Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности

Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности




КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ


«Организация и проведение

мероприятий по формированию компетенции ответственности»





















Челябинск, 2010

Содержание


Введение

1. Теоретическое обоснование проблемы формирования компетенции ответственности обучающихся

1.1 Квалификация и профессиональные компетенции

1.2 Ответственность как одна из важнейших профессиональных компетенций

1.3 Феномен ответственности с позиции психологической науки

1.4 Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений

2. Опыт организации и проведения мероприятий по формированию компетенции ответственности

2.1 Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности

2.2 Уровневое строение профессионально ответственного отношения и его критерии

2.3 Базовый уровень профессионально ответственного отношения

2.4 Исполнительский уровень профессионально ответственного отношения

2.5 Сверхнормативный уровень профессионально ответственного отношения

2.6 Результаты эксперимента и их практическое применение

Заключение

Литература

Приложение

Введение


Актуальностью данной работы является необходимость повышения конкурентоспособности выпускников профтехучилищ на рынке труда в период послекризисных преобразований общества, поиск новых путей совершенствования процесса формирования воспитания и обучения на основе базовой профессиональной подготовки и применение наиболее апробированных педагогических приемов, позволяющих направленно воздействовать на улучшение профессиональных компетенций обучающихся УНПО.

Юношам, окончившим училища, предстоит пройти службу в Вооруженных Силах России. Военная служба предъявляет высокие, а подчас и чрезвычайно высокие требования к способностям военнослужащих. Деятельность личного состава воинских подразделений непосредственно связана с высоким уровнем гражданской и профессиональной ответственности: марш-броски, переходы с грузом по пересеченной местности, преодоление всевозможных препятствий, обслуживание разнообразной военной техники, тяжелые саперные работы и другие виды учебно-боевой деятельности, зачастую осуществляемые в неблагоприятных условиях.

Практика профессионального обучения и воспитания свидетельствует о недостаточном развитии у значительного числа выпускников школ, поступивших в училище, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Такое положение в большой степени обусловлено несовершенством системы современного обучения и воспитания, отсутствием специальных методик развития компетенции ответственности как профессионально значимой способности на уроках общеобразовательных и специальных предметов.

Сформировать ответственность обучающихся как профессионально значимое качество более эффективно можно только при помощи регулярной, целенаправленной поэтапной системе обучения, используя для этого специальные методы, формирующие это качество на уровне профессиональной компетенции.

Это обусловило выбор темы квалификационной работы «Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности».

Основная идея заключается в том, чтобы подготовить новое поколение работников, способных адаптироваться к динамическому производству, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающих способностями, необходимыми для широкого круга профессий.

Целью квалификационной работы является поэтапное формирование у экспериментальной группы обучающихся категории ответственности на общеобразовательных предметов и в внеурочных занятиях.

Задачи:

- изучить научно-педагогическую и специальную литературу по развитию и совершенствованию ответственности обучающихся;

- разработать структуру общеобразовательного урока с применением методик, направленных на формирования компетенции ответственности;

- отобрать и использовать на уроках эффективные методы и средства развития ответственности;

- апробировать методику развития профессиональной ответственности в процессе обучения;

- провести тестирование сформированного уровня ответственности, проанализировать результаты и сделать выводы.

1.                 Теоретическое обоснование проблемы формирования компетенции ответственности у обучающихся


1.1 Квалификация и профессиональные компетенции


Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепции компетентности, включающей в себя общее понимание того, что компетентность:

- относится к личности обучающегося;

- не сводится к знаниям, умениям и навыкам, хотя и проявляется в них,

- может развиваться и диагностироваться в специальным образом организованной учебной деятельности обучающихся, имитирующей профессиональную

В своей работе я оперирую материалом, предложенным в работе Э.Ф. Зеера «Модернизация профессионального образования в ФРГ», т.к. практика показала, что опыт Германии на современном рынке труда оказался наиболее эффективным.

В 1987 году в ФРГ было принято новое положение о профессиональном образовании. Наиболее существенными нововведениями стали:

- пересмотр целей профессиональной подготовки, уточнения понятия «квалификация»;

- новая классификация профессий;

- изменение дидактико-методических концепций.

В новом положении о профессиональном образовании пересмотрено понятие «квалификации». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности сюда включаются также профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

Квалификацию следует рассматривать как часть компетентности специалиста, которая означает интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению.

Основными компонентами профессиональной компетентности квалифицированного рабочего являются:

- специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

- социальная компетенция – способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;

- индивидуальная компетенция – готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Наряду с термином «компетенция» в профессиональной педагогике Германии широко используется понятие «ключевая квалификация».

Его теоретическое обоснование сделано Д.Мартенсом на основе анализа взаимосвязи и взаимообусловленности социально – экономических и технико – экономических процессов производства и характера профессионального образования в современном обществе.

1.2          Ответственность как одна из важнейших профессиональных компетенций


Понятие компетентность согласно концепции Дж.Равена включает в себя более сорока характеристик и способностей человека, которые помогают ему достигать личностно значимых целей.

Например:

- вовлечение эмоций в процесс деятельности;

- готовность и способность обучаться самостоятельно;

Умение работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

-способность использовать инновации для достижения целей;

- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и многие другие.

Ключевые компетенции – информационная, социально – коммуникативная, компетенция в решении проблем – могут формироваться средствами релевантных педагогических технологий.

Ключевые компетенции – способность к эффективному поведению на рынке труда, предпринимательская компетенция, способность к непрерывному росту и непрерывному самообразованию – требуют усвоения дополнительной информации для того, чтобы на её базе можно было отрабатывать соответствующие способы деятельности, составляющие суть компетенции.

Однако выделение содержания рассматриваемых компетенций в формат специальных курсов вне соответствующих педагогических технологий является необходимым,но недостаточным условием их эффективного развития.

В 1996 году Совет Европы назвал несколько групп компетенций, которыми должен владеть современный человек для оптимальных межкультурных, социальных, общественно – политических и межличностных коммуникаций:

- ответственность;

- самостоятельность;

- толерантность;

- способность к диалогу;

- умение формировать и высказывать критическую оценку;

- самоактуализация;

- самообразование.

Компетенция ответственности среди них стоит на 1 месте как одна из важнейших профессионально значимых компетенций.


1.3              Феномен ответственности с позиции психологической науки


С позиции психологической науки ответственность рассматривается как отдельная психологическая категория, а точнее - категория, основой которой является личностная черта, или в качестве разных категорий -чувства ответственности, свойства личности, способности отвечать, готовности (установки) к ответу, черте характера и др. Большинство исследователей соотносят ответственность с чертой личности.

Если признать ответственность чертой личности, мы должны определить уровень, которому она соответствует - конституциональному, индивидуальному или личностному. Возникает и другой вопрос: если ответственность - это черта (либо другое свойство) личности, призванное к тому же относительно устойчивой категорией, то почему мы призываем к ответственности лишь в отдельных ситуациях? Когда уже получен отрицательный или нежелательный результат? В случае успеха к ответственности не привлекают. А положительные санкции вообще вряд ли имеют отношение к ответственности. Об ответственности нас предупреждают, а вознаграждение обещают, и интонации, с которыми произносят нужные слова, звучат абсолютно по-разному.

Ответы на эти вопросы возможны лишь только при детальном изучении структурных элементов данного феномена. Рассмотрение основных значений ответственности позволяет утверждать, что данный феномен имеет положительные корреляции со многими социальными качествами личности. К ним можно отнести самостоятельность, честность, справедливость, принципиальность, чувство долга, следование нормам своего социума и много другое. Ответственность всегда связана с принятием решения, с выбором человека, с его деятельностью, конкретным поступком или отказом от такового. Выделять ответственность как самостоятельный и независимый фактор не представляется возможным.

Помимо этого, важно отметить, что какие бы ни были многомерные психологические трактовки понятия ответственности, основной смысловой нагрузкой является внутренняя готовность человека ответить, дать ответ. Поэтому целесообразным является диагностирование установки, диспозиции, отношения человека к ответственности.


1.4            Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений


В расширенной философско-психологической трактовке понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. Если долг личности состоит в том, чтобы осознать и применить к конкретному положению определенные требования (моральные, профессиональные и др.), то ответственность определяет, в какой мере эта задача ею выполняется. Таким образом, ответственность личности характеризует соответствие ее моральной деятельности долгу (обязанности), рассматриваемое с точки зрения возможностей и ограничений.

В отечественной и зарубежной психологии сформировались различные подходы к исследованию ответственности. В них изучаются такие проблемы, как: соотношение свободы и ответственности; дифференциация социальной и личностной ответственности; ответственность как нравственная категория; соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности; ответственность с позиций каузальной атрибуции; развитие и воспитание ответственности. Проблема профессиональной ответственности личности в современных психологических исследованиях занимает самостоятельное место. Ее изучению посвящены немногочисленные работы В.А. Бодрова и А.Г. Луценко, Л.И. Диментий. Первые рассматривают профессиональную ответственность как свойство личности, отражающее отношение субъекта труда к ее содержанию и результатам, к другим субъектам и самому себе в процессе труда. Характер этого отношения обусловливается необходимостью четкого и полного выполнения (соблюдения) профессиональных требований, а также готовностью специалиста предоставить отчет о полученных результатах.

Ряд проведенных авторами исследований (В.А. Бодров, А.Г. Луценко) посвящен операционализации понятия профессиональной ответственности, выявлению ее структуры. В ходе факторно-аналитического исследования представлений специалистов различных специальностей о содержании и структуре понятия «профессиональная ответственность» определен тезаурус соответствующих психологических качеств, объединенных в группы. Первая группа включила характеристики, отражающие отношение личности к труду (трудолюбие, добросовестность, активность и др.), коллективу (доброта, отзывчивость, требовательность, тактичность, обязательность, принципиальность и др.), к самой себе в процессе деятельности (самокритичность, уверенность, самоконтроль, аккуратность и др.). Вторая объединила черты характера: моральные (честность, обязательность, порядочность, справедливость и т.д.), волевые (настойчивость, решительность, находчивость и др.), эмоциональные (спокойствие, смелость, устойчивость, тревожность и др.) качества. Термины, характеризующие профессиональную ответственность, вносят различный вклад в ее смысловое содержание. Однако наибольшее значение имеют понятия, описывающие социально–этическую сферу личности.

Проблема ответственности личности в деятельности получила развитие в работах Л.И. Дементий. Она определяет профессиональную ответственность личности как гарантирование сохранения ею определенного уровня и качества деятельности в течение заданного времени, несмотря на непредвиденные трудности. Феномен ответственности выступает характеристикой субъекта деятельности, проявляющейся в выборе должного и исполняемого, подчеркивая, тем самым, его активную личностную позицию.

Автор предлагает дифференцировать отношение личности к деятельности и его непосредственную реализацию в отдельных поведенческих актах. Подробно анализировалось ответственное поведение личности, формами реализации которого выступают: обеспечение условий и средств деятельности (временное обеспечение, степень использования информационных ресурсов); доведение деятельности до получения результата при непредвиденных трудностях и противоречиях; осуществление деятельности в срок, т. е. обеспечение протекания и завершения деятельности во времени; обеспечение высокого качества выполняемой деятельности; самостоятельность при взятии обязательств по выполнению деятельности (исключение опеки и внешнего контроля); добровольность при осуществлении деятельности; готовность идти на риск для достижения целей деятельности; готовность помочь другому в процессе деятельности.

Выделенные поведенческие характеристики объединены в две группы: первая — это качества, которые связаны с особенностями и содержанием деятельности, готовностью специалиста к ее выполнению (обеспечение условий и средств деятельности); вторая — устойчивые, независимые от деятельности качества личности (добровольность, самостоятельность, готовность идти на риск).

Изучению ответственности в трудовой деятельности, как особой формы контроля за поведением и успешностью работника на производстве, уделено внимание в работах К. Муздыбаева. Ответственность в деятельности связана, прежде всего, с исполнением специалистом своих ролевых (профессиональных, должностных) обязанностей. Именно они составляют нормативный контекст, на фоне которого оценивается его реальная ответственность. Рассматривая ответственность в более широком социально-психологическом аспекте, автор отмечает, что каждый член коллектива имеет множество разнообразных обязанностей. Одни из них, как правило, жестко заданы, другие установлены не всегда отчетливо. Осуществление ряда обязанностей контролируется систематически, за их невыполнение к работникам применяются определенные санкции. Иные же обязанности контролируются не столь строго, и за их игнорирование работник формально не наказывается. Эффективность реализации любых ролевых обязанностей зависит не только от внешнего контроля и строгости используемых санкций, но и от того, в какой мере сам работник определяет круг своих обязанностей и тем самым принимает на себя ответственность за их исполнение.

Мера осуществления работником ролевых требований зависит от того, в какой степени они реализуются другими членами коллектива. Одни требования, в частности, норма выработки, воплощаются в жизнь всеми работниками в высокой степени, а другие, например, соблюдение правил техники безопасности или экономия ресурсов, нередко привлекают меньше внимания. Четкость выполнения ролевых обязанностей зависит также от того, считает ли работник данные обязанности непосредственными или «дискреционными» (выполняемыми по собственному усмотрению работника, добровольно, без строгого внешнего контроля). Эмпирически подтвержден факт того, что ответственность за невыполнение «неосновных» обязанностей осознается субъектом слабее, чем основных, причем исполняются эти обязанности в меньшей степени.

Такая же тенденция обнаруживается и в восприятии работниками реализации этих двух видов обязанностей членами данного коллектива: непосредственные обязанности воспринимаются как выполняющиеся более интенсивно, нежели «дискреционные». Отражение ответственности за осуществление ролевых обязанностей на рефлексивном уровне самосознания в целом существенно отстает от исполнения этих обязанностей в действительности, причем такое отставание более характерно особенно для «дискреционных» обязанностей.

В восприятии работниками ответственности за выполнение непосредственных обязанностей также имеются важные различия. Уровень осознания ответственности при необходимости представить конечный результат труда значительно выше, чем за выполнение определенных функций в процессе труда. Эта тенденция обнаруживается и в поведении работников: они прилагают больше усилий, чтобы представить конечный результат труда, и меньше, чтобы осуществлять другие виды должностных обязанностей в процессе работы. Это объясняется тем, что деятельность работника большей частью оценивается по достигнутой цели - конечному результату. Ради достижения конечной, зримой, причем, как правило, вознаграждаемой цели, он, возможно, в ходе работы жертвует выполнением некоторых прямых обязанностей. Другой причиной является то, что организация оценивает и учитывает исполнение не всего спектра основных обязанностей, а лишь тех, которые либо поддаются учету, либо непосредственно связаны с выполнением производственного плана.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты