Особенности агрессивного поведения подростков

¾               «Iw – высокое» - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним – 36% среди девочек и 23% среди мальчиков, а также 25% в полных семьях и 23,8% в неполных семьях;

2.                 шкала Контроль С:

¾               «Се – высокое» – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью – 56,7% у мальчиков и 23% у девочек, а также 27% в полных семьях и 32% в неполных;

¾               «Се – низкое» - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 8% среди мальчиков и 16% у девочек, а также 12% в полных семьях и 9% в неполных;

¾               «Cw – высокое» - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 3% среди мальчиков и 11% у девочек, а также 4% в полных семьях и 8% в неполных семьях;

3.                 шкала Аффект А:

¾               «Aw – низкое» - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 23,3% среди мальчиков и 46% среди девочек, а также 24% в полных семьях и 32%в неполных;

¾               «Ае – высокое» - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 26% у мальчиков и 29% у девочек, а также 49,3% в полных семьях и 23% у неполных семей;

¾               «Ае – низкое» - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 11% среди девочек и 16% среди мальчиков, а также 21% в полных семьях и 34% у неполных семей.

После проведенного исследования был произведен корреляционный анализ полученных данных между методиками и опросниками по всей выборке (n = 60 человек) полученная сумма r = = 0,805856187, по определению сильная корреляционная зависимость, или положительная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями есть зависимость.

  Таким образом, гипотеза исследования о том, что агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям. Агрессивное поведение отличается по гендорному признаку, уровень и тип агрессии будет разным в полных и не полных семьях, т.к. семейное воспитание является фактором проявления подобного поведения в этом возрасте, подтвердилась.


Заключение


Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – особенности агрессивного поведения подростков, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Левитова Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др. Широко освещена исследование Л.М. Семенюка.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

1.                 В современных исторических, культурных и социально-экономических условиях агрессия для подростка становится одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением защищенности.

2.                 Агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к социальным условиям: подростки усваивают агрессивные образцы поведения как социально признаваемые в обыденной жизни, СМИ, в семье и в референтной группе.

3.                 Агрессивное поведение подростков имеет выраженные тендерные различия. Агрессивное поведение подростков-мальчиков является не только реакцией, обусловленной социальными ожиданиями, но и реакцией на депривацию структурных звеньев самосознания личности, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание. У мальчиков-подростков наблюдается большой разброс агрессивных реакций в ситуациях с фрустрацией. С возрастом у подростков-мальчиков наблюдается тенденция к снижению количества агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией. Агрессивное поведение подростков-девочек является реакцией, выходящей за пределы социальных ожиданий, а также способом реагирования на депривацию структурных звеньев самосознания, ответственных за половую принадлежность и перспективы развития личности. У подростков-девочек наблюдается общая тенденция реакций с фрустрацией по поводу депривации пола и перспективы развития личности. С возрастом у подростков-девочек наблюдается тенденция к росту количества агрессивных реакций на ситуации с фрустрацией.

Научная новизна исследования заключается в методологическом походе к изучению агрессивного поведения подростков. В настоящем исследовании осуществляется рассмотрение агрессивного поведения подростков в контексте меняющихся культурных, исторических и социально-экономических условий. В то же время агрессивное поведение рассматривается через контекст личностной позиции.

Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования в работе с подростками, а также теоретическая значимость состоит во внедрении результатов исследования в курс возрастной психологии.


Список используемой литературы

1.       Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000. – 512 с.

2.       Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 120 с.

3.       Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

4.       Выготский Л.С. Педология подростка Соб. Соч. М., 1984. том 4.

5.       Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.

6.       Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. СПб., 1999. – 101 с.

7.       Ильин Е.П. Мотивация и Мотивы / СПб.: Питер, 2000. – 298 с.

8.       Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. канд. дисс. СПб., 1996. – 132 с.

9.       Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999.

10.   Леонгард Карл "Акцентуированные личности" / Ростов н\Д.: изд-во "Феникс", 2000. – 228 с.

11.   Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. – Серия "Мир медицины". СПб: Изд-во "Лань", 1999. – 154 с.

12.   Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции / М.: Институт практической психологии, 1998. – 128 с.

13.   Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер, 2000. – 228 с.

14.   Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика - Самара: БАХРАХ, 2001. – 402 с.

15.   Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.

16.   Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

17.   Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 2003. – 96 с.

18.   Томас Е.М. Безобидные люди: - СПб.: Издательство Питер, 1998. – 112 с.

19.    Таут ММ. Психологическое сопровождение воспитательной работы // Повышение качества профессионального образования и опыт внедрения государственных образовательных стандартов СПб.: Питер, 2004. - 331 с.

20.   Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире: Научно-методический журнал. 1994, 10.

21.   Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии 1983. №1., С. 6 – 8 .


Тест Ассингера

(оценка агрессивности в отношениях)

Методика А. Ассингера определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Тестовый материал:

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему "по первое число".

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. "Что это тебя так задержало?"

2. "Где ты торчишь допоздна?"

3. "Я уже начал(а) волноваться".

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"?

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".

3. "И чего мы столько с ними возимся?"

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. "И зачем я только на это нервы тратил?"

2. "Видно, его физиономия шефу приятнее". 3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!"

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!"

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.


Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ: 45 и более очков.

Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает! Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Методика Басса – Дарки (МБД)


Инструкция к тесту: Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».


Тестовый материал:


1.                 Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2.                 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3.                 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4.                 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5.                 Я не всегда получаю то, что мне положено

6.                 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7.                 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8.                 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9.                 Мне кажется, что я не способен ударить человека

10.            Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11.            Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12.            Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13.            Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14.            Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15.            Я часто бываю не согласен с людьми

16.            Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17.            Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18.            Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19.            Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20.            Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21.            Меня немного огорчает моя судьба

22.            Я думаю, что многие люди не любят меня

23.            Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24.            Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25.            Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26.            Я не способен на грубые шутки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты