Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сельской школе

Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сельской школе

Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сельской школе

С.В.Корнева, В.А.Щенев

В последние годы проблема развития познавательного интереса учащихся к изучению учебных предметов, к учёбе приобрела значительную актуальность. В силу ряда причин эта острота особенно ощущается в сельской школе. Одним из факторов снижения познавательного интереса к школьной географии является усиление роли внеучебных источников географической информации и прежде всего телевидения. Увеличилось количество статей с географическим содержанием в газетах, в том числе местных, появились новые журналы географического профиля. В то же время очевидно, что многие учителя не учитывают и не используют благоприятные условия, которыми располагает сельская школа. В статье рассмотрены некоторые из этих условий. Исследование проводилось на базе трёх основных школ Некоузского района. Обозначим их индексами – А,Б,В.

Любое исследование начинается с постановки проблемы. Потребовалось выявить уровень развития познавательных интересов учащихся к изучению географии, те реальные факторы, которые влияют на этот уровень, и определить, какие резервы учебного процесса используются пока ещё недостаточно. Всё это позволит наметить хотя бы некоторые ориентиры, которые следует учитывать в условиях сельской школы.

Для изучения динамики познавательных интересов использовалось анкетирование учащихся. Им было предложено указать учебные предметы, которые вызывают у школьников наибольший интерес. Выяснилось, что количество таких предметов составляет 2,4. Из 6 учебных предметов (русский язык, литература, математика, география, биология, история) география занимает последнее место. В анкете были названы возможные мотивы изучения географии или фиксировалось отсутствие интереса к предмету.

Учащиеся отвечали на вопрос: Зачем, по вашему мнению, нужно изучать географию? Необходимо было подчеркнуть соответствующие мотивы. Всего их было предложено 14, объединённых в две большие группы: а) познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью и процессом её выполнения; б) социальные мотивы, относящиеся к различным взаимодействиям ученика с другими людьми – родителями, товарищами по классу, формированием гражданских качеств, профессиональных интересов и др. Для более подробного анализа мотивационной сферы возможные ответы были разделены на подгруппы: познавательные мотивы – на широкие познавательные и учебно-познавательные, а социальные – на широкие и узкие.

Выяснилось, что мотивы изучения географии постепенно изменяются от класса к классу. Если в VI-VII классах преобладают широкие познавательные мотивы, связанные со стремлением узнать новое, с интересом к географии, к изучению природы, познанию разнообразных фактов, то в более старших классах чаще всего эти мотивы уступают место социальным.

Таблица 1

Количество учащихся, интересующихся географией (в %)




Реклама
В соцсетях