54,5
45,5
0
45,5
54,5
0
Агрессивный
45,5
45,5
9
36
54,5
9
Подозрительный
54,5
45,5
0
64
9
27
Подчиняемый
82
18
0
82
9
9
Зависимый
73
18
9
73
27
0
Дружелюбный
64
27
9
64
27
9
Альтруистический
64
36
0
73
27
0
Идеальный отец
Типы отношений
Степень выраженности отношения
Девушки (%)
Юноши (%)
низкая
умеренная
высокая
низкая
умеренная
высокая
Авторитарный
9
45,5
45,5
9
27
64
Эгоистический
45,5
54,5
0
9
91
0
Агрессивный
64
36
0
54,5
45,5
0
Подозрительный
100
0
0
100
0
0
Подчиняемый
82
18
0
82
18
0
Зависимый
64
36
0
82
18
0
Дружелюбный
18
73
9
9
45,5
45,5
Альтруистический
18
54,5
27
9
27
64
Из данных таблиц видны следующие закономерности:
1. Общее в образах реального и идеального отца в сознании девушек:
Низкая подчиняемость, отсутствие высокой выраженности эгоистичности отца, низкая зависимость.
2. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей:
Низкая подчиняемость, низкая зависимость.
3. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей и девушек:
Низкая подчиняемость, низкая зависимость, а так же низкая либо умеренная выраженность эгоистичности у отца.
4. Общее в образах реального отца в сознании юношей и девушек.
У 82% испытуемых юношей и девушек реальный отец с низкой выраженностью подчиняемости, у 73% отец с низкой выраженностью зависимости, 64% имеют отца с низкой дружелюбностью и низкой альтруистичностью, у всех опрошенных отсутствует высокая выраженность эгоистичности реального отца.
5. Общее в образах идеального отца в сознании юношей и девушек.
82% испытуемых называют низкую подчиняемость, а так же большинство юношей и девушек низкую выраженность агрессивности и зависимости у идеального отца. Единогласно юноши и девушки выделяют низкую подозрительность в их представлении об идеальном отце, а так же отсутствие высокой выраженности эгоистичности.
6. Различия в образах идеального и реального отца в сознании девушек:
А) Низкая выраженность подозрительности идеального отца, тогда как реальные отцы проявляют в 45,5% случаев умеренную подозрительность.
Б) Большинство девушек хотели бы видеть умеренную выраженность дружелюбности в своем образе об идеальном отце, тогда как у 64% отец с низкой выраженностью дружелюбности.
В) У 45,5% девушек отец с низкой выраженностью авторитарности, в идеальном представлении об отце только 9% девушек выделяют низкую авторитарность, остальные же – умеренную либо высокую.
Г) 64% девушек выделяют низкую выраженность агрессивности в представлении об идеальном отце, что характерно для 45,5% реальных отцов.
7. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей:
А) Юноши испытывают недостаток в авторитарности отца. 73% реальных отцов обладают умеренной выраженностью данного качества, а 64% испытуемых указывают на высокую выраженность авторитарности.
Б) В идеальном представлении об отце 91% юношей указывают на умеренную выраженность эгоистичности, что соответствует только 54,5% реальных отцов.
В) Реальные отцы проявляют умеренную агрессивность по отношению к юношам, в идеальном представлении об отце 54,5% выделяют низкую выраженность данного качества.
Г) В 27% случаев отцы проявляют высокую подозрительность по отношению к детям, что совершенно отсутствует в их идеальном представлении об отце.
Д) У большинства юношей реальные отцы с низкой выраженностью дружелюбности и альтруистичности , образ идеального отца характеризуется высокой или умеренной выраженностью дружелюбности и альтруистичности..
8. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей и девушек:
А) Реальные отцы проявляют подозрительность по отношению к детям, что в своем идеальном представлении об отце опрошенные юноши и девушки не допускают.
Б) Дружелюбность и альтруистичность реальных отцов опрошенных низкая, тогда как в идеальном представлении об отце юноши и девушки хотели бы видеть высокую или умеренную дружелюбность и альтруистичность.
В) Агрессивность реальных отцов преобладает умеренная, идеальный отец в сознании испытуемых обладает низкой выраженностью данного качества.
Анализ результатов исследования по методу незаконченных предложений показал, что из 18 опрошенных, живущих в полных семьях, 50% имеют дружные семьи. Для них характерны положительное отношение к отцу, сотрудничество с ним, легкость в общении с отцом, уверенность в его поддержке, доверительность, идеализирование отца. В такой семье с дружественными отношениями 70% ребят выражают желание чаще видеть отца дома и чаще общаться с ним.
Все подростки, которые относят свою семью к недружным, испытывают недостаток общения с родителями и в частности с отцом. Они указывают на скрытность отца в общении с детьми, нежелание его сотрудничать с ними, неуступчивость отца. Подростки нуждаются в положительной оценке отца, поддержке со стороны семьи, некоторые проявляют боязнь по отношению к отцу в связи со вспыльчивостью его характера или его вредными привычками. Такие подростки испытывают неуверенность в себе и беззащитность перед окружающим миром. Они проявляют желание не повторить ошибки своей семьи при создании собственной, испытывают сожаление о неимении теплых контактов с отцом.
С помощью методики «Представления об идеальном родителе» мы провели исследование о представлении образа идеального отца в сознании подростка по трем аспектам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому, и рассмотрели отдельно ответы девушек и юношей, с целью выявления образа идеального отца в их сознании.
Анализирование полученных данных по когнитивному аспекту показало, что для 82% девушек сотрудничество отца с детьми является важнейшим качеством идеального отца, 73% выделяют бескорыстность, ответственность, 64% - доверительность, уважение к детям, 54% - благоразумие, силу, а так же считают, что отец должен ставить детей на первое место.
Для 82% юношей на первом месте стоит сила и благоразумие отца, 73% отмечают уважение к детям, 64% считают, что отец должен ставить детей на первое место, должен быть доверяющим детям, ответственным и всегда понимающим, 54% выделяют практичность, альтруистичность, справедливость и терпеливость по отношению к детям.
Анализирование результатов исследования по эмоциональному аспекту идеального отца в сознании девушек показало, что для 91% опрошенных девушек, идеальный отец должен в первую очередь любить своих детей. 73% говорят, что идеальный отец должен быть счастливым и не должен бояться извиниться перед ребенком. 64% видят отца добрым, не стыдящимся за ребенка, в меру жалеющим. 54,5% хотели бы видеть отца теплым, готовым к родительству, интересующимся и гордящимся детьми.
Среди юношей ответы распределились следующим образом:
91% юношей отмечают, что отец не должен бояться извиниться перед ребенком. 82% представляют идеального отца счастливым и любящим детей, 73% - радостным, добрым, готовым к родительству, в меру жалеющим ребенка. 54,5% представляют идеального отца теплым, интересующимся детьми, иногда недовольным ими.
Анализирование полученных данных по поведенческому аспекту позволяет выявить, какое поведение отца предпочитают видеть юноши при создании своего образа идеального отца. В ходе опроса, 64% девушек представляют его слушающим ребенка, иногда опекающим, часто не ограничивающим свободу ребенка, помогающим ребенку. 45,5% - воспитывающим ребенка, обучающим, хвалящим его, не приказывающим, а просящим ребенка, не всегда выполняющим капризы. 36% - обучающим ребенка, иногда командующим, в меру балующим, воспитывающим, проводящим с ребенком достаточно много времени.
64% юношей видят идеального отца воспитывающим, отдохнувшим, обучающим ребенка, редко выполняющим капризы ребенка. 54,5% - в меру хвалящим, помогающим, слушающим ребенка. 45,5% хотят видеть отца проводящим с ребенком много времени, в меру опекающим, иногда командующим, но не вмешивающимся в жизнь ребенка.
Таким образом, в ходе проведения исследования по данной методике мы выявили образ идеального отца в сознании юношей и девушек.
Общими свойствами идеального отца в сознании юношей и девушек являются:
а) С точки зрения когнитивного аспекта: доверительность, уважение, благоразумие, сила, причем в сознании юношей сила идеального отца имеет больший вес, чем в сознании девушек.
б) С точки зрения эмоционального аспекта идеальный отец представляется им как любящий своих детей, счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству и интересующийся детьми.
в) С точки зрения поведенческого аспекта идеальный отец в сознании юношей и девушек характеризуется следующими свойствами: слушающий ребенка, иногда опекающий, помогающий ребенку, воспитывающий ребенка, обучающий, хвалящий его, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком.
Свойства образа идеального отца характерные только для девушек:
Сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, ставящий детей на первое место, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру балующий детей.
Свойства образа идеального отца характерные только для юношей:
Ставящий детей на первое место, ответственный, всегда понимающий, практичный, альтруистичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь ребенка.
Выводы по практической части:
1. Образ реального отца характеризуется:
1. Общими характеристиками в сознании юношей и девушек:
Подозрительность, низкая подчиняемость, низкая зависимость, низкая дружелюбность и альтруистичность.
2. В сознании девушек:
Низкая авторитарность, низкая эгоистичность, низкая либо умеренная агрессивность.
3. В сознании юношей:
Умеренная авторитарность, умеренная эгоистичность, умеренная агрессивность.
2. Образ идеального отца характеризуется:
1. Общими характеристиками для юношей и девушек:
Низкая зависимость, низкая подчиняемость, низкая выраженность агрессивности, подозрительности, доверительность по отношению к детям, уважительность. Идеальный отец – благоразумный, сильный, любящий, счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству, интересующийся детьми, слушающий, иногда опекающий, помогающий, воспитывающий, обучающий, хвалящий, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком, ставящий ребенка на первое место.
2. В сознании девушек:
умеренно дружелюбный, умеренно альтруистичный, сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру балующий детей.
3. В сознании юношей:
С высокой выраженностью дружелюбности и альтруистичности, ответственный, всегда понимающий, практичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь ребенка.
3. Образ отца в сознании юношей и девушек в зависимости от психологической атмосферы в семье:
1. В дружных семьях отец:
Сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность детям, доверительный, помогающий.
2. В недружных семьях отец:
Скрытный, не желающий сотрудничать с детьми, неуступчивый, не доверяющий детям, грубый.
Заключение.
В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы и выдвинутой гипотезой нами были выполнены поставленные задачи.
Проанализирована теоретическая разработанность в психологии проблемы особенностей образа отца в сознании юношей и проведено исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что образ отца в сознании юношей характеризуется определенными особенностями в зависимости от пола и от психологической атмосферы в семье. В ходе исследования выяснилось, что образ идеального отца в сознании юношей отличается от образа реального отца в сознании девушек и юношей. Изучение особенностей образа отца показало, насколько важен в юношеском возрасте положительный образ отца для формирования личности юношей, т.к. поведение в своей семье во многом определяется их отношением к отцу и для этого очень важен положительный образ родителя в сознании юношей.
Данная работа может представлять интерес для занимающихся исследованием проблемы образа отца в сознании юношей, а так же может послужить методическим пособием для родителей с целью правильного формирования положительного отношения юношей ко взрослым, которое в первую очередь определяется положительным образом отца в их сознании.
Библиография
1. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-в. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.: ил. – (Психол. наука - школе).
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.4 / Сост.: М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – 400с., ил.
5. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 288с.: ил. – (Б-ка для родителей).
6. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.: ил. – (Б-ка для родителей).
7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304с.: ил. – (Б-ка для родителей).
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 1997.
9. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исп. / Под ред. А.С Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304с.
10. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред.
Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. —
192 с.
11. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В. Конвинько. – М.: Политиздат,1990. – 319с.
12. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991. —223 с. (Психол. наука—школе).
13. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160с. – (Педагогика – родителям)
14. Степанов
В.Г. Психология
трудных школьников. Учеб. пособие для
учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. М.:
Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.
15. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников, Москва, просвещение, 1989г.
16. Фридман Л. М. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей. – М.: Творч. центр «Сфера», 2000. – 203с.
17. Фромм Алан Азбука для родителей. – 3-е изд., сокр // Пер. И.Г. Константиновой. – М.: Знание, 1994. – 288с.