ценностей наряду с созданием в организации атмосферы свободы и ответственности, внимания к внутреннему миру коллег, поддержки, доверия и заинтересованности в развитии другого, приведёт к расширению возможностей для личностного роста наряду с профессиональным развитием, а, следовательно, расширит возможности самоактуализации. Если сегодня мы хотим, чтобы будущее нашего общества носило черты цивилизованности, нужно заботиться о создании таких условий профессиональной деятельности, которые позволяли бы каждому отдельно взятому индивиду найти в ней своё место, проявить свои способности, т.е. самоактуализироваться.




                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Андреева Г.М. Социальная психология, М. 1980, с.195

2.     Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001

3.     Головаха Е.И., Кроник АА. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. – с.56-59

4.     Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991. – с.78-93

5.     Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999

6.     Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004 с.93, с.147

7.     Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000

8.     Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998

9.     Рубинштейн С. Основы общей психологии. СПб., 1999

10. Рубинштейн С. Человек и мир. М., 1997

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс ,2004 – с.268-277

12. Столяренко Л. Д.  Основы психологии  – Ростов-на-Дону: Феникс,  1997 – с. 28.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты