Ожидания в системе межличностных отношений

Ожидания в системе межличностных отношений

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет

Факультет переподготовки специалистов

Кафедра общей и социальной психологии






Курсовая работа

"Ожидания в системе межличностных отношений"


Содержание


Введение

І. Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

ІІ. Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

III. Значение ожиданий в системе межличностных отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Известный американский социальный психолог Эллиот Аронсон назвал одну из своих книг "Общественное животное". На первый взгляд, звучит немного комично, но каждый прочитавший название понимает, что речь идет о человеке, и что человек может стать человеком только в процессе общения с другими людьми. В момент рождения на свет человек вступает в межличностные отношения, и этот контакт продолжается всю его жизнь. И от того, насколько этот контакт будет успешен и эффективен, зависит психологическое состояние человека, его возможность адаптироваться в обществе и коллективе, найти друзей, создать семью, воспитать своих детей и чувствовать себя счастливым. Ожидания являются одной из важных составляющих межличностных отношений: наш взгляд на других людей и взаимоотношения с ними проходит через призму ожиданий. А так как зачастую ожидания носят неосознаваемый характер, мы можем видеть очень искаженное отражение реальности и верить в него, что в последствии приводит к разочарованиям. Таким образом, значимость рассмотрения данной темы для общества заключается в том, что адекватное восприятие людей и складывающихся с ними отношений позволяет строить эти отношения более эффективно, бесконфликтно, и улучшить качество нашей жизни.

Что мы понимаем под понятием "межличностные отношения" и "ожидания"? Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Важным компонентом межличностных отношений являются ожидания. Ожидания – это готовность, предрасположенность личности к оценке поведения и ситуации в соответствии с ее собственными взглядами и мировозрением, обусловленными предыдущим опытом.

Феномен ожиданий мало исследован в психологии. Упоминание о нем является фрагментарными, неупорядоченными, имеются разные взгляды (З.Фрейд, Р.Берн, Р.Мертон, Тоффлер и др.) Поэтому целью данной работы является изучение теоретического материала по исследованию феномена ожидания.

Таким образом, предметом данной работы является феномен ожидания.

В изучении данной темы поставленны такие задачи:

1.                дать определение феномену ожидания;

2.                изучить наработки и исследования ожидания в психологии на данный момент;

3.                определить значение ожиданий в системе межличностных отношений.

Эта работа является попыткой обобщить научные материалы по поводу исследований ожиданий как психологического феномена межличностных отношений.


І. Определение понятия ожидания в межличностных отношениях


Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.

В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин "Ожидание социальное" подают определением "экспектации – это система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе". В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характер экспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны – это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

При этом различаются:

1)                экспектации предписывающие – определяют должный характер исполнения роли;

2)                экспектации предсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей "исполнителя" и конкретной ситуации."

Как видим, это определение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутывает нас определением ожидания через ожидание.

Некоторые следующие определения дают нам представление об ожиданиях как процесса. "Внутреннее отношение, отношение или установка организма, которая приводит его к предвидению определенного события" [2]. В этом контексте ожидание является видом доминантного состояния, которое "воспринимается большинством людей как активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна из характерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущей деятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа" [4]. Ожидание как опережающее отражение "основывается на отображении не только определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации и на сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному их обобщению" [6]. "Функциональный аспект ожиданий связан с саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которой является разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий. Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект – субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей и даже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий" [19].

Таким образом, ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позиции определенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования и самопрогнозирования поведения.

Нам интересны оба аспекта для более глубокого изучения этого феномена.


ІІ. Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии


Как видно из вышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтому в этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какому феноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другими феноменами их связывают.

Психоаналитический подход и психодинамическая теория позволяют выделить важные аспекты психики, которые играют важную роль в формировании ожиданий. Они связывают глубинно-психологические основы возникновения ожидания с проблемами неосознанного. Это, в первую очередь, вклад раннего детства в возникновение интеративных (неизменных) свойств психики, которые не зависят от вариативных конкретных ситуаций общения. К интеративным свойствам психики есть основания отнести и ожидания (экспектации) в подтверждении идеализированного "Я" субъекта, они связаны с системой его психологических защит. Формирование ожиданий происходит так: "стабилизация потребностей в идеализации "Я" вызвано или неудачами детства или же идеализацией родителями личностных качеств ребенка. Эти потребности формируют индивидуально неповторимую систему психологических защит. В процессе проявления защит могут наблюдаться ожидания как потребности подтверждения чеснот и качеств личности. Ожидания выступают как защиты, сформированные в детстве, это ожидание поведения и отношения к себе в соответствии с внутренним идеализированным "Я", с "условными ценностями" объекта" [7, с.108-110].

Если психика переполнена психологическими защитами, то получается феномен "замкнутого круга". Например, ожидание неудачи приводит к неудаче, неудача обусловливает потребность отступления от реальности, отступ от реальности ведет к неудаче. В границах функционирования "замкнутого круга" экспектации непроизвольно стабилизируются и уже сами влияют на реальность - "ожидаемое становится реальным". Примером подобного явления может служить Эдипов комплекс. Он создает проблемы низкой самооценки. Низкая самооценка находит выражение в соответствующих ожиданиях критики со стороны других людей, неприятия личного "Я" и критики. Это может выражаться в парадоксальных формах поведения: недоверие к похвале, в тенденциях перепроверить позитивное отношение людей к себе, в ожидании предательства.

Второй подход связывает понятие ожиданий с Я-концепцией индивида (Берн Э.). Я-концепция "определяет ожидания человека, то есть его представление про то, что должно произойти. Человеку свойственны какие-то ожидания, которые в большинстве случаев определяют характер его действий. Люди, уверенные в собственной возможности, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто считает, что никому не нравятся, ведут себя в соответствии с этим ожиданием или интерпретируют таким образом реакции окружающих. Основой отношений, которые формируются между ожиданиями и поведением, является механизм самосбывающихся пророчеств". [14, с.348-350]

Связывают ожидания с Я-концепцией и Майерс Д. [10, с.55]. Автор называет ожидания таким близким по смыслу понятием "суждение окружающих". Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны включать эти оценки в свои Я-концепции и поведение. Если студенты, представители этнических меньшинств, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Здесь Майерс Д. говорил об ожиданиях окружающих по отношению к тому, что должен или не должен делать человек при определенных его характеристиках. Подобные суждения - ожидания воспринимаются субъектом и встраиваются в его Я-концепцию, посредством которой реализуется в поведении в соответствии или вопреки ожиданиям окружающих. Но главная мысль в том, что ожидания окружающих влияют на Я-концепцию и наоборот.

Следующий акцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, что именно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиеся пророчества. [13, с.345]

Розенталь Р. в своих широко известных экспериментах о "предвзятости экспериментатора" обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут. Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и Джейкобс Л. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. "Можно ли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учеников является не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной? Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этот вопрос". [10, с.149] Это означает, что ожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехи игнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий, чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожидания педагога      внимание ученику        больше ученик получает, чем другие         достижения в учебе     подтверждение ожиданий педагога        и так далее.

Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.

Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеют свои ограничения. "Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в "гордость класса". По своей природе человек не столь податлив" [10, с.149] Но, судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им удержаться на плаву.

Влияет также ожидания учеников в отношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, если есть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того или иного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях "у профессора Смита интересно". Подобные ожидания способны повлиять как на ученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана и Т.Прохозк. [10, с.149].

"Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведение просто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные о том какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. Если Чак знает, что, по мнению Джейн, у него "ветер в голове", он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейн знает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное. [10, с.153]

По мнению У.Свона и Р.Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий, связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашей четкой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда "заядлую тусовщицу" интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не поведение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив, неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожидания интервьюеров.

Наши убеждения относительно самих себя тоже могут быть самореализующимися. То, что люди нередко реализуют прогнозы, сделанные ими относительно собственного поведения, было доказано С.Шерманом в нескольких экспериментах. Когда группе жителей города Блумингтон (штат Индиана) позвонили по телефону и спросили, не хотят ли они оказать помощь Американскому онкологическому обществу и безвозмездно отработать три часа, согласие изъявили лишь 4% опрошенных. Когда же звонили другим людям и просили спрогнозировать их реакцию на тот случай, если к ним обратятся с подобной просьбой, почти половина выразила готовность помочь. И они действительно помогли, когда Обществу понадобилась их помощь. Если у нас есть некий план, относительно наших поступков в тех или иных обстоятельствах, вероятность того, что мы будем действовать в соответствии с ними, весьма велика. [10, с.154]

Самореализующиеся пророчества присутствуют во всех сферах нашей жизни. Наши ожидания независимо от того, верны они или неверны, играют значительную роль в формировании облика реальности. Например, ощущение того, что вы кому-то нравитесь, делает вас более любящим. И это не все: чем более мы неуверенны и мучимы сомнениями, тем большую симпатию испытываем к тому, кому нравимся. По поводу этого Кертис Р. и Миллер К. провели эксперимент. "Они убедили одних испытуемых в том, что они нравятся своему партнеру, а других - в том, что они партнеру не нравятся. В последующем взаимодействии те испытуемые, которые думали, что вызывают у партнера симпатию, вели себя более располагающе, чем испытуемые, которые считали, что они симпатии не вызывают: то есть первые больше раскрывались в беседах, меньше выражали несогласие с партнером, в общем вели себя по отношению к тому, кому (как они ожидали) нравились, более сердечно и дружелюбно, чем те, кто думал, что они партнеру не нравятся.

Более того, испытуемые, полагавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, интересно, что поведение испытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам, вызвали ответное поведение партнеров, притом что партнеры на самом деле первоначально не выражали своей симпатии или антипатии по отношению к испытуемому". [1, с.385-386]. Партнеры, таким образом, были склонны вести себя "зеркально" по отношению друг к другу. Ожидания испытуемых вызвали подобные ожидания у партнеров. Таким образом, наши ожидания формируют соответствующее им поведение и это поведение вызывает определенную реакцию у партнера, которая соответствует ожиданиям и результат оказывается самосбывшемся пророчеством.

Кантор Н. рассмотрел феномен ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций [16, с.212-216]. "Люди ожидают, что определенные типы поведения происходят в определенного типа ситуациях, что определенные типы людей оказываются в определенных ситуациях и что определенные физические и социальные структуры могут быть встречены в специфических ситуациях". Например, Прайс и Буффард обнаружили, что люди воспринимают некоторые ситуации как довольно ограничивающие с точки зрения ожидания типов поведения (например, церковь или интервью при приеме на работу), а другие ситуации (например, парк или собственная комната) как относительно свободные от ожиданий. Существенная часть согласованного знания о ситуациях является набором физических, атмосферных, диспозиционных ожиданий. Они включают детали о наиболее соответствующем поведении в ситуации, чувствах, связанных с "пребыванием в ситуации", и типичные реакции и поведение других в ситуации. Очень многие люди очень внимательны к внешней среде в поисках сигналов для социально соответствующего поведения в социальных интеракциях.

Такими "сигналами" от людей в системе межличностных отношениях могут выступать сложившиеся стереотипы, конформные требования, полоролевые представления, выражение симпатии. Рассмотрим следующее мнение, которое высказал Аронсон Э. о взаимосвязи перечисленных выше феноменов и ожиданий [1].

"Стереотипы направляют наши ожидания. К примеру, каждое из приведенных ниже слов, вероятно, вызовет весьма определенные ситуации: университетский профессор, девушка на вечеринку, расист, либеральный демократ. Стоит только категоризировать какого-то человека или событие, используя одно из приведенных слов или словосочетаний, в качестве противостоящего другим, как мы начинаем на основе соответствующих стереотипов строить ожидания по поводу наших будущих взаимодействий. Предположим, кто-то заходит в ресторан и мысленно относит его к категории "бар", а не к категории "респектабельное заведение, где можно хорошо поесть". Теперь, раз уж ошибочно классифицировал данное заведение и взял на вооружение неверный сценарий, он будет воспринимать окружающее и вести себя не так, как вел бы себя в ресторане, и, наверное, это будет выглядеть весьма глупо. Ожидания, создаваемые с помощью стереотипа, могут значительно влиять на наш образ мыслей и на наши суждения". [1, с.159]

Взаимосвязь ожиданий и конформности состоит в том, что "желая сохранять хорошее отношение к другим людям, мы стараемся соответствовать их ожиданиям".[1, с.44] Таким образом, группа людей и человек предъявляют какие-то требования к своим членам, если не соответствовать им, то группа отвергнет этого члена. Поэтому желание иметь хорошие отношения с группой, контакты, провоцируют субъекта вести себя, как требуют правила этой группы. Выходит, что если субъект ведет себя, так как ожидает от него группа, то он проявляет конформность. Не отвечать ожиданиям означает проявление неконформности. В этой взаимосвязи конформность является следствием влияния ожиданий.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты