Организационное поведение

Организационное поведение

Организационное поведение


Профессиография – наука о профессиях.

1 раздел – детальное описание профессии – профессиограмма

2 раздел – психограмма – описание профессии с психологической точки зрения.


90-95% всего времени менеджер взаимодействует с людьми и влияет.


Психология личности в Организации

Психология малых групп в Организации

Психология общения


Наука об организационном поведении изучает психологические закономерности поведения, общения и взаимоотношений между людьми в организации.

     Основными объектами исследования являются индивиды и группы, включенные в организацию.


Личность в организации


1.     Понятие личности в психологии

2.     Основные теории личности.


Личность – это человек как носитель социальных качеств, субъект социальной деятельности и отношений.


Понятие индивид обозначается человек как представитель вида.


Индивидуальность – уникальное, неповторимое сочетание социально-психологических особенностей человека как личности и как индивида.


Основными задачами науки об организационном поведении являются:

- Ознакомление менеджера с закономерностями внутреннего мира, психики и поведения людей

- Обучение, умение разбираться в их индивидуальных особенностях в практике управления организацией.


Основными направлениями практической психологической работы в организации являются:

- психодиагностика (профессиональное изучение психологических особенностей личности и группы)

- психологическое консультирование (оказание психологической помощи работникам организации)

- психологическая подготовка и обучение персонала организации.


Основные теоретические подходы к пониманию личности.


- психологический

- поведенческий

- гуманистический


Психологический подход


Представления классического психоанализа о структуре личности и о роли бессознательных психических явлений в поведении человека и их значения для практики менеджера.

     Основоположник психодинамической теории личности или классический психоанализ – австрийский ученый З. Фрейд.

     Определение «психодинамический» указывает на то, что в центре внимания этой теории взаимодействие разных сфер личности, которое выступает причиной побудительной силой поведения.


Поведение человека определяется действием внутренних психологических сил (влечений, инстинктов, мотивов, которые конкурируют за ведущую роль в регуляции поведения человека).


Основные положения теории:

1)     Главным источником поведения и развития личности являются врожденные  биологические факторы, общая биологическая энергия – «либидо» - влечение, желание; эта энергия может быть направлена на продолжение рода – сексуальная энергия – и на разрушение – агрессия.

2)     Ведущую роль в регуляции поведения человека играют бессознательные психические процессы.


Поведение человека не всегда бывает логичным, так как влечения носят иррациональный характер, и определяется действием «принципа удовольствия» т.е. немедленного удовлетворения влечения.


Люди не всегда понимают и осознают свои импульсы и влечения и с трудом могут правильно объяснить свое поведение.


Люди находятся в состоянии постоянного внутреннего конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемой сфере психической жизни и в первую очередь в сексуальных и агрессивных побуждениях, которые вступают в противоречия с усвоенными социальными нормами и запретами.


Люди крайне субъективны в своих восприятиях, суждениях и оценках собственного поведения и других людей, что связанно с действием механизма психологической защиты.


Фрейд выделил и описал 3 основные блока или подструктуры личности:


«Ид» - Оно – совокупность биологических бессознательных побуждений, являющихся источником психологической и требующих немедленной разрядки. 


«Эго» - Я – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных психических процессов, обеспечивающих приспособление человека к требованиям внешнего мира.


«Супер-Эго» - сверх Я – структура личности, содержащая усвоенные в раннем возрасте и потому не всегда осознаваемые социальные нормы, запреты, моральные ценности того общества, где человек живет.


19.09.02

Основное открытие психоанализа – о ведущей роли бессознательной психики в регуляции поведения и о 3х-уровневой структуре психики человека.


Источники тревоги и психологической защиты личности


Тревога, страх, причины которого неосознаваемы, - является основным состоянием, в котором пребывает человек на протяжении жизни.


Назначение тревоги (по Фрейду) состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать.


Типичными примерами первичной тревоги (по Фрейду) являются травмирующие переживания раннего детского возраста.


Во-первых, родовая травма, отлучение от груди; чувство одиночества; комплекс неполноценности (ввел Альфред Адлер), - очень важен для понимания «желания власти», боязнь смерти; страх родительского наказания за инцест.


В зависимости от источника тревоги психоанализ выделяет 2 ее вида:


I реалистическая –

Эмоциональный ответ и понимание реальных опасностей внешнего мира. Страх безработицы, нищеты, болезни, перед старостью, смерти.


Социальная -

разновидность реалистической: возникает в связи с угрозой наказания со стороны родителей (и руководителей) или исключения из референтной группы – та группа, оценка которой наиболее важна.


II Невротическая (и близкая моральная) –

Возникает как эмоциональный ответ на угрозу наказания за безнравственные запрещенные поступки и мысли со стороны супер-эго. 


Когда Ид стремиться к активному выражению запрещенных действий и мыслей, супер-эго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения.

Позднее моральная тревога перерастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые и настоящие грехи.


Одна из основных функций Эго – психологическая защита человека от открытого выражения импульсов и вторичного давления со стороны супер-эго. Эта защита осуществляется на основе психологических механизмов, блокирующих выражение импульсов в сознательном поведении или искажающих их, чтобы они приобрели более приемлемую форму.


Механизмы

- Вытеснение – базовый механизм психологической защиты, обеспечивающий прямой уход от тревоги путем перевода мыслей, чувств и намерений, причиняющих боль, в сферу бессознательного.


- Проекция – процесс приписывания собственных неприемлемых мыслей и чувств другим людям и возложение на них вины и ответственности за собственные недостатки и промахи.


- Замещение – переадресовка инстинктивных импульсов (агрессия) от более угрожающего объекта к менее угрожающему.

Рационализация – объяснение собственных нерациональных поступков более приемлемыми с точки зрения социальных норм причинами.


Сублимация – это изменение импульсов для их выражения и реализации в социально-приемлемой форме (творчество, спорт, искусство).


Поскольку импульсы со стороны Ид и запреты со стороны супер-эго находятся в сфере бессознательного, истинные причины возникновения тревоги и действия механизмов психологической защиты, как правило, не осознаются.


Поэтому без квалифицированной помощи психолога или психотерапевта человек, имеющий серьезные психологические проблемы не может разрешить их сам.



Лекция 26.03.02

Поведенческое направление в теории личности

1.     Классическая теория научения Б.Ф. Скиннера (1908-1990)

2.     Теория социального научения А. Бандуро (?-1925)


Основные положения теории научения


Человек – это организм, который обладает набором врожденных и приобретенных реакций (врожденными и приобретенными формами поведения).


Основными характеристиками поведения взрослого человека являются навыки и умения, приобретенные в процессе научения.


Так называемые свойства личности во многом являются продуктом влияния внешних условий  и воздействия.


Существуют 2 основных типа научения, в результате которого формируются 2 вида поведения:


1. Ответное (респондентное) поведение – это поведение, вызываемое стимулом, предшествующим ему во времени.


Пр.: условные рефлексы (открыл Павлов)


2. Скиннер открыл 2й тип поведения

Оперантное поведение – поведение, которое определяется и контролируется результатами, следующими за поведением.

     С точки зрения теории Скиннера активность ограничена, обуславливается не стимулом, а результатом.


Организм действует на окружение, производя результаты, которые повышают вероятность того, что поведение повторяется.


или другими словами, у человека закрепляются такие формы поведения, которые находят внешнее подкрепление.


К социальным факторам подкрепления относятся позитивное внимание, оценка, уважение.


К универсальным факторам подкрепления относятся деньги.


Позитивное подкрепление и наказание


Основным экспериментальным следствием наказания является снижение вероятности повторения поведения данной формы.


Выдающимся открытием Скиннера является экспериментальное выявление роли наказания, которую м. в виде следующего принципа:


Научить человека, т.е. сформировать нужные правильные формы поведения можно только с помощью позитивного подкрепления.


С помощью наказания можно лишь уменьшить вероятность проявления нежелательных форм поведения.


Наказание имеет результаты избегания форм поведения связанных с ним, а не выработку желательных форм поведения.


Учение о режимах подкрепления


Подкрепление поведения может происходить через временной интервал или через определенное число реакций.


В зависимости от их соотношения Скиннер выделял 4 основных режима подкрепления


1.     Режим с постоянным соотношением количества реакций и подкреплений (наиболее эффективный режим научения). – сдельная оплата труда.

 

2.     Режим с вариативным или случайным соотношением количества реакций и подкреплений (игры в лотереи, рисковое поведение)

Американский психолог А. Тверски и Д. Каннеман экспериментально изучали экономическое поведение в ситуации выбора между реальным выигрышем и риском и реальным проигрышем и риском.

100$ игра

В ситуациях выбора между верным выигрышем и риском большинство людей предпочитает верный выигрыш.

А между проигрышем и риском большинство людей предпочитает риск.

  

3.     Режим подкрепления с постоянным интервалом между подкреплениями. После очередного подкрепления организм резко снижает активность. Отсутствие ожидаемого подкрепления может выступать мощным фактором снижения активности организма.



Лекция 3.10.02

Социально-когнитивная теория А. Бандура (р. 1925)


Основные положения


1.     Окружение влияет на поведение человека, но и сами люди играют активную роль в создании социальной окружающей среды и внешних обстоятельств, которые определяют их поведение.




 
 
















Положения


Активность субъекта представлена не только внешним поведением, но и внутренней психологической активностью:


Когнитивными факторами (представлениями, мыслями)

Эмоциональными (эмоции, чувства), и

Мотивационно-волевыми факторами (намерениями, чувствами, желаниями).


Внешняя среда определяет поведение человека и его переживания, но своей активностью субъект сам видоизменяет условия своей жизнедеятельности, т.е. человек является не пассивным объектом внешних обстоятельств, стимулов, но активным субъектом.


2. Научение через моделирование (социальное научение)


Благодаря наблюдению за другими людьми, человек способен вырабатывать новые формы поведения, приобретать социальный опыт.


В основе научения лежит не только метод проб и ошибок, научение может происходить по средствам наблюдения субъекта за поведением других людей и его результатами (-ов).


3. Роль когнитивных факторов и эмоциональных факторов в научении.


а) Поведение человека регулируется не только внешними подкреплениями, но и предвидимыми последствиями этого поведения.


б) Человек может сам контролировать и вариативность своего поведения, и режим подкреплений и наказаний, т.е. он может сам поощрять и наказывать себя.


Самонаказание – это продукт социального научения; результат стремления человека снизить тревогу, связанную с ожиданием внешнего наказания и получить позитивное подкрепление от окружающих.


4. Самоэффективность


В результате переработки человеком информации об успехах и неудачах, сопровождающих его деятельность, у человека формируется внутренняя психологическая готовность в форме ожидания, установки, уверенности либо на достижении успеха, либо на неудачу.


Либо уверенность в своих способностях успешно справится с трудностями – самоэффективность, либо психология неуверенного человека – обреченность на неудачу (ожидание ее, готовность).


Факторы формирования самоэффективности:

Личный опыт

Наблюдение за окружающими людьми

Самовнушение.



10.10.02 лекция

Гуманистическое направление в теории личности.


Направление представляют

1)     К Роджерс – феноменологическая теория (явления внутреннего мира)

2)     А. Маслоу – теория самоактуализации


Обе теории относятся к 3му направлению, которое называется гуманистическая психология;


Развивается во второй половине XXв.


Основные положения теории К. Роджерса:


Феноменологическая теория


С позиции гуманистической психологии человек – это сознательное активное существо, способное определить свою судьбу и нести ответственность за то, что он собой представляет, и что с ним происходит.


Поведение человека определяется сознательно формируемыми целями и ценностями, а не только бессознательными инстинктами или внешними символами.


Феномены сознания играют определяющую роль в регуляции человеческого поведения.


Понять человека можно только учитывая его уникальные субъективные переживания, мысли, чувства, цели и намерения, т.е. феномены субъективного, внутреннего мира.


2. Люди обладают естественной, т.е. присущей им от природы тенденцией к развитию своих способностей, обретению большей независимости и социальной ответственности, способности к сознательной регуляции своего поведения.


Данный тезис опирается на идеи гуманистической философии, которую развивал Руссо, Дидро, Вольтер.


Для объяснения поведения человека Роджерс не привлекает разнообразные виды потребностей (как Маслоу). Он считает, что человеку присуща одна универсальная потребность –

тенденция развивать свои способности, повышать свою компетентность, развивать и совершенствовать личностные качества.


Совокупность этих тенденций Роджерс объединил в ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ/развитие.


Маслоу выделил 2 группы потребностей:

1)     Дефицитарные (обеспечивают возможность существования человека как биологического и социального существа. Иначе человек умирает).

2)     И Бытийные (экзистенциальные)


Тенденция актуализации – один центральный источник энергии, активности развития человека.


Она проявляется в спонтанном росте и развитии организма, в устремленности человека к цели и проявляется в таких видах его активности как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творчество, предпринимательство (инновационное).


Тенденция актуализации нацелена не на снижение активности, не на поиск комфорта и покоя, а на повышение активности.


Процесс роста, развития, улучшения.


Влечение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданием, но побудительный мотив настолько силен, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.


3.     Организмический – оценочный процесс – это поиск и позитивная оценка переживаний, способствующих развитию личности. И избегание, негативная оценка переживаний, противодействующих и препятствующих актуализации.

 

На начальных этапах развития личности поведение человека определяется исключительными организмическими оценочными процессами (явлениями)

     Т.е. организм, сама природа, подсказывает человеку, что нужно для развития.


Ребенок стремиться к игре, познанию, общению, в процессе которых он развивает природные и социальные способности.


4. Однако со временем все большую роль в регуляции поведения начинают играть мнения и оценки, исходящие от окружающих людей.


Универсальной потребностью человека как социального существа является потребность в позитивном внимании (любви, заботе, одобрении, уважении).


Однако это позитивное внимание со стороны родителей, сверстников часто обусловливается определенными нормами, требованиями, ожиданиями, т.е. окружающие люди создают некие условия ценности личности.

     Условие ценности по отношению к ребенку может причинять ущерб его становлению и развитию как самоактуализирующейся личности, т.к. ребенок стремится соответствовать стандартам качества.

     Человек начинает оценивать себя как личность с точки зрения ценностей тех мыслей и чувств, которые получают поддержку, а не на основе собственного организмического опыта, т.е. представление человека о себе и отношение человека к себе формируется на основе внешних оценок, несоответствие этим внешним оценкам и ожиданиям является источником внутренних конфликтов, депрессий, заниженной самооценки.

     А чрезмерное стремление соответствовать внешним нормам и ожиданиям в ущерб природным способностям и склонностям приводит к апатии, пассивности, лени.

     А снижение активности – это прямой путь к деградации личности, ибо природные способности требуют для своего развития активности. Они не сохраняются на постоянном уровне, а либо развиваются, либо угасают.

     Безусловное позитивное внимание – вот единственный способ не вмешиваться в тенденцию самоактуализации ребенка и любого обучаемого. Ребенка следует любить и уважать, но не следует поощрять плохое поведение.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты