Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы

Исследование проводилось при помощи двух методик: «Ваши эмпатические способности», «Эмоциональное выгорание».

В методику «Ваши эмпатические способности» включены 6 каналов эмпатии:

1.      Рациональный канал эмпатии. Он характеризует направленность внимания и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

2.      Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становятся средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируему. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

3.      Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

4.      Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать леченых контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

5.      Проникающая способность. Расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует инфррмационно - энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

6.      Идентификация. Непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе индетификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. По предварительным данным можно выделить: низкий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии и высокий уровень эмпатии [2].

Методика «Эмоциональное выгорание» дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Она позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокорркции. Освещаются следующие вопросы:

·                   Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

·                   Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

·                   Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

·                   В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

·                   Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам [2].


2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы


Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2.


Таблица 2 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

0

0

средний уровень

10

100

высокий уровень

0

0

Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Рациональный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 3.


Таблица 3 - Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

2

20

средний уровень

7

70

высокий уровень

1

10


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Эмоциональный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы.


Таблица 4 - Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

1

10

средний уровень

6

60

высокий уровень

3

30


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Интуитивный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

1

10

средний уровень

7

70

высокий уровень

2

20


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Установки, способствующие эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 6.


Таблица 6 - Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

1

10

средний уровень

9

90

высокий уровень

0

0


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Проникающие способности в эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 7.

Таблица 7 - Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

0

0

средний уровень

9

90

высокий уровень

1

10


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Идентификация в эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 8.


Таблица 8 - Уровни показателей идентификации в эмпатии у педагогов коррекционной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

5

50

средний уровень

4

40

высокий уровень

1

10


Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности представлены в Таблице 9.

Таблица 9 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности

Уровни

Испытуемые

со стажем пед. Деятельности 0-5 лет

со стажем пед. деятельности 15-25 лет

кол-во

%

кол-во

%

низкий уровень

0

0

0

0

средний уровень

5

100

5

100

высокий уровень

0

0

0

0


Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает средний уровень эмпатии.

Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания.


2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.

Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 10.


Таблица 10 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

4

40

средний уровень

5

50

высокий уровень

1

10


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Рациональный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 11.


Таблица 11 - Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

3

30

средний уровень

7

70

высокий уровень

0

0


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Эмоциональный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 12.


Таблица 12 - Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

1

20

средний уровень

8

80

высокий уровень

1

20


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Интуитивный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 13.


Таблица 13 - Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

2

20

средний уровень

6

60

высокий уровень

2

20


Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Установки, способствующие эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 14


Таблица 14 - Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов общеобразовательной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

1

10

средний уровень

6

60

высокий уровень

3

30

Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Проникающие способности в эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 15.


Таблица 15 - Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов общеобразовательной школы

Уровни

Испытуемые

кол-во

%

низкий уровень

0

0

средний уровень

8

80

высокий уровень

2

20


Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности представлены в Таблице 16


Таблица 16 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности

Уровни

Испытуемые

со стажем пед. деятельности0-5 лет

со стажем пед. деятельности 15-25 лет

кол-во

%

кол-во

%

низкий уровень

2

40

2

40

средний уровень

3

60

2

40

высокий уровень

0

0

1

20

Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает средний уровень эмпатии.

2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы


Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.).

При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия по уровню эмпатийности.

Проверим, существуют ли различия в формировании стадий эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 2.).

При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.                 для педагогов коррекционной школы характерно:

·                    низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)

·                    средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)

·                    высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)

·                    не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)

·                    фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)

·                    сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)

2.                  для педагогов общеобразовательной школы характерно:

·                    низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)

·                    средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)

·                    высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)

·                    не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)

·                    фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)

·                    сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)

3.                 существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.

4.                 между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.

Заключение


В данной курсовой работе исследовалась тема: «Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы». В теоретической части рассматривалось: понятие эмпатии, факторы, влияющие на эмпатийность личности. В практической части проводилось исследование при помощи методик: «Ваши эмпатические способности», «Эмоциональное выгорание». При анализе полученных данных выяснилось, что: для педагогов коррекционной школы характерно:

·                    низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)

·                    средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)

·                    высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)

·                    не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)

·                    фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)

·                    сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)

Для педагогов общеобразовательной школы характерно:

·                    низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)

·                    средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)

·                    высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)

·                    не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)

·                    фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)

·                    сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)

Существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.

Между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.

Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ» подтвердилась частично.

А именно: существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ:

1) по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия.

2) по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ различий не существует.

Список литературы

1.           Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994. 455 с.

2.           Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. 285с.

3.           Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса. – В кн.: Актуальные вопросы медицинской психологии. – Л., 1974. 153 с.

4.           Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб, 1997. 487 с.

5.           Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. 369 с.

6.           Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. – М., 1959. 581 с.

7.           Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. Микроструктура общения. – М., 1993. 479 с.

8.           Кулагина Е.И., Корнинова Т.В. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов // Вопр. психол. 2005. №5. С. 105-108.

9.           Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. 387 с.

10.       Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 1983. 276 с.

11.       Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. Трудов /Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во: ЯрГУ, 1999. С. 76-97.

12.       Психотерапевтическая энциклопедия / Под ре. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 587 с.

13.       Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стерессоустойчивости учителей // Ворп. психол. 1997. №1. С. 45-55.

14.       Ромэн А.С. Самовнушение и его влияние на организм. – Алма-Ата, 1970. 481 с.

15.       Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 372 с.

16.       Руковишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей: Руководств. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. 593 с.

17.       Руковишников А.А., Соколова М.В. Шкала эмоциональной возбудимости: Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»,1996. 487 с.

18.       Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. 474 с.

19.       Соложенкин В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия. – Вестник гипнологии и психотерапии, 1992, «2, с. 56-57.

20.       Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 533 с.

21.       Ташлыков В.А., Фробург И. Исследование «вербализации» (эмпатической коммуникации в психотерапии) в связи с задачами учебного тренинга психотерапевтов. – В кн.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрафилоктической работы. – Л., 1985. с.178.

22.       Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол.. 1994. №6. С. 57-64.

23.       Цыцарев С.В. Мотивы обращения к психотерапевту. – В кн.: Психотерапия: от теории к практике. – Спб, 1995, с. 174.

24.       Эверли ДЖ., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. – М., 1985. 376 с.

25.       Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. М.: АСТ, 1997. 721 с.

26.       http://lesena.ru/read/chzal?r=025gv=143gmod=read.

Приложение 1


Выявление различий по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.


группы

N1

%

N2

%

1

0

0

10

100

2

4

40

5

50


U = (100 – 40) * 10 * 9 = 3,142 – 1,369 * 90 =1,773 * 4,7 = 1,773 * 2,167 =  10 +9 19= 3,84

U = 1,64 (p 0,05) 2,31 (p 0,01)

U U

Ответ: педагоги коррекционной школы по уровню эмпатийности отличаются от педагогов общеобразовательной школы.

Приложение 2


Выявление различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.


Группы

N1

%

N2

%

1

4

40

5

50

2

3

30

3

30


U = (50 – 30) * 9 * 6 = (1,571 – 1,159) * 54 = 0,412 * 3,6 = 0,412 * 1,89 = 9 + 6 15= 0,778

U 1,64 (p 0,05)2.31 (p 0,01)

U U

Ответ: педагоги коррекционной школы не отличаются от педагогов общеобразовательной школы по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты