Особенности концентрации внимания у взрослых и детей

Обработка результатов


В ходе обработки результатов необходимо:

1.                 Отмерить время, затраченное испытуемым на выполнение трех серий исследования.

2.                 Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.


Т = Т3 – (T1+T2)

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Анализ результатов


Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.


Время переключения Т (в с.)

Ранг

Уровень переключения внимания

менее 60 сек

1

высокий

60-90

2

высокий

91-100

3

средний

101-120

4

средний

121-150

5

средний

151-180

6

средний

181-200

7

средний

201-250

8

низкий

251 и больше

9

низкий


Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.

В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.

Анализ и интерпретация результатов


Объект исследования составили здоровые дети и взрослые.

Дети в возрасте от 12 до 18

Взрослые - от 24 до 50

1.Исследование избирательности внимания

После проведения данного теста я получила следующие результаты:

Взрослые:

Испытуемый

Кол-во слов

Время

Балл

Уровень избирательности внимания

1

25

85 сек

17

Высокий

2

21

72 сек

15

Высокий

3

24

102 сек

14

Высокий

4

19

88 сек

12

Средний

5

20

76 сек

14

Высокий

6

25

62 сек

19

Высокий

7

22

93 сек

13

Средний

8

24

128 сек

12

Средний

9

20

64 сек

14

Высокий

10

23

71 сек

16

Высокий


Дети:

Испытуемый

Кол-во слов

Время

Балл

Уровень избирательности внимания

1

21

74 сек

15

Высокий

2

19

85 сек

12

Средний

3

18

93 сек

9

Средний

4

20

97 сек

11

Средний

5

24

89 сек

16

Высокий

6

20

104 сек

10

Средний

7

21

86 сек

13

Средний

8

23

68 сек

17

Высокий

9

22

77 сек

15

Высокий

10

16

65 сек

10

Средний


После исследования всех испытуемых по методике на избирательность внимания были отобраны и сформулированы четыре группы:

1 группа Взрослые со средним уровнем избирательности внимания составили 3 человека.

2 группа Взрослые с высоким уровнем избирательности составили 7 человек.

3 группа Дети со средним уровнем избирательности внимания составили 6 человек.

4 группа Дети с высоким уровнем избирательности составили 4 человека.

2.Исследование концентрации внимания

С помощью этого теста я получила следующие результаты:

Взрослые:

Испытуемые

Число обработанных фигур

ранг

Уровень концентрации внимания

Ошибки

1

100

1

Очень высокий

0

2

93

2

Высокий

0

3

96

3

Средний

1

4

99

2

Высокий

0

5

91

2

Высокий

0

6

100

3

Средний

3

7

87

3

Средний

0

8

94

3

Средний

2

9

98

2

Высокий

0

10

96

2

Высокий

0


Дети:

Испытуемые

Число обработанных фигур

ранг

Уровень концентрации внимания

Ошибки

1

94

2

Высокий

0

2

82

4

Низкий

1

3

89

5

Очень низкий

3

4

98

3

Средний

1

5

84

3

Средний

0

6

95

2

Высокий

0

7

97

3

Средний

2

8

96

2

Высокий

0

9

98

2

Высокий

0

10

81

3

Средний

0


После исследования методики на концентрацию внимания я получила следующие результаты:

1.Взрослые со средним уровнем концентрации внимания составили 4 человека.

2.Взрослые с высоким уровнем концентрации внимания составили 5 человек.

3.С очень высоким уровнем концентрации внимания составил 1 взрослый человек.

4.Один ребенок с очень низким уровнем концентрации внимания.

5. Один ребенок с низким уровнем концентрации внимания.

5.Дети со средним уровнем концентрации внимания составили 4 человека.

6.Дети с высоким уровнем концентрации внимания составили 4 человека.

После исследования разместим результаты по группам:


1 группа

Взрослые

Избирательность внимания

Концентрация внимания

1

Средняя

Высокая

2

Средняя

Средняя

3

Средняя

Средняя


2 группа:

Взрослые

Избирательность внимания

Концентрация внимания

1

Высокая

Очень высокая

2

Высокая

Высокая

3

Высокая

Средняя

4

Высокая

Высокая

5

Высокая

Средняя

6

Высокая

Высокая

7

Высокая

Высокая


3 группа:

Дети

Избирательность внимания

Концентрация внимания

1

Средняя

Низкая

2

Средняя

Очень низкая

3

Средняя

Средняя

4

Средняя

Высокая

5

Средняя

Средняя

6

Средняя

Средняя


4 группа:

Дети

Избирательность внимания

Концентрация внимания

1

Высокая

Высокая

2

Высокая

Средняя

3

Высокая

Высокая

4

Высокая

Высокая


3.Исследование переключения внимания

При проведении данного исследования имеются следующие результаты:


Взрослые:

1-я серия

2-я серия

1-я + 2-я серии

3-я серия

время

время

время

время

35,8

48,6

84,4

145,9

45,6

54,2

99,8

229,4

29,7

33,4

63,1

132,3

32,1

38,6

70,7

172,9

34,5

32,8

67,3

114,7

33,9

45,2

79,1

152,9

36,4

40,7

77,1

144,5

39,8

43,6

83,4

228,9

42,3

44,8

87,1

237,2

38,2

42,4

85,6

148,5


Дети:

1-я серия

2-я серия

1-я + 2-я серии

3-я серия

время

время

время

время

34,7

49,6

84,3

167,2

37,5

43,8

81,3

180,4

48,9

56,2

105,1

277,8

47,2

52,9

100,1

223,5

38,5

44,2

82,7

163,9

36,3

42,6

78,9

217,5

53,1

49,5

102,6

268,3

34,9

45,2

80,1

156,3

39,8

45,6

85,4

229,8

41,9

53,4

95,3

252,6


В ходе обработки данных результатов получилось, что:


Взрослые

Время

Ранг

Уровень переключения внимания

1

61,5

2

Высокий

2

129,6

5

Средний

3

69,2

1

Высокий

4

102,2

4

Средний

5

47,4

1

Высокий

6

73,8

2

Высокий

7

67,4

2

Высокий

8

145,5

5

Средний

9

150,1

6

Средний

10

62,9

2

Высокий


Дети

Время

Ранг

Уровень переключения внимания

1

82,9

2

Высокий

2

99,1

3

Средний

3

172,7

6

Средний

4

123,4

5

Средний

5

81,2

2

Высокий

6

138,6

5

Средний

7

165,7

6

Средний

8

76,2

2

Высокий

9

144,4

5

Средний

10

157,3

6

Средний


Так как взрослые и дети разделены на четыре группы, сравниваем результаты всех трех методик:


1 группа

Взрослые

Избирательность

Концентрация

Переключение

1

Средняя

Высокая

Среднее

2

Средняя

Средняя

Высокое

3

Средняя

Средняя

Среднее


2 группа

Взрослые

Избирательность

Концентрация

Переключение

1

Высокая

Очень высокая

Высокое

2

Высокая

Высокая

Среднее

3

Высокая

Средняя

Высокое

4

Высокая

Высокая

Высокое

5

Высокая

Средняя

Высокое

6

Высокая

Высокая

Среднее

7

Высокая

Высокая

Высокое


3 группа

Дети

Избирательность

Концентрация

Переключение

1

Средняя

Низкая

Среднее

2

Средняя

Очень низкая

Среднее

3

Средняя

Средняя

Среднее

4

Средняя

Высокая

Среднее

5

Средняя

Низкая

Среднее

6

Средняя

Очень низкая

Среднее


4 группа

Дети

Избирательность

Концентрация

Переключение

1

Высокая

Высокая

Высокое

2

Высокая

Средняя

Высокое

3

Высокая

Высокая

Высокое

4

Высокая

Высокая

Среднее

Вывод


Подводя итог можно сделать вывод, что процесс избирательности, концентрации и переключения внимания выше у взрослых, чем у детей. Это мы подтвердили с помощью исследований. Анализ результата исследований позволяет говорить, что у людей достигших возраста 24 года уровень избирательности, концентрации и переключения внимания выше, чем у детей. Проведя исследование, гипотеза подтвердилась, т.к. у семи из десяти взрослых высокий уровень избирательности, концентрации и переключения внимания, а это больше половины. У шести из десяти детей средний уровень избирательности, концентрации и переключения внимания и это также больше половины. Были такие испытуемые, у которых в одном из тестов уровень внимания был высоким, а в двух других низким, но внимание этих испытуемых все равно ниже. Таким образом, раз у большей половины взрослых внимание выше, а у большей половины детей ниже, можно говорить, что гипотеза верна.

Заключение


Целью данной курсовой работы являлось нахождение различия между вниманием взрослых и детей. Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Провести практическое исследование внимания взрослых и детей.

И в заключение, по итогам проанализированного материала можно сделать вывод, что внимание детей школьного возраста характеризуется малой избирательностью, слабой концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания в отличие от взрослых. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе. Анализ литературы показывает, что внимание необходимо школьнику в учебной деятельности, так как именно в школе закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности взрослые становятся более внимательными, чем дети: у них возрастает и совершенствуется способность к избирательности, концентрации и переключению внимания, увеличению объема внимания.

По итогам всех методик практической части гипотеза о том, что уровень внимания взрослых выше уровня внимания детей может считаться доказанной, так как результаты, показанные группами по всем методикам, существенно различаются.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с. Рецензенты: Абульханова К.А., Шадриков В.Д.

2. Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов - Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Учеб. пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей редакцией В.Е. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты