Особенности развития интеллекта у мужчин и женщин

Особого внимания заслуживают результаты исследований влияния гормонального фона на успешность решения задач. Высокий уровень тестостерона в крови положительно коррелирует с успешностью выполнения женщинами задач на пространственное мышление, в мужчин зависимость обернена. Мужчины с низким уровнем тестостерона лучше взыскиваются с математическими тестами, чем мужчины с высоким уровнем этого гормона. Тем по временам в женщин сходной зависимости не выявлен. Кроме того, выявлено, что девочки с высоким уровнем андрогенов лучше выполняют тесты на пространственное мышление, чем их “нормальные” сверстница.

Оригинальные исследования провел Р. Л. Вудфорд. Он давал задачи на пространственное мышление женщинам к родів и после них, поскольку как раз в эти периоды наблюдается максимальное колебание уровня гормонов. Когда в женщин снижалсяллась уровень эстрогенов в крови, выполнение пространственных тестов резко улучшалось. В исследованиях других авторов выявленное снижение умственной активности в предменструальную и менструальную фазы цикла. Что касается математических состоятельностей, то в чоловіків связь между уровнем гормонов и успешностью обернутая, а в женщин корреляция отсутствующих.

Попытки “преодолеть разность полов”, как правило, начинают исследователя-женщины. Вчастности , Д. П. Уабер предположила, что различие в успешности выполнения тестов определяются не статью, а индивидуальной скоростью дозревания (что находится под контролем гормонов), следовательно, все индивиды, которые опережают в своєму развитии сверстников, должны лучше выполнять вербальные тесты, чем простору. Поскольку девочки опережают мальчиков в развития, их языковые привычки доминируют над пространственными. Одн^ и тот же взаимодействуют два факторы: пол и индивидуальность темпа общего развития. Д. П. Уабер успешно проверила свою гипотезу, но больше никто ее дані не подтвердил.

В 1983 году Валерия Шут (Калифорнийский институт) провела “критическое исследование”, ей удалось показать, что женщины с высоким уровнем андрогенов действительно лучше взыскиваются с пространственными тестами, но в мужчин зависимость обернута, а именно: чем низшее содержание андрогенов, тот успешнее мужчина взыскивается с тестом на пространственное мышление!

Ряд авторов выдвигает концепцию “оптимума” гормонального фона. Схематически она выглядит так.

Камілль Бенбоу (Университет штата Айова, США) проявила, что полови различия в частоте встречаемости высокого уровня математических состоятельностей (верхняя часть тестовой шкалы) очень большые: на 13 мужчин припадает 1 женщина.

Что касается пространственных состоятельностей, то здесь проблема больше запутана. Предоставим слово Т. В. Виноградова и В. В. Семенов: “В 1961 году Р.   Е. Стэнфорд получил данны, которые свидетельствуют о том, что состоятельности к пространственному образу сообщаются от матери к сыну и от отца к дочке, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существования генетического механизма наследования пространственных состоятельностей, сцепленных из статью. Тем не менее в роботе Д. Гудинафа и его коллеги с помощью метода генетических маркеров было продемонстрировано, что показатели, объединенные под одним названием пространственных состоятельностей, радикальным образом различаются по механизму наследования. Кроме того, известные случаи генетической и гормональной патологии (например, синдром Шершевского—Тер-нера, ХО синдром, мужской псевдогермафродитизм), при которой особенности когнитивной сферы не узгодяться с выдвинутой генетической моделью. Эти факты заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий пізнавальних состоятельностей”.

Дані клиники поражения зон коры большых полушариев главного мозга свидетельствуют о разнообразной роли передних и задних отделов коры, а также правого и левого полушариев в выполнении когнитивных функций мужчинами и женщинами. Да, при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины - обоими. В женщин встречается передняя локализация системы выбора действий (сенсомоторной регуляції), а в мужчин - задняя. Поэтому при повреждении задних отделов мужчины хуже взыскиваются с тестом “Кубики Косса” (сложение фігури по заданному образцу), а в женщин тот же эффект наблюдается при поражении передних отделов.

По теории Н. Ленсделла, подтвержденной его собственными наблюдениями над больнями эпилепсией и даннами пізніших исследований, отделы мозга, ответственные за простору и вербальные состоятельности, в мужчин располагаются в противоположных полушариях, а в женщин примерно поровну представленные в обоих полушариях. Поэтому в мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария - невербальных задач, а в женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, что полушарие ушкоджена. Кроме того, девочки одинаково хорошо левой и правой рукой распознают на ощупь предметы, тем по временам как мальчики значительно успешнее выполняют эти задачи левой рукой.

Более всего распространенное пояснение этих явлений - эволюционное:

 возникновение в походке природного отбора в период антропогенеза специализации нервной системы мужчин и женщин как приспособления к жестко определенным жизненным функциям. Мужчины - путешественники и охотники, женщины следят за зданием и присматривают за детями и т.д. и пр. Но это только  гипотеза.

Результаты исследований вербальных, математических и пространственных состоятельностей дают противоположные результаты. Еще больше противоречивые дані, которые касаются общие умственного развития. Тем не менее известно, что девочки на ранних этапах (до 7 лет) обычно опережают мальчиков в интеллектуальном дозревании. Но, как правило, до 20-30 лет средние показатели 10 мужчин и женщин не отличаются, тем не менее разброс значений 10 в мужчин, как мы уже отмечали, значительно больше, чем в женщин. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и интеллектуально одаренных. Как раз мальчики преобладают среди победителей школьных олимпиад.





Раздел 2.  Методика и организация исследования.

2.1. Методика проведения эмпирического исследования.


          Эксперементально нами изучались качественные различия интеллекта мужчин и женщин. В эмпирическом исследовании участвовали  мужчины и женщины от 20-ти до 40 лет, выборка испытана организованная по случайному принципу. Для обнаружения особенностей интеллекта мужчин и женщин мы провели эмпирическое исследование по использованием тест структуры интеллекта Амтхауэра. При проведении тестирования испутует пояснювалася цель работы, и создавался благоприятный настрой. Тест структуры интеллекта Амтхауэра предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в веке от 13-ти до 61 года. Предложенный Р. Амтхауэром в 1953 году. Данный тест составляется с 9-ти субтестов, каждый из что направленный на измерение разнообразных функций интеллекта (в всех группах задач, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа).

1 субтест. Логический отбор - исследования индуктивного мышления, чутье языка. Задача испытана - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество задач - 20. Час выполнения - 6 минут.

2 субтест. Определение общих черт. Исследование состоятельностей к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждой задаче випробуваному предлагают 5 слов, с которых 4 объединенные смысловым связью, а 1 - лишнее. Это слово и варто выделить в ответа. Количество задач - 20. Час выполнения - 6 минут.

3 субтест. Аналогии - анализ комбинаторных состоятельностей. В каждой задаче випробуваному предлагается три слова, между первый и второй существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. С 5-ти что прикладываются к задаче вариантов ответов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим такой же образом, как и первые два. Количество задач - 20. Час выполнения - 7 минут.

4 субтест. Классификация - оценка состоятельностей выносить суждения. Испытанный долженой пометить 2 слова общим понятием. Количество задач - 16. Час выполнения - 8 минут. Оценка варьируется от 0 к 2-х баллам в зависимости от уровня обобщения.

          5 субтест. Задача на счет - оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест составляется с 20 арифметических задач. Час решения 10 минут.

          6 субтест. Ряды чисел - анализ индуктивного мышления, состоятельности оперировать числами. В 20-ти задачах необходимо установить закономерность числового ряда и продлить его. Час выполнения 10 минут.

     7 субтест. Выбор фігур - исследования пространственного образа комбинаторных состоятельностей. Испытанному предъявляют карточки, где изображенные разделенные на части геометрические фігури. При выборе ответа варто обнаружить карточку с фігурою, что несет ответственность разделенной на части. Количество задач - 20. Час выполнения - 7 минут.

     8 субтест. Задача с кубиками - исследуются показатели, близкие по характеру что измеряется 7-м субтестом. В каждому с 20-ти задач предъявляется куб в определенного, измененному относительно   ряда кубов. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Час выполнения - 9 минут.

     9 субтест. Задача на состоятельность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Испытанный долженой запомнить ряд слов и обнаружить их среди других, предложенных в задаче. Слова для запоминания объеденены в таблицу по определенным категориям. Всего предлагается запомнить 25 слов. Час заучивания таблицы - 3 минуты. Количество задач - 20. Час выполнения - 6 минут.

     Всего тест содержит 176 задач. Общий час обследования без подготовительных процедур и инструктажа, испытанного - 90 минут. При подсчете «сирих» оценок, кроме 4 субтеста, каждое правильное решение оценивается в 1 балл. При отборе тестовых задач автор руководствовался 2 главными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно чередом корреляции между отдельными группами задач. Среднее значение коэффициента корреляции между группами задач и общего результата - 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов - 0,36 (0,62-0,20). Коэффициент надежности ретестовой Амтхауэра интеллекта структуры тест - 0,83-0,91 (интервал повторного исследования - 1 год). Коэффициенты надежности параллельных форм - 0,95, надежности частей тест (метод расщепления) - 0,97. Тест имеют высокие показатели валидности текущы и валидности прогностической, определенной по методе контрастных групп. Вищевказаний тест разрабатывался в первую череду как тест диагностики уровня интеллекта в связи с проблемами психодиагностики проффесиональной, анализа проффесиональной пригодности. При создании тест Амтхауэр выходил с концепции, что разглядывает интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. В интеллекте оказывается наличие определенное «центры веса» - языковых, счетно-математического, пространственных представлений, функций памяти.

     В походке эмпирического исследования мы удостоили чести, что интеллект также тесно связан с другими компонентами личности, его волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. В исследовании нами использовалсяллась вариант Амтхауэра интеллекта структуры тест, что предусматривает использования «сирих» баллы без перевода в стандартную шкалу.


2.2. Опрацювання и анализ результатов.

     Опрацювання результатов тестирования проводилось в такой способ: усі бланки обследования с внесенными туда ответами испытанных были разделенные на 2 группы. Группа ответов мужчин и группа ответов женщин. Каждый испытанному был присвоенный порядковый номер и под этим номером он был внесенный в сводную таблицу результатов. Для удобства подсчета и сравнения, результаты высокомерничали в таблицу (табл. №1, табл. №2).

     На таком этапе опрацювання был проведенный качественный анализ тестовых даних (как индивидуальн, так и групповых). В результате были выявленны более всего и наименее развитые умственные операции, и виды логических связей в каждого испытанного и групп в целом. При  анализе даннов тестирования групп приравнивались результаты выполнения задач, построенных на вербальному и числовом материале и требующих от испытанных определенных знаний, а также умений совершать определенные логические действия с разнообразным материалом (вербальным, числовым, пространственным, мнемическим).

     Успешность выполнения задачи свидетельствует об уровне развития отдельных компонентов интеллекта. После чего сочиняем таблицы. В таблицах представленны как первичные групповые факторы (осведомленность, классификация, аналогия, обобщение, счетно-математический, числовые закономерности, оперирование изображением фігур на площині, оперирование изображением объемных фігур, заучивание слов), так и повторные групповые факторы (субтест 1-4 - вербальный интеллект, субтест 5-6 - математический интеллект, субтест 7-8 - пространственный интеллект и субтест 9 - мнемический интеллект).

     В таблицах представленны главные групповые факторы: теоретический интеллект (субтесты 1-4), практический интеллект (5-9).

































































     Дані таблицы №1 показывают, что среди первичных групповых факторов лучше других в женщин развитые мнемические умения (88%), состоятельность к вербальному обобщению (72,8%), а хуже других практическое математическое мышление (45,5%) и пространственный образ (50.5%). Среди повторных групповых факторов более всего высокие результаты отримані по вербальному компоненту интеллекта (65,9%), несколько хуже развитые счетно-математический интеллект (53%) и пространственный компонент интеллекта (52,3%).

     Дані таблицы №2 показывают, что среди первичных групповых факторов лучше других в мужчин также как и в женщин развитые мнемические умения (83%), состоятельность к вербальному обобщению (73,1%), тем не менее в відмінності от женщин в мужчин несколько лучше развитых состоятельность оперировать геометрическими фігурами в просторе (73,5%), хуже других в мужчин развитая состоятельность к вербальным аналогиям (67,5%). Что касается повторных групповых факторов, то все компоненты интеллекта, относимые к данным факторам в мужчин, развитые примерно одинаково.

Дальше, что вытекает этапом нашей работы был сравнительный анализ результатов, показанный мужчинами и женщинами. Для чего по данных таблиц №1 и №2 были составленны интеллектуальные профили тех и других.






























Сравнение даних интеллектуальных профилей показывает преобладание мужчин по всем позициях кроме параметра «П» (память), при этом по ряду параметров, различие результатов в пользу мужчин носят значимый характер по критерию Стьюдента:

1)      показатель общего уровня интеллекта, уровень значимости 5%;

2)     за уровнем развития комбинаторных умений, уровень значимости 5%;

3)     по привычкам практического математического мышления, уровень значимости 1%;

4)     по пространственным привычкам, в том числе по привычкам оперирования фігурами на площині, уровень значимости 5%;

5)     за уровнем развития умениоперировать фігурами в просторе, уровень значимости 0,1%.

Наши результаты в целом подтверждают имеющие в литературе данны об особенностях интеллекта мужчин и женщин, в частности  Дружинина, Холодной.














 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование частично подтвердило правильность выдвинутой гипотезы: поскольку выяснилось, что мужчины превосходят женщин не только по отдельным компонентам интеллекта, но и по его общему уровню, тем не менее при пояснении полученных результатов вытекает на наш взгляд взять во внимание такие обстоятельства:

·        мужчины нашей выборки старше по возрасту;

·        кроме высшего технического и природного образования, которые дают определенные преобладания при выполнении тест Амтхауэра, они обладают также большым фаховим и жизненным опытом;

·        женщины в нашей выборке моложе мужчин, в многих отсутствующий опыт фахової деятнльности, и они «гуманитарии»















































15.  Психологическая диагностика. Проблемы исследрвания (под ред. К.М. Гуревича) М., 1981.

16. Психодиагностика: методология и методы (под ред. Л.Н. Собчик) М., 1990.

17. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной) М., 1990.

18. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.А. Холодная, М., 1997.

19. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн, СПб, 1998

20. Атлас по психологии. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, М., 1998.

21. Психология общих способностей. В.Н. Дружинин, СПб. , 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты