Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

Разработана достаточно подробная интерпретационная схема, позволяющая проводить качественно-количественный анализ полученных результатов.

Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

Результаты теста.

При исследовании направлений реакций личности подростков на фрустрирующую ситуацию нами установлено достаточно равномерное распределение экстра- (45%) и интрапунтивных (40%) направлений реакции на фрустрацию, импунтивные реакции отмечены лишь у 15%.

Такие тенденции, как ассимилятивный тип поведения, повышенное чувство стыда, вины, аутоагрессивные формы поведения, неадекватное признание себя как виноватого, отмечены только у 20% подростков.

У 30% подростков выявлена примиренческая позиция в конфликте, связанная с социальной и субъективной неприемлемостью агрессивного поведения.

 Наиболее значимыми фрустрируемыми ценностями для девочек явились внешний вид, нравственность и социальный статус, для мальчиков – также социальный статус, а помимо него, характер и благополучие.

Как для девочек, так и для мальчиков характерно проявление большей агрессивности по отношению к лицам своего пола, причём для девочек разница в среднем балле реагирования на людей разного пола составляет 0,475 балла, в то время как для мальчиков – 0,85 балла.

В целом же средний балл  3,97, что характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Преобладание среднего уровня агрессивности и враждебности свидетельствует об их адекватности в различных ситуациях. В данном случае фрустрация для подростка эпизодическое, преходящее состояние. Лишь у малого числа подростков (10%) выявлен повышенный уровень агрессии – как ауто-, так и внешнеобвиняющей.

Анализ взаимосвязи типа реакции на фрустрацию с проявлениями агрессивности показывает, что при выраженности в поведении подростков экстрапунитивных реакций во фрустрирующей ситуации для них характерно проявление агрессии в виде подозрительности, раздражения, негативизма и вербальной агрессии. Для подростков с преобладающим экстрапунитивным типом реагирования во фрустрирующей ситуации свойственно проявление таких видов агрессии, как чувство вины и косвенная агрессия.

Проявление в поведении интропунитивных реакций отрицательно связано с уровнем агрессивности и негативизмом. Чем выше самокритичность, тем сильнее "Я" личности, тем реже проявления вспыльчивости, резкости, грубости, физической и вербальной агрессии, меньшее стремление к противостоянию авторитетам, руководству, социальным законам и обычаям. Соответственно, если подросток не проявляет агрессии, стремится к соблюдению правил и норм общества, самокритичен, то можно ожидать, что во фрустрирующей, конфликтной ситуации он возьмет на себя ответственность за исправление ситуации.

Импунитивные или нейтральные реакции, лишены агрессивных проявлений - импунитивные реакции имеют отрицательную взаимосвязь с раздражительностью, уровнем агрессивности и враждебности, обидой. Если фрустрирующая ситуации представляется как малозначащая, подчеркивается отсутствие чьей-либо вины или происходящее рассматривают как нечто фатальное, неизбежное, то подросток не склонен проявлять раздражение, вспыльчивость, грубость, физическую и вербальную агрессию, зависть, ненависть к окружающим из-за гнева на весь мир. Чем чаще человек проявляет импунитивный тип реагирования, тем реже он нуждается в активной самозащите, реже проявляет недоверие и осторожность по отношению к людям. И наоборот, чем слабее "Я", чем чаще рассуждает о виновности и старается избегать упреков, защищаясь, тем реже ожидает, что ситуация сама собой разрешится и менее склонен воспринимать затруднения как незначительные.

При рассмотрении взаимосвязи направления реакции на фрустрацию с проявлениями агрессивности установлена наибольшая выраженность агрессивных способов поведения при самозащитных реакциях. Их представленность в поведении статистически достоверно положительно коррелирует с уровнем враждебности, уровнем агрессивности, обидой и подозрительностью. Защищаясь, подросток внешне будет демонстрировать раздражение, вербальную и физическую агрессию, или, наоборот, агрессивное поведение носит защитный характер, давно известный как механизм компенсации.




 

Заключение

 

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.

На основании всего вышесказанного можно считать проблему психологического и психического здоровья детей и школьников центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития. Еще более важной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности. Проблема фрустрации должна занять свое место не только в общей, но и в детской и педагогической психологии. Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, которые являются необходимым условием развития. Педагогическая психология должна помочь в осуществлении следующих задач, стоящих перед практикой воспитательной работы с детьми, в том числе  подростками: предупреждать состояния фрустрации, и если они возникают, регулировать их; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов, провоцирующих астенические и нежелательные стенические реакции; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания. Новое понимание цели психологической службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует пересмотра программ подготовки детских практических психологов и в особенности психологов образования в плане включения в эти программы указанной проблематики.


.

Литература:

 

1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. -

 Вопросы психологии. 1967. № 6.

2. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина. - 1982.

3. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М., Медицина, 1985.

4. Карвасарский Б. Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия - СПб.: ЗАО " Издательство " Питер", 1998. М.: Медицина, 1985.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: ЗАО Издательство " Питер", 1999.

7. Р. Бэрон, Д. Ричардсон Агрессия - СПб.: Питер, 1997.

8. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. – Новосибирский медицинский институт, 1998

9. Бандура А. Исследования агрессии в эксперименте. М., 2002.

10. Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. - Вопросы психологии. - № 6 - 1991.

11. Басс А. Диагностика агрессии. / Основы психодиагностики. М., 1996.

12. Белинская Е.П. Я-концепции и ценностные ориентации подростков. - Вестник Московского университета. Серия14. Психология. - № 4. - 1997.

13. Берковиц Л. Что такое агрессия. - М., 2002.

14. Бэрон Р. Агрессия. - М., 1999.

15. Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании. - М., 2002.

16. Дмитриева Е.В., Богомаз С.А. Методика рисуночных фрустрационных ситуаций А.Розенцвейга. - Томск, 2000.

17. Журавлев В.С. Почему подростки агрессивны? - Социологические исследования (СОЦИС) - № 2 - 2001.

18. Брель Е. Ю., Тихонова М. В. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков. -

19. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации. - Вопросы психологии. - № 4. - 1997..

20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2002.




Приложение

 

ФРУСТРАЦИОННЫЙ ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ (ФВТ)

(Л.Н.Собчик)

Содержание

Стимульный материал.

Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а), если бы"...

1. Мой отец сказал мне:

а/ Ну и дурацкая у тебя прическа!

b/ Ты совсем не следишь за своим здоровьем!

c/ До чего же у тебя противный характер!

d/ Что, опять деньги клянчить пришёл?

е/ Тебе уж точно не удастся в жизни ничего добиться.

f/ Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!

g/ Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!


2. Моя мать сказала мне:

а/ Нужно же такое нагородить на голове!

b/ Ты питаешься так, чтобы окончательно испортить свое здоровье!

с/ С тобой никогда ни о чем договориться нельзя!

d/ Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!

е/ Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!

f/ Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!

g/ И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!


3. Мой приятель сказал мне:

а/ Да тебя разнесло как на дрожжах!

b/ Что-то ты плохо выглядишь!

c/ А ты, как всегда, со своим особым мнением?

d/ Что-то незаметно, чтобы тебе привалило богатство!

e/ А ты всё в двоечниках ходишь или вообще выгнали из школы?

f/ Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? Да в твоём классе любой двоечник это знает.

g/ Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!


 4. Моя приятельница сказала мне:

a/ Такая прическа уже давно не в моде.

b/ У тебя болезненный вид, сходи к врачу.

c/ Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно.

d/ А ты по-прежнему бедствуешь?

e/ Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться?

f/ Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...

g/ Ну, тебе подвести человека - ничего не стоит.


5 Мой одноклассник сказал мне:

a/ Ты в последнее время потерял форму.

b/ Смотрю, ты ходишь как-то осторожно – болит что-нибудь?

c/ Ну, ты и зануда!

d/ Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе, что ли?

е/ А тебя опять как отстающего отметили?

f/ У меня один вопрос есть, но ты вряд ли мне на него сможешь ответить.

g/ Тебе никого не жалко!


6. Моя одноклассница сказала мне:

а/ Ну и вид у тебя, страшнее войны!

b/ Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.

с/ Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.

d/ Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?

е/ Ты, наверно, будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни…

f/ Ты мне можешь что-нибудь рассказать о Дюма, или это за пределами твоих интересов?


7. Мой учитель или директор (мужчина) сказал мне:

а/ В таком виде в школу ходить не стоит.

b/ Ты опять болеешь? А учиться кто будет?

с/ С тобой каши не сваришь: я тебе одно, а ты мне - другое! Трудный у тебя характер!

d/ Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, а ты – беднее других, что ли?

е/ Уж тебе-то нормально закончить школу вряд ли удастся.

f/ Такую сложную работу я тебе поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.

g/ На тебя трудно рассчитывать в трудную минуту: ты можешь подвести и меня, и весь коллектив!


8. Моя учительница (или завуч) сказала мне:

a/ Чтобы я тебя в такой одежде в школе не видела

b/ Ты такой бледный. Что с тобой?

c/ Какое нестерпимое упрямство и грубость!

d/ Все наделиновые рубашки или блузки,а ты всё в старом!

e/ Ты никуда поступить не сможешь, так как ничего не знаешь.

f/Ты не приходишь на контрольные, потому что боишься показать свою невежественность?

g/ Что за эгоизм с твоей стороны - так подвести весь коллектив!


9. Уличные контакты:

а/ Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!

b/ Пассажир в автобусе: Садитесь, ведь ты еле на ногах стоишь – болен, наверное...

c/ Пассажир в вагоне метро - мне: Ну и склочная ты личность! Тебе бы только учить других - как себя вести!

d/ Продавец в магазине: Не трогай товар! Это тебе не по карману

g/ В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле…

f/ Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не для тебя. Сложновато - не осилишь!

g/ Прохожий у входа в метро: Пропусти немедленно! Не видишь - я тороплюсь!


Ключи

Алгоритм обработки результатов.

Варианты возможных ответов.

Высказал:

Высказывания или действия:

Почувствовал:

Чувства:

Агрессивные действия в адрес обидчика.

Резкие высказывания.


Убью! Уничтожу! Стукну! Двину! Дам пощечину!


Оценка и в том и в другом варианте – 6 баллов.





Ярость, злость, ненависть

Ругань, обвинения в адрес обидчика.


Пошел ты…!

Ах ты дрянь!

Сам дурак (дура)!

На себя посмотри(те)!

Не Ваше (не твое) дело!


Оценка – 5 баллов.




Возмущение, гнев.

Отрицание вины.


Это не так!

Неправда!!

Ничего подобного!

Не могу с этим согласитьтся.


Оценка – 4 балла.




Раздражение, обида


Стремление оправдаться или ссылка

на обстоятельства, смягчающие вину:

Возможно это так, но иначе не получается.

Да, но этому есть причины.

Нехорошо, но – что поделаешь.

Так вышло, но это – не моя вина.


Оценка – 3 балла.





Неловкость

Признание вины:


Да, нескладно вышло.

Приходится признать, что это – моя вина.

Прошу извинить меня.

Вы правы (ты прав).


Оценка – 2 балла.





Стыд, смущение

Обвинение в свой адрес,

выраженное чувство вины:

Вечно у меня все хуже, чем у всех!

Это – мой злой рок!

Так мне и надо!

Я виноват. Прости(те)!


Оценка – 1 балл.





Самобичевание, недовольство собой


Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая агрессия. 1, 2 балла - выраженная аутоагрессия.

Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного бланка (см. ниже Регистрационный бланк к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.

Затем:

1.суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории;

2. суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности. å - это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n, вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого. ( max (а, b, с, d, e, f, g) = наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. ( min (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) = значимые другие, в присутствии которых повышается самоконтроль.


Если значимо больше чем

(или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к женщинам, а во втором - большая агрессия направлена на представителей мужского пола.

Ключ:

Оценка агрессивности.

   

    

Высказал:

    

Почувствовал:

Агрессивные угрозы, обещания,

расправы, желание ударить

6 баллов

Ярость, злость.


Ругань, обвинения в адрес обидчика


5 баллов


Возмущение, гнев.


Отрицание вины


4 балла



Раздражение, обида

Стремление оправдаться или ссылка

На обстоятельства, смягчающие вину


3 балла


Неловкость

Признание вины


2 балла

Стыд, смущение

Обвинения в свой адрес, самобичевание


1 балл

Чувство вины, приниженности


Регистрационный бланк ВФТ

Фрустрированные ценности

Источник фрустрации

a

b

c

d

e

f

g

  

1

отец

    

   

   

   

   

    

    

å 1/n

2

мать

    

   

    

    

   

  

   

å 2/n

3

приятель

    

   

   

   

   

   

  

å 3/n

4

приятельница

    

   

   

   

   

   

   

å 4/n

5

одноклассник

    

   

   

    

  

   

  

å 5/n

6

одноклассница

   

  

  

  

  

   

   

å 6/n

7

учитель (мужчина)

   

  

  


   

   

   

å 7/n

8

учительница

   

  

   

   

   

   

   

å 8/n

9

посторонние


   

   

   

   

   

   

å 9/n

   

   

    

   

   

   

   

   

å общ.

ценн.

   

å a

å b

å c

å d

å e

å f

å g

   

    

å

n

å

n

å

n

å

n

å

n

å

n

å

n

å

общ.

                                                                                                                                      




Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты