Общая характеристика дошкольного периода

Общая характеристика дошкольного периода

Северный государственный медицинский университет

Факультет клинической психологии и социальной работы

Заочное отделение

Отделение клинической психологии





КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА


По дисциплине «Психология развития и возрастная психология»


На тему «Общая характеристика дошкольного периода»



Студентки Тестовой Анастасии Антоновны

Специальность 030302 «Клиническая психология»

форма обучения:

заочная (с применением дистанционных технологий)

Курс 3

Преподаватель: Миткевич Владимир Анатольевич



Архангельск,  2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1 Основные особенности дошкольного возраста

1.2 Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах

1.3.Харктеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

1.4 Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте

1.5 Основные новообразования дошкольного возраста

2. РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Заключение

Список литературы

Введение

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

- максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.

В данной работе будут рассмотрены основные характеристики дошкольного периода. Определено его значение в становлении личности. А также психологическая готовность перехода к следующему этапу – школьному обучению.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


1.1 Основные особенности дошкольного возраста


Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочка – расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры – от копирования к моделированию, от развернутой операционно – технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).

Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.

Мотивы: желание быть похожим на взрослых итд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа) .

Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.

Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого.

К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.

Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность – агрессия). Или пассивного типа – ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу.

Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками.

Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом.

Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия.

Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь

Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц итд сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование.

Развитие памяти: младший дошкольный возраст – сенситивный этап развития памяти.

Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства – жест, слово.

Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи.

Умственное развитие ребенка: складывается из нескольких понятий.

1. осведомленность (ребенок ставит перед собой задачи, цели, осуществляет их)

2. развитие наглядно-образного мышления как ведущего типа (счеты: широко-узко, по количеству, слово, цифра)

3. развитие логического мышления (предмет отделения от способа действия. Ребенок знаниями замещает видимые свойства предметов).

4. развитие знаково-символической деятельности (замещения, кодирование – декодирование, схематизация, моделирование)

5. развитие умственных действий (сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей)

Воображение: Выготский – воображение - создание нового, но оно отражается на прошлый опыт. Когда ребенок понимает слова «будто, как - будто».

Есть 2 направления в развитии воображения:

- развитие продуктивности воображения. С одной стороны воображение создание нового, с другой стороны опирается на опыт.

- Пиаже выделил познавательное и аффективное воображение.

Аффективным воображением занимался Фрейд (продуктивное воображение – страхи), когда ребенок не понимает что-то в мире людей. У ребенка очень много страхов к пяти годам. Ребенок пугает тем, чего сам боится. У детей больше развито воображение, лучше чувствуют беду.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. [6]


1.2 Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах


Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862--1915). Он считал, что экспериментальная педагогика должна заниматься изучением <душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни», что «ни од-ного педагогического правила или предписания не следовало, бы устанавливать без соображения о том, на какой ступени душевного и телесного развития находится ребенок в данном периоде, и, следовательно, без точного знания особенностей ребенка, присущих ему в этом периоде»'.

Биологизаторский подход к развитию психики ребенка. В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл (1844--1924)2, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педологии.

Многие педологи принадлежали к биологизаторскому направлению в психологии, и их положения строились на ложной концепции. Развитие они рассматривали только как количественное изменение. Умственное развитие понималось ими как созревание способностей, особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. В этом явно выражен буржуазный характер педологии.

Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963). В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать общую теорию развития психики ребенка, К. Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень развития надстраивается над другой чисто механически.

Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз я стадий и недооценке других. Ученый считает, что детская психология - это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Таким образом, попытка К. Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной. Однако большой фактический материал, доступная форма изложения, обобщающий характер работ К. Бюлера создали благоприятные условия для их популярности среди психологов и практических работников.

Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940)'. Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Э. Клапаред рассматривал развитие психики ребенка исходя из биогенетического закона, но, в отличие от С. Холла, который предписывал учителям неукоснительно изживать у детей первобытные инстинкты, он отмечал только общую логику развития сознания в онто- и филогенезе. Психические функции, по Э. Клапареду, развиваются для удовлетворения тех или иных потребностей организма. При этом сознательные акты появляются тогда, когда на пути рефлекторных актов встречаются какие-либо препятствия. Исходя из этого, Э. Клапаред дает практический совет, состоящий в том, что истинная педагогика должна направлять ту или иную деятельность ребенка лишь в том случае, если он сам чувствует в этом потребность.

Характеризуя взгляды представителей биологизаторского, натуралистического, направления в психологии, А. Н. Леонтьев отмечает: «Натуралистический подход приводит их к невозможности научно объяснить действительную специфику деятельности человека и его сознания».

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858-1917). По его мнению, психическое развитие -это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.

В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980) является создателем женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюденийи изучения действий детей.

Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя.

Развитие мышления детей в теории Ж. Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими свойствами детской природы. Социализируется детское мышление с шести-семилегного возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества.

Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879-1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений.

В психологической науке А. Баллон известен, прежде всего, как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности-это ребенок в норме и патологии в преддошколыюм, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недо.развития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у А. Баллона с практическими задачами обучения и воспитания. [13]


1.3 Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте


Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка феномена "Я", когда он начинает называть себя не по имени, а местоимением "Я". К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настойчивом "Я сам" и "Я хочу". Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными симптомами. Л.С. Выгодский обозначает их как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода:

1. Негативизм - отрицательная реакция и отказ от выполнения определенных требований взрослых.

2. Упрямство - реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения.

3. Строптивость -  протест против порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие - реакция эмансипации от взрослого.

5. Обесценивание взрослых - выражается в нередких заявлениях в адрес взрослого, что он "дурак" или "пьяница" и при этом совершенно не важно то, что его родитель умница и совершенно не пьет вино.

6. Протест-бунт - проявляется в частых ссорах с родителями.

7. Стремление к деспотизму - проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых [3]

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты