Особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте

Ю.Я. Киселев (1964) в соревнованиях по борьбе зарегистрировал около восьмисот, а в соревнованиях по тяжелой атлетике - около трехсот неожиданно возникающих препятствий. Полученные им данные позволили установить, что все разнообразные и многоплановые неожиданные препятствия вызываются объективными причинами и могут возникнуть как во время, так и до и после соревнований. Препятствия, неожиданно появляющиеся в соревновательной обстановке, успешно преодолеваются спортсменами, если в процессе тренировочных занятий они готовились к их преодолению.

Поэтому следует составить так называемую ситуативную модель спортивной деятельности. Составными частями такой модели должны быть соответствующие задачи, ситуации и т.п., в содержании которых спортсмен должен научиться быстро ориентироваться и уметь их разрешить. Эти ситуации должны разрабатываться заранее и создаваться или предъявляться на занятии совсем неожиданно.

Задача процесса формирования общепсихологических качеств сводится также не только к тому, чтобы сформировать у спортсменов познавательные способы ориентировки, но и научиться управлять ими, следовать им в процессе соревнования.

Практика ведущих тренеров нашей страны показывает, что четко и интересно организованные учебно-тренировочные занятия в сочетании со строгой требовательностью к своим ученикам помогают воспитывать у спортсменов стойкие положительные мотивы на преодоление самых разнообразных препятствий любой степени сложности.

В результате формирования устойчивых положительных мотивов на преодоление таких препятствий у спортсменов появляется желание овладевать спортивным мастерством, выполнять спортивный режим, добросовестно относиться к любым указаниям тренера и видеть в личных стремлениях частицу общего, коллективного дела.

Именно поэтому формирование сознания, включая такие его элементы, как мировоззрение, нравственные идеалы, ценностная ориентация, мотивация поведения, должны быть центральной проблемой спортивной деятельности в коллективе.

Эти психологические образования в конечном итоге определяют все формы человеческой деятельности. С этой точки зрения всякое обучение спортсмена является и должно быть воспитывающим, раскрывающим ему основные смыслы, мотивы его деятельности. Взаимосвязь мотива и способа деятельности - вот психологическая основа диалектического обучения и воспитания.

В зависимости от цели своего физического совершенствования меняется и мотивация занимающихся спортом.

Современному тренеру нельзя не учитывать, что осуществление программы перехода к рынку - это не только практическая реализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новых социально-нравственных, философских, психологических ориентаций всей общественно-политической жизни страны.

Крах тоталитарной системы повлек за собой ликвидацию системы духовных, нравственных и культурных ценностей. Прежний, коммунистический, идеал общественного развития, составляющий стержень официальной идеологии, пронизывающий всю систему воспитания, уничтожен, а нового идеала, который бы пользовался доверием и был привлекателен для большинства молодежи, нет. Границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми. Резко усилившаяся имущественная дифференциация, необходимость выживать и бороться за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования "новой" системы нравов, в основе которых -философия эгоизма и извращенного индивидуализма. Утрата спортсменами общественных идеалов, уход от общественной жизни в себя способствуют насыщению их сознания неуверенностью в своем будущем.

Сегодня тренеру необходимо ясно понимать, что в нашем обществе произошел кризис духовно-эстетических ценностей, кризис национальной культуры. Культура социалистического реализма высмеяна, и те, кто это сделал, ничего взамен предложить не смогли. Средствами массовой информации (СМИ) воспитание детей, подростков и молодежи идет в основном на произведениях американского образца, пропагандирующих жестокость и насилие как путь достижения свободы личности.

По оценкам американских аналитиков благоприятной средой для деятельности иностранных спецслужб являются территории "демократической" России с такими присущими ей чертами, как слабость и непрофессионализм органов власти при широкой информационной свободе, инфантильное развитие институтов гражданского общества, низкая политическая и правовая культура населения, глубокий экономический, финансовый, а в последнее время и политический кризис.

Все это тренеру необходимо знать, видеть, а главное уметь исправлять духовный вакуум, следствием которого стали нарастание бездуховности и безнравственности в обществе. Сегодня у молодых людей наблюдается дефицит таких качеств личности, которые оказывают интегрирующее воздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи. К ним относятся долг, гражданственность, патриотизм, дисциплина, ответственность и т.п. Эти морально-политические качества еще совсем недавно были самым мощным средством советских и российских спортсменов в бескомпромиссной спортивной борьбе за достижение победы на всех международных соревнованиях (чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх). Благодаря самоотверженной работе ученых и тренеров в нашей стране в 50-80-е годы была создана самая лучшая в мире система подготовки спортсменов к главным международным стартам. Это позволяло советским спортсменам успешно выигрывать командное первенство в официальном и неофициальном зачетах по многим видам спорта и тем самым приумножать славу нашей страны как великой державы.

Однако непрерывная профессионализация и коммерциализация спорта высших достижений в последние годы как за рубежом, так и в нашей стране коренным образом изменила всю систему соревнований ведущих спортсменов во многих видах спорта.

Расширение международных и отчасти внутренних календарей соревнований включением серийных стартов в кубках мира, "Гран-при", коммерческих соревнований по приглашению, характеризующихся высокими гонорарами, значительно повысило физическую и психическую напряженность индивидуальных календарей спортсменов. От 60 до 90% таких стартов сейчас приходится на высокооплачиваемые состязания, большая часть которых проводится за рубежами страны. Участие в таких соревнованиях и подготовка к ним часто способствуют потере спортивной формы перед чемпионатами Европы, мира, олимпийскими играми.

Коммерциализация и профессионализация спорта разделили спортсменов на элитных и неэлитных. Внутри элитных контрактная дифференциация оплаты спортивного труда и соблюдение тайны финансовой стороны контракта порождают дальнейшее отдаление спортсменов друг от друга, подпитывается принцип "каждому свое".

Разрекламированные средствами массовой информации коммерциализация спорта и экстра-гонорары международной спортивной элиты сделали идею свободы чрезвычайно популярной среди спортсменов. Свобода видится большинству из них как средство, позволяющее беспрепятственно и наиболее выгодно продавать свой спортивный талант обязательно где-нибудь за рубежом вопреки идее самого спорта, призванного сплачивать людей, развивать их физически и духовно на благо Родины.

Такая практика организации спортивной деятельности в нашей стране, по мнению профессора Ю.А. Фомина, ведет к "атомизации" в спорте. Суть "атомизации" - противодействие коллективистским отношениям через пропаганду и поощрение индивидуализма, направленного на разобщение членов общества и возможно большее обособление личности.

Сложившаяся практика подготовки членов сборной команды страны к международным соревнованиям не способствует организации и сплочению спортивного коллектива, формированию в нем положительного морально-психологического климата. В условиях коммерциализации спорта сохранить личность спортсмена можно лишь при сохранении его духовного климата. Только тогда станет реальностью более или менее гармоническая трансформация цели коммерции в общественно полезную деятельность.

Накопленный многолетний опыт работы в сборных командах страны показывает, что при формировании у спортсменов профессионально важных качеств именно воспитательная ориентация на добровольную деятельность позволяет наиболее глубоко раскрыться творческим способностям в их индивидуальном преломлении.

Вместе с тем трезвая оценка сегодняшней жизни заставляет признать, что рыночная экономика подняла роль фактора самостоятельности человека, его творческой деятельности. Именно конкуренция подталкивает к самоактуализации, самоутверждению личности. Эта реальность требует от тренеров поиска новых путей в формировании у спортсменов профессионально важных качеств. Профессионалов характеризуют жизнелюбие, страсть, творчество, совесть. Культурой профессионала выступает стремление к обогащению знаниями. Его социальная зрелость (подчеркнуто нами - Ю.С.) выступает как "свобода как познанная необходимость".

В каждом творческом начале содержится духовное, а не наоборот. Только активно действуя, общаясь с другими людьми, человек формирует свой духовный мир, свою социальную зрелость, свою индивидуальность. Это же относится и к тренеру. Профессионализм тренера требует сегодня существенного расширения его знаний в вопросах философии, социологии, педагогики, психологии.

Проблема свободного времени спортсменов в условиях учебно-тренировочного сбора - это проблема регулирования правового сознания тех, кто готовится защищать спортивную честь России на международных соревнованиях. Прежде всего, речь идет о нарушениях спортивного режима. Одной из форм такого нарушения является потребление спиртных напитков, курение. Если употребление анаболиков мотивируется спортсменами как необходимость успешного выступления в соревнованиях, то все остальные негативные привычки (употребление спиртных напитков, курение) - результат общей низкой культуры части спортсменов, их вседозволенности и безответственности.

К сожалению, эти негативные привычки отмечаются нами в сборных командах страны постоянно. Они имели место при подготовке к XXIV и XXV летним Олимпийским играм. Наш практический опыт работы со спортсменами позволяет констатировать, что подобные факты уже давно стали нормой для определенной части атлетов высшего спортивного мастерства, что свидетельствует о низкой требовательности тренеров к своим ученикам, бесконтрольной организации свободного времени спортсменов, несовершенстве средств и методов их восстановления после тренировочных нагрузок. Эти негативные явления еще ни разу не были предметом серьезного анализа работы федераций по различным видам спорта.

В связи с этим определенный интерес представляет мнение спортсменов о том, что они хотели услышать в свободное время, находясь на учебно-тренировочном сборе на базе спортивной подготовки. Обращает на себя внимание тот факт, что одна и та же тема вызывает неоднозначный интерес у спортсменов различных специализаций. Однако проблема свободного времени спортсменов должна волновать тренеров не только дома, в России, но и за рубежом, во время поездок на соревнования.

Правильно сориентировать интересы спортсменов, организовать их досуг в соревновательной обстановке, расширить их культурный кругозор - задача сложная.

Все это максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах спортивной деятельности. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой или системами ценностей) идентифицирует себя спортсмен, какова содержательная сторона этих ценностей: развитие или обогащение, созидание или разрушение, гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.

Одним из компонентов в решении этих задач является организация и управление самовоспитанием спортсменов.

Воспитательная работа должна содействовать выработке у спортсменов соответствующих убеждений. Понятие "убеждение" предполагает осознанную систему взглядов и представлений о деятельности, которая определяет поведение человека. Самые высокие понятия, глубокие знания и верные теоретические рассуждения, если они будут лишь формально зафиксированы в сознании спортсменов, но не проработаны ими, останутся мертвым грузом в их памяти, вместо того чтобы служить становлению взглядов и убеждений. Нельзя полагаться на то, что спортсмен, лишь услышав задание тренера, правильно его поймет и выполнит.

Резюмируя вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть, что формирование мотивации спортсменов сборных команд России - мощный резерв в их подготовке к чемпионатам, олимпийским играм. Этот фактор во многом зависит от тренера, стиля его руководства. В спортивной психологии стиль руководства спортивным коллективом определяется как система управленческих воздействий тренера на спортсменов, обусловленная спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями тренера со своими учениками и коллегами по работе, личностными особенностями спортсменов и тренеров, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств с учетом уровня сплоченности команды. Одно из таких управленческих средств - требовательность тренера.

Требовательность базируется на глубоком знании тренером специфики вида спорта, его патриотических чувствах, на морально-политическом единстве с учеником. Опираясь на теоретические разработки А.С. Макаренко и теорию деятельностного опосредования межличностных взаимоотношений отечественного психолога А.В. Петровского, можно выделить несколько этапов проявления требовательности в спортивном коллективе.

I этап, когда тренер предъявляет к спортсменам требования, пользуясь своим политическим авторитетом, как представитель государства, всего общества.

II этап, когда эти требования поддерживаются активом спортивного коллектива.

III этап, когда требования тренера и актива команды становятся единодушным мнением всех и спортсмены могут потребовать выполнения указаний тренера от каждого члена коллектива.

IV этап, когда спортсмен под влиянием требований коллектива начинает предъявлять общественные требования к самому себе. На этом этапе начинается самовоспитание личности спортсмена. Формируются органы самоуправления в спортивном коллективе.

Такой путь развития требований к личности и к коллективу А.С. Макаренко считал "основным путем в развитии коллектива". По его мнению, научить каждого воспитателя организовать работу коллектива можно, но нельзя делать ставку на одного, пусть даже талантливого воспитателя. Расчет на силы и способности одного человека грозит большой опасностью.

Воспитание спортсменов должно строиться в расчете не только на талант, но и на мастерство тренера, т.е. на действительное знание всего тренировочного и воспитательного процесса. Мастерство воспитателя - это специальность, которой можно научить так же, как учат врача, музыканта. Каждый тренер должен учиться мастерству воспитания и каждый может и должен стать мастером своего дела во имя нашего российского спорта!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата в процессе учебного занятия и на соревнованиях. Рост спортивных результатов в значительной степени зависит от внутреннего настроя самого спортсмена, от его отношения к поставленной цели.

Все действия человека имеют своё начал в определенных мотивах, направленных на достижение конкретных целей. Поэтому эти мотивы необходимо понимать как внутренние побуждение человека к действию, а мотивацию как совокупность отдельных мотивов человека в их взаимной структуре, силе и направленности. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий и главным образом влияют на его поведение в обстановки предельных физических нагрузок. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Их стабильность определяется характеристикой количественных и качественных черт.

К количественным чертам принадлежат степень развития мотивов, их устойчивость в экстремальных условиях. Качество мотиваций проявляется, прежде всего, в том, какой удельный вес принадлежит мотивам, выражающим общественное значение спортивных занятий определенной личности.

По итогам изучения вопросов данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Есть важнейшие проблемы психологического обеспечения подготовки спортсменов. К этим особенностям относятся:

а) индивидуальный подход к психологической подготовке спортсмена;

б) формирование мотивации спортивных достижений;

в) волевая подготовка спортсменов;

г) создание условий для оптимальной переносимости высоких психических нагрузок;

д) формирование психической готовности к соревнованиям;

е) создание предпосылок для саморегуляции психических состояний и самоорганизации психической деятельности.

ж) формирование мотивации деятельности спортивной команды, как полноценного коллектива.

2. Решение в ближайшее время перечисленных основных проблем будет способствовать развитию психологии спортивной деятельности и формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов, что позволит добиться высоких результатов в спортивной деятельности.

Литература


1. И.А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. - В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.

2. Бауэр В.Г. Состояние и подготовка спортивного резерва сборных команд России, с. 94.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 330 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

6. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиC, 1998, с. 19.

7. Киселев Ю.Я. Действие фактора неожиданности в условиях соревновательной деятельности спортсменов: Автореф. канд. дис. Л., 1964. - 24 с.

8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

10. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. - В кн. "Проблемы научного коммунизма". Вып. 2. - М.: Мысль, 1968, с. 36.

11. Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4, с. 5.

12. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для институтов и училищ - М.: Просвещение, 1990. - 296 с.

13. Наш современник. 1999, № 2, с. 172.

14. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

15. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П.А. Рудика. - М.: ФиС, 1974. - 510 с.

16. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.

17. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. - М.: ФиС, 1979. - 143 с.

18. Суслов Ф.П. Система соревнований в спорте высших достижений и ее влияние на структуру больших циклов подготовки. Тез. докл. Междунар. конгр. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". Т. I. - М.: ФОН, 1998, c. 243-244.

19. Фомин Ю.А. Современные социальные тенденции и спорт / В сб.: Молодежь и общество на рубеже веков. Междунар. конф. Секция "Физическая культура, спорт, здоровье". М., 1998, c. 42-48.

20. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М., ФиС, 1980. - 208 с.

21. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 436 с.

22. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996, с. 35.

23. Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. - Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. - 76 с.

24. Peter McIntosh. Motivation of olympic athletes // Olympic Review, 1982, N 180. Русский перевод статьи: Международное спортивное движение. Экспресс-информация. - М: ВНИИФК, 1983, N 4, с. 22-31.

25. Материалы сети Интернет.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты