Особенности образа отца в сознании юноши

54,5

45,5

0

45,5

54,5

0

Агрессивный

45,5

45,5

9

36

54,5

9

Подозрительный

54,5

45,5

0

64

9

27

Подчиняемый

82

18

0

82

9

9

Зависимый

73

18

9

73

27

0

Дружелюбный

64

27

9

64

27

9

Альтруистический

64

36

0

73

27

0


Идеальный отец

 

Типы отношений

Степень выраженности отношения

Девушки (%)


Юноши (%)

низкая

умеренная

высокая

низкая

умеренная

высокая

Авторитарный

9

45,5

45,5

9

27

64

Эгоистический

45,5

54,5

0

9

91

0

Агрессивный

64

36

0

54,5

45,5

0

Подозрительный

100

0

0

100

0

0

Подчиняемый

82

18

0

82

18

0

Зависимый

64

36

0

82

18

0

Дружелюбный

18

73

9

9

45,5

45,5

Альтруистический

18

54,5

27

9

27

64


Из данных таблиц видны следующие закономерности:

1. Общее в образах реального и идеального отца в сознании девушек:

Низкая подчиняемость, отсутствие высокой выраженности эгоистичности отца, низкая зависимость.

2. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей:

Низкая подчиняемость, низкая зависимость.

3. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей и девушек:

Низкая подчиняемость, низкая зависимость, а так же низкая либо умеренная выраженность эгоистичности у отца.

4. Общее в образах реального отца в сознании юношей и девушек.

У 82% испытуемых юношей и девушек реальный отец с низкой выраженностью подчиняемости, у 73% отец с низкой выраженностью зависимости, 64% имеют отца с низкой дружелюбностью и низкой альтруистичностью, у всех опрошенных отсутствует высокая выраженность эгоистичности реального отца.

5. Общее в образах идеального  отца в сознании юношей и девушек.

82% испытуемых называют низкую подчиняемость, а так же большинство юношей и девушек низкую выраженность агрессивности и зависимости у идеального отца. Единогласно юноши и девушки выделяют низкую подозрительность в их представлении об идеальном отце, а так же отсутствие высокой выраженности эгоистичности.

6. Различия в образах идеального и реального отца в сознании девушек:

А) Низкая выраженность подозрительности идеального отца, тогда как реальные отцы проявляют в 45,5% случаев умеренную подозрительность.

Б) Большинство девушек хотели бы видеть умеренную выраженность дружелюбности в своем образе об идеальном отце, тогда как у 64% отец с низкой выраженностью дружелюбности.

В) У 45,5% девушек отец с низкой выраженностью авторитарности, в идеальном представлении об отце только 9% девушек выделяют низкую авторитарность, остальные же – умеренную либо высокую.

Г) 64% девушек выделяют низкую выраженность агрессивности в представлении об идеальном отце, что характерно для 45,5%  реальных отцов.

7. Различия в образах  идеального и реального отца в сознании юношей:

А) Юноши испытывают недостаток в авторитарности отца. 73% реальных отцов обладают умеренной выраженностью данного качества, а 64% испытуемых указывают на высокую выраженность авторитарности.

Б) В идеальном представлении об отце 91% юношей указывают на умеренную выраженность эгоистичности, что соответствует только 54,5% реальных отцов.

В) Реальные отцы проявляют умеренную агрессивность по отношению к юношам, в идеальном представлении об отце 54,5% выделяют низкую выраженность данного качества.

Г) В 27% случаев отцы проявляют высокую подозрительность по отношению к детям, что совершенно отсутствует в их идеальном представлении об отце.

Д) У большинства юношей реальные отцы с низкой выраженностью дружелюбности и альтруистичности , образ идеального отца характеризуется высокой  или умеренной выраженностью дружелюбности и альтруистичности..

8. Различия в образах идеального и реального отца в сознании  юношей и девушек:

А) Реальные отцы проявляют подозрительность по отношению к детям, что в своем идеальном представлении об отце опрошенные юноши и девушки не допускают.

Б) Дружелюбность и альтруистичность реальных отцов опрошенных низкая, тогда как в идеальном представлении об отце юноши и девушки хотели бы видеть высокую или умеренную дружелюбность и альтруистичность.

В) Агрессивность реальных отцов преобладает умеренная, идеальный отец в сознании испытуемых обладает низкой выраженностью данного качества.


       Анализ результатов исследования по методу незаконченных предложений показал, что из 18 опрошенных, живущих в полных семьях, 50% имеют дружные семьи. Для них характерны положительное отношение к отцу, сотрудничество с ним, легкость в общении с отцом, уверенность в его поддержке, доверительность, идеализирование отца. В такой семье с дружественными отношениями 70% ребят выражают желание чаще видеть отца дома и чаще общаться с ним.

       Все подростки, которые относят свою семью к недружным, испытывают недостаток общения с родителями и в частности с отцом. Они указывают на скрытность отца в общении с детьми, нежелание его сотрудничать с ними, неуступчивость отца. Подростки нуждаются в положительной оценке отца, поддержке со стороны семьи, некоторые проявляют боязнь по отношению к отцу в связи со вспыльчивостью его характера или его вредными привычками. Такие подростки испытывают неуверенность в себе и беззащитность перед окружающим миром. Они проявляют желание не повторить ошибки своей семьи при создании собственной, испытывают сожаление о неимении теплых контактов с отцом.


       С помощью методики «Представления об идеальном родителе» мы провели исследование о представлении образа идеального отца в сознании подростка по трем аспектам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому, и рассмотрели отдельно ответы девушек и юношей, с целью выявления образа идеального отца в их сознании.

       Анализирование полученных данных по когнитивному аспекту показало, что для 82% девушек сотрудничество отца с детьми является важнейшим качеством идеального отца, 73% выделяют бескорыстность, ответственность, 64% - доверительность, уважение к детям, 54% - благоразумие, силу, а так же считают, что отец должен ставить детей на первое место.

       Для 82% юношей на первом месте стоит сила и благоразумие отца, 73% отмечают уважение к детям, 64% считают, что отец должен ставить детей на первое место, должен быть доверяющим детям, ответственным и всегда понимающим, 54% выделяют практичность, альтруистичность, справедливость и терпеливость по отношению к детям.

       Анализирование результатов исследования по эмоциональному аспекту идеального отца в сознании девушек показало, что для 91% опрошенных девушек, идеальный отец должен в первую очередь любить своих детей. 73% говорят, что идеальный отец должен быть счастливым и не должен бояться извиниться перед ребенком. 64% видят отца  добрым, не стыдящимся за ребенка, в меру жалеющим. 54,5% хотели бы видеть отца теплым, готовым к родительству,  интересующимся  и гордящимся детьми.

       Среди юношей ответы распределились следующим образом:

91% юношей отмечают, что отец не должен бояться извиниться перед ребенком. 82% представляют идеального отца счастливым и любящим детей, 73% - радостным, добрым, готовым к родительству, в меру жалеющим ребенка. 54,5% представляют идеального отца теплым,  интересующимся детьми, иногда недовольным ими.

       Анализирование полученных данных по поведенческому аспекту позволяет выявить, какое поведение отца предпочитают видеть юноши при создании своего образа идеального отца.  В ходе опроса, 64% девушек представляют его слушающим ребенка, иногда опекающим, часто не ограничивающим свободу ребенка, помогающим ребенку. 45,5% - воспитывающим ребенка, обучающим, хвалящим его, не приказывающим, а просящим ребенка, не всегда выполняющим капризы. 36% - обучающим ребенка, иногда командующим, в меру балующим, воспитывающим, проводящим с ребенком достаточно много времени.

       64% юношей видят идеального отца воспитывающим, отдохнувшим, обучающим ребенка, редко выполняющим капризы ребенка. 54,5% - в меру хвалящим, помогающим, слушающим ребенка. 45,5% хотят видеть отца проводящим с ребенком много времени, в меру опекающим, иногда командующим, но не вмешивающимся в жизнь ребенка.

       Таким образом, в ходе проведения исследования по данной методике мы выявили образ идеального отца в сознании юношей и девушек.

       Общими свойствами идеального отца в сознании юношей и девушек являются:

а) С точки зрения когнитивного аспекта: доверительность, уважение, благоразумие, сила, причем в сознании юношей сила идеального отца имеет больший вес, чем в сознании девушек.

б) С точки зрения эмоционального аспекта идеальный отец представляется им как любящий своих детей, счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству и интересующийся детьми. 

в) С точки зрения поведенческого аспекта идеальный отец в сознании юношей и девушек характеризуется следующими свойствами: слушающий ребенка, иногда опекающий, помогающий ребенку, воспитывающий ребенка, обучающий, хвалящий его, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком.

     Свойства образа идеального отца характерные только для девушек:

Сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, ставящий детей на первое место, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру балующий детей.

Свойства  образа идеального отца характерные только для юношей:

Ставящий детей на первое место, ответственный, всегда понимающий, практичный, альтруистичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь ребенка.


Выводы по практической части:

1. Образ реального отца характеризуется:

1. Общими характеристиками в сознании юношей и девушек:

Подозрительность, низкая подчиняемость, низкая зависимость, низкая дружелюбность и альтруистичность.

2.          В сознании девушек:

Низкая авторитарность, низкая эгоистичность, низкая либо умеренная агрессивность.

3.          В сознании юношей:

Умеренная авторитарность, умеренная эгоистичность, умеренная агрессивность.

2. Образ идеального отца характеризуется:

1. Общими характеристиками для юношей и девушек:

Низкая зависимость, низкая подчиняемость, низкая выраженность агрессивности, подозрительности, доверительность по отношению к детям, уважительность. Идеальный отец – благоразумный, сильный, любящий, счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству, интересующийся детьми, слушающий, иногда опекающий, помогающий, воспитывающий, обучающий, хвалящий, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком, ставящий ребенка на первое место.

2. В сознании девушек:

 умеренно дружелюбный, умеренно альтруистичный, сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру балующий детей.


3. В сознании юношей:

С высокой выраженностью дружелюбности и альтруистичности, ответственный, всегда понимающий, практичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь ребенка.

3. Образ отца в сознании юношей и девушек в зависимости от психологической атмосферы в семье:

1. В дружных семьях отец:

Сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность детям, доверительный, помогающий.

2. В недружных семьях отец:

Скрытный, не желающий сотрудничать с детьми, неуступчивый, не доверяющий детям, грубый.





 

 

 

 

 

 

 

 

 



Заключение.

       В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы и выдвинутой гипотезой нами были выполнены поставленные задачи.

      Проанализирована теоретическая разработанность в психологии проблемы особенностей образа отца в сознании юношей и проведено исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что образ отца в сознании юношей характеризуется определенными особенностями в зависимости от пола и от психологической атмосферы в семье. В ходе исследования выяснилось, что образ идеального отца в сознании юношей отличается от образа реального отца в сознании девушек и юношей. Изучение особенностей образа отца показало, насколько важен в юношеском возрасте положительный образ отца для формирования  личности  юношей, т.к.  поведение в своей семье во многом определяется их отношением к отцу и для этого очень важен положительный образ родителя в сознании юношей.

     Данная работа может представлять интерес для занимающихся исследованием проблемы образа отца в сознании юношей, а так же может послужить методическим пособием для родителей с целью правильного формирования положительного отношения юношей ко взрослым, которое в первую очередь определяется положительным образом отца в их сознании.

 

 

 






Библиография


 1. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с.

 2. Кон И.С.  Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-в. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.: ил. – (Психол. наука - школе).

4. Макаренко А.С.  Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.4 / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – 400с., ил.

5. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 288с.: ил. – (Б-ка для родителей).

6. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред.  Г.Н. Филонов. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.: ил. – (Б-ка для родителей).

7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304с.: ил. – (Б-ка для родителей).

 8. Мухина В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 1997.

9. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исп. / Под ред. А.С Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304с.  

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред.
Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

         11. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В. Конвинько. – М.: Политиздат,1990. – 319с.

12. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991. —223 с. (Психол. наука—школе).

13. Спиваковская А.С.  Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160с. – (Педагогика – родителям)

14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для
учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.

15. Урбанская  О.Н.  Работа с родителями младших школьников, Москва, просвещение, 1989г.

16. Фридман Л. М. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей. – М.: Творч. центр «Сфера», 2000. – 203с.

17. Фромм Алан  Азбука для родителей. – 3-е изд., сокр // Пер. И.Г. Константиновой. – М.: Знание, 1994. – 288с.

 

 



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты