Общение детей в сюжетно-ролевой игре
p> Многие исследователи считали игру свободной деятельностью именно в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но высказанные выше соображения Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина опровергают это предположение. В творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель, и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры, определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Кроме того, игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается из полевого в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осо-зна-вать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С.Выготского, ставит еена высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.

Ролевая игра как школа произвольного поведения

В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением.

А. В.Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в игре и в условиях прямого выполнения задания различен. Он приводил интересные результаты исследований Т.О.Гиневской, которая специально изучала значение игры для организации движений ребенка.
Оказалось, что в ролевой игре “в спортсменов” не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но изменялся и сам характер движения: в нем значительно рельефнее выделялась фаза подготовки, своеобразного старта.

В исследовании Л.И.Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают 8 игре учеников, выполняющих свои обязанности.

На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного поведения неоднократно указывал Д.Б.Эльконин. В его исследованиях было показано, что введение сюжета в игру ребенка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3— 4 года.

В работе З.В.Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль часового, охраняющего фабрику.
Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре. Как отмечает З.В.Мануйленко, в игре благодаря принятой роли часового сохранение позы становится содержанием поведения дошкольника. Образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собственного поведения. Характерно, что наибольшая зависимость от условий деятельности наблюдается у детей 4—5 лет: в условиях игры время удержания позы увеличивается у них в 4—5 раз. У младших (3—4 года) и у старших (6— 7 лет) дошкольников это время оказалось относительно независимым от условий, при этом у малышей оно не превышало 1 мин, а у старших достигало 15 мин. Это может свидетельствовать о неодинаковой значимости игровых мотивов на разных этапах дошкольного детства.

Принятие игровой роли оказывает существенное положительное влияние не только на управление внешним поведением ребенка, но и на овладение собственными познавательными процессами. Так, в работе З.М.Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта на запоминание.

В работе Е.А.Бугрименко было показано, что усвоение контрольно- оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходит в ролевой игре (использовалась игра “в фабрику игрушек”). Лишь после такого усвоения возможен перенос этих отношений в неигровую продуктивную деятельность. При этом в 4— 5-летнем возрасте поддержание процесса продуктивной деятельности возможно только в присутствии взрослого, в то время как в игре дети могут выполнять те же действия самостоятельно, без контроля взрослого.

Столь убедительные данные, доказывающие положительное влияние игры на разные формы произвольности дошкольников, заставляют поставить вопросы: почему введение роли и сюжета оказывает столь “магическое” действие? Каков психологический механизм влияния роли на произвольное поведение ребенка?
Отвечая на эти вопросы, Д.Б.Эльконин выделяет два таких механизма.

Первый из них состоит в особой мотивации игровой деятельности.
Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребенка, и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности.

Второй механизм влияния роли на произвольное поведение дошкольников состоит в возможности объективации своих действий, способствующей их осознанию. Правило, заключенное в роли, отнесено именно к ней и лишь через нее к самому ребенку. Этим значительно облегчается его осознание, ибо правило оказывается как бы вынесенным вовне. Оценить свои действия, подчинить их сознательному определенному правилу ребенку дошкольного возраста еще очень трудно. В игре же правило как бы отчуждено, задано в роли, и ребенок следит за своим поведением, контролирует его как бы через зеркало—роль. Таким образом, при выполнении роли существует своеобразное раздвоение, рефлексия. Образ, заданный в роли, выступает одновременно и как ориентир поведения, и как эталон для контроля.

Итак, ролевая игра дошкольника естественно и гармонично сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности и, с другой — осознанности поведения.

Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения в дошкольном возрасте.

Однако в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения. В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия “чужими” словами и правилами.

Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилом.

Игра с правилом как средство овладения своим поведением

Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопросы: “Как надо вести себя? Правильно ли я делаю?” Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Как осуществляется этот переход к правилосо-образному действию?

В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. По-видимому, действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, хотя очевидно, что знание правила является необходимым условием его выполнения.

Сомнительной также является возможность прямой проекции правила или образца поведения в практическое действие. Навязывание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действия. Такое навязанное, неосознанное действие является вынужденным, автоматическим, не имеющим собственного смысла. Механическое, автоматизированное действие, несмотря на внешнюю правилосообразность, не является ни произвольным, ни тем более волевым. Ребенок должен знать, представлять, как нужно действовать и насколько его действие является правильным. И в то же время, как отмечалось выше, само по себе знание правила еще не обеспечивает его выполнения.

Чтобы правило было осознано ребенком и действительно опосредствовало его поведение, оно должно приобрести субъективную значимость. Чтобы перед ребенком возник вопрос: “Правильно ли я действую?”, он должен захотеть действовать “правильно”, т.е. в соответствии с принятым и понятым правилом.
Возникновение новой для дошкольника ценности правильного поведения и превращение правила в мотив собственных действий знаменуют новый этап не только развития произвольности, но и воли ребенка.

Впервые сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил происходит в играх дошкольника.

Центральной фигурой в игре с правилом на первых этапах ее становления является воспитатель, родители (или старший ребенок, уже овладевший правилом). Роль воспитателя здесь двояка. Во-первых, он организует игру детей, является образцом и носителем правил игры. И во-вторых, он должен быть ее непосредственным участником. В своей первой роли взрослый обычно ставит задачу, формулирует правила игры и контролирует их выполнение.
Вторая роль взрослого способствует тому, что игра с правилом и само правило становятся субъективно-значимыми и привлекательными для ребенка: он не просто узнает, как надо делать, но заражается интересом к игре. В совокупности эти две роли воспитателя приводят к тому, что правила действия выделяются в сознании ребенка и приобретают мотивирующую, побудительную силу,

В одном из исследований (Е.О.Смирнова, Г.Н.Рошка) выяснялось влияние игры с правилом на становление осознанного и произвольного поведения не только в игровой, но и в других видах деятельности. Перед началом формирующего эксперимента выяснялись показатели произвольности поведения
3—5-летних детей в самых разных ситуациях: на занятиях, при решении познавательных задач, в действиях по образцу и т.д. На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы в течение двух месяцев систематически и интенсивно проводились игры с правилами[4]. Все они имели совместный характер и проходили не просто под руководством, но и при активном участии взрослого. На последнем, контрольном этапе эксперимента со всеми детьми проводились те же диагностические методики, что и на первом.

Оказалось, что после проведения системы игр с правилами произвольность детей существенно возросла. Отсутствие аналогичных изменений в контрольной группе может свидетельствовать о том, что они явились результатом проведенных игр с правилами.

Данное исследование позволило выделить несколько этапов в овладении правилом. Первоначально дети включались в игру только эмоционально и непосредственно. Их привлекали возможность общения со взрослым, игровой материал и просто двигательная активность. Правило действия на этом этапе существовало лишь в скрытой, латентной форме. Однако взрослый не просто играл с детьми, а постоянно обращал внимание, что и когда следует делать, поддерживал их правильные действия. В результате дети все более подстраивали свое поведение к требуемым действиям. Это подготавливало следующий этап открытия или осознания правила.

Осознание правила наиболее ярко проявлялось в замечаниях, которые дети начинали делать друг другу в случае его нарушения. Они ревностно следили друг за другом, охотно отмечая промахи других. Контроль за действиями других детей создавал внутреннюю готовность к выполнению тех же действий.
При этом отчетливо проявлялось стремление ребенка играть по правилу (или правильно): в случае, если этого не получалось (например, если он забегал за запретную черту или случайно подглядывал, когда “водил”), он огорчался и старался в следующий раз сделать все правильно. Это может свидетельствовать о том, что правило приобрело для ребенка личную значимость и стало мотивом его активности.

Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадалась и дети “забывали” все ее правила. Такая поддержка предполагала постоянное и непосредственное участие воситателя в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил, одобрение правильных действий. Длительность этого этапа зависела от сложности и доступности конкретного правила.

На последнем этапе формирующего эксперимента стали появляться случаи, когда дети самостоятельно воспроизводили игры с правилами, показанные взрослым, и при этом сами следили за соблюдением правил. Это может свидетельствовать о том, что они уже овладели правилом действия и могли контролировать свое поведение независимо от взрослого.

В последовательности этих этапов можно увидеть явную аналогию с этапами процесса приобщения, описанного выше. Центральная роль в этом процессе принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия и соотнося их с правилом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют
"ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому- то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре.
Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.

В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Источники сюжетно-ролевой игры

Ролевая или, как ее иногда называют, твоpческая игpа появляется в дошкольном возpасте. Это деятельность, в котоpой дети беpyт на себя pоли взpослых людей и в обобщенной фоpме, в игpовых yсловиях воспpоизводят деятельность взpослых и отношения междy ними. Ребенок, выбиpая и исполняя опpеделеннyю pоль, имеет соответствyющий обpаз - мамы, доктоpа, водителя, пиpата - и обpазцы его действий. Обpазный план игpы настолько важен, что без него игpа пpосто не может сyществовать. Hо, хотя жизнь в игpе пpотекает в фоpме пpедставлений, она эмоциоонально насыщена и становится для pебенка его действительной жизнью.

Как yже отмечалось, игpа "выpастает" из пpедметно- манипyлятивной деятельности в конце pаннего детства. Пеpвоначально pебенок был поглощен пpедметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместнyю деятельность со взpослыми, он начал осознавать, что он действyет сам и действyет как взpослый. Собственно, и pаньше он действовал как взpослый, подpажая емy, но не замечал этого. Как пишет Д.Б.Эльконин, он смотpел на пpедмет чеpез взpослого, "как чеpез стекло". В дошкольном возpасте аффект пеpеносится с пpедмета на человека, благодаpя чемy взpослый и его действия становятся для pебенка обpазцом не только объективно, но и сyбъективно.

Помимо необходимого ypовня pазвития пpедметных действий, для появления игpы нyжно коpенное изменение отношений pебенка со взpослыми. Около 3 лет pебенок становится гоpаздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взpослым начинает pаспадаться. В то же вpемя, игpа социальна и по своемy пpоисхождению, и по содеpжанию. Она не сможет pазвиваться без частого полноценного общения со взpослыми и без тех pазнообpазных впечатлений от окpyжающего миpа, котоpые pебенок пpиобpетает тоже благодаpя взpослым. Hyжны pебенкy и pазличные игpyшки, в том числе неофоpмленные пpедметы, не имеющие четкой фyнкции, котоpые он мог бы легко использовать в качестве заместителей дpyгих. Д.Б.Эльконин подчеpкивал: нельзя выбpасывать бpyска, железки, стpyжки и пpочий ненyжный, с точки зpения мамы, мyсоp, пpиносимый детьми в дом. Поставьте для него коpобкy в дальний yгол, и pебенок полyчит возможность более интеpесно игpать, pазвивая свое вообpажение.

Итак, на гpанице pаннего и дошкольного детства возникают пеpвые виды детских игp. Это yже известная нам pежиссеpская игpа. Одновpеменно с ней или несколько позже появляется обpазно-pолевая игpа. В ней pебенок вообpажает себя кем yгодно и чем yгодно и соответственно действyет. Hо обязательным yсловием pазвеpтывания такой иггpы является яpкое, интенсивное пеpеживание: pебенка поpазила yвиденная им каpтина, и он сам, в своих игpовых действиях воспpоизводит тот обpаз, котоpый вызвал y него сильный эмоциональный отклик. У Жана Пиаже можно найти пpимеpы обpазно- pолевых игp. Его дочь, наблюдавшая во вpемя каникyл стаpyю деpевенскyю колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением yвиденного и yслышанного долгое вpемя. Она подходит к столy своего отца и, стоя неподвижно, воспpоизводит оглyшительный шyм. "Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я pаботаю". - "Hе говоpи со мной, - отвечает девочка. - Я - цеpковь".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты