Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности

Индивидуальный аспект

Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьма существенное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личности открывает новые мыслительные способности у человека, формирует новые чувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка, которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворения биологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления и разрушения, появляется радость созидания.

Процесс созидания не свойственен биологическому миру, обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а, следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, а животные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человеку как биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этот процесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуются некоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенный уровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствует формированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств и делает, в конце концов, из человека как биологического существа - личность, а впоследствии - творческую личность.

Радость созидания заключается в получении полезного или желаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимости от внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебе материальное начало. Радость созидания заключается в осознании своего приближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится более разнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, таким образом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья, которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.

Содержательную суть духовного можно сформулировать как потенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания и образования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишает оснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможность духовно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческая действительность подтверждает данный вывод.

Общественный аспект

Общественный аспект духовно-нравственного развития возникает в связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личное духовно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченной человеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становится бессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процесс обязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл не осознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного и бессмысленного существования человека просто не может быть.

Смысловое содержание приобретает общественная форма существования человека. Общество для него начинает выступать не только как неисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общую бездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом, оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет само общество.

В итоге общественное существование наполняет смыслом индивидуальное пребывание человека на земле. Сотрудничая с обществом, он начинает проявлять общественное сознание, которое материализуется в его общественно-полезном труде. Участвуя в общем деле, человек ощущает своё бессмертие.

Теологический аспект

Невозможно не рассматривать теологический аспект при анализе понятия духовно-нравственное развитие. Потому что теологическое сознание - это серьёзная объективная реальность, которая имеет тысячелетние традиции и неоднократно доказала свою выживаемость. Причем, выживаемость религиозных институтов зависела от той картины мироздания, которую та или иная концессия предлагала общественному сознанию. Одни теории получали широчайшее распространение и жили тысячелетиями, другим удавалось просуществовать недолго или иметь в своих рядах лишь немногочисленных поклонников.

Осмысление мира человеком начинается с детских лет, поэтому даже в эпоху самого что ни на есть развитого научного познания и научно-технического прогресса концессионная картина мироздания с ее смыслосодержанием жизни всегда будет иметь отклик в душе человека. Но, так как одной из основных задач любого духовно-нравственного развития является формирование как можно более объективной картины мира, столь необходимой для выживаемости, то со временем человек начинает доверять также и своему опыту и знаниям. По мере роста духовно-нравственного развития личности теологический фактор дополняется другими формами, составляющими сознание индивидуума, вплоть до того, что само теологическое сознание из чисто духовного превращается в часть национальной культуры и выступает как национальный идентификационный фактор.

Трудно себе представить русского мусульманина или католика. Русские и православие это стало уже единой сутью. А с религией в каждой нации связаны целые пласты народной культуры и искусства. Таким образом, теологический фактор оказывает огромное влияние на индивидуальное и общественное сознание. Каждая нация определяет смысл жизни человека и общества в целом на земле именно в рамках своей ведущей концессии.

Человек, приобщённый к ведущей концессии своей нации, становится более приемлем для общества, равно как и общество для него становится более понятным, предсказуемым, безопасным. Поэтому наряду с другими аспектами теологический аспект должен иметь своё место в духовно-нравственном развитии молодёжи. [5]

Глава 3. Формирование мировоззрения и ценностей в юности

юность молодежь субкультура нравственный

3.1 Самоопределение и самосознание


Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания.

Сначала у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, что в раннем юношеском возрасте приводит к становлению относительно устойчивого представлении о себе как цельной, отличной от других личности. Именно на основании такого представления о себе к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется восприятием себя членом общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самосознание, как любое сложное психологическое образование, представляет собой неразрывное единство трех сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту в сфере самосознания характеризуется как период развития и углубления рефлексивных и интегративных процессов.

Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязи, общения, пытается осознать их характер, самоопределяется. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизнью группы резко увеличивается число и объем его обязанностей. Однако изменение места, занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе не обеспечивает формирования его личности, а характеризует лишь достигнутую ступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяются развитием деятельности, создающей новую структуру отношений.[6]

Важнейшим моментом новой социальной позиции подростка оказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств. Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личности являются существенной характеристикой любого подростка (независимо от его пола и темперамента).

Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и является не бесцельным самокопанием, а потребностью проанализировать свои достоинства и недостатки и понять, что в собственных поступках и целях правильно и что неправильно, чего следует добиваться и от чего воздерживаться.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на ЦНС, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятные условия для возникновения у него ощущения взрослости, самостоятельности. Однако на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть полностью самостоятельным и ощущать свою социальную компетентность. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка. Как происходит разрешение этого противоречия и как оно отражается на внешнем поведении детей? Личность, как известно, проявляется в конкретных поступках. Следовательно, для демонстрации самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Однако, чтобы поступать самостоятельно, надо быть относительно независимым от непосредственного социального окружения, надо владеть механизмами личностной саморегуляции. Налицо кризисная ситуация, которую подросток стремится преодолеть. Главная трудность в данном случае заключается в обретении отсутствующей у подростка внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно (в одних случаях отстаивая правоту вопреки сопротивлению окружающих, а в других – спокойно, без упрямства принимая их требования и нормы социума). У подростков есть несколько возможностей для ощущения собственной компетентности. Одна из них – развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью и компетентностью. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, – это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок. Чтобы решиться на самостоятельные поступки, ребенок непроизвольно убеждает себя, что имеет на это право, так как он уже взрослый.

 

3.2 Формирование общественной направленности личности


Известно, что потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем в большей степени он будет «считывать» реально действующие нормы, чем пропагандируемые или институциональные.

Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личностных влияний окружающих. Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает определенное отношение к себе, а оно, как всякое внутреннее отношение, складывается под влиянием внешних отношений, отношения других людей к данной личности. Поэтому подросток озабочен тем, что о нем подумают окружающие его люди, и активно ищет такую среду, которая позволила бы ему почувствовать и продемонстрировать свою компетентность. Это во многом будет зависеть от варианта социальной ориентации подростка. Назовем некоторые из них[7]:

1) низкий уровень социальной зрелости, проявляющийся в ориентации подростков на взрослых людей, которые и задают для них нормы (как просоциальные, так антисоциальные);

2) достаточно высокий уровень социальной зрелости, выражающийся в ориентации подростков на общество и нахождении ими своего места в нем через принадлежность к определенной когорте. Следуя главным образом когортной норме, они ощущают связь с обществом. Однако подростки скованы возрастными рамками, что ограничивает диапазон их социальной ориентации;

3) выход за рамки когорты и осознание связи с определенной социальной группой. Внекогортная принадлежность позволяет таким подросткам проявлять высокую активность в социальной деятельности различного характера наравне со взрослыми.

Таким образом, социально ответственная деятельность подростков максимально отвечает их потребностям, способствуя социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Однако в современных условиях сфера социального функционирования подростков крайне сужена. Кроме того, препятствием на пути развития социальной взрослости подростков и формирования их социальной компетентности является долго сохраняющееся отношение взрослых к подростку как ребенку. Оно противоречит представлениям подростка о степени его собственной взрослости, его претензиям на новые, «взрослые» права и является дополнительным источником различных конфликтов и трудностей во взаимоотношениях со «взрослым» социумом. Необходимо расширить права подростка, сферу его социального функционирования и изменить тип отношения к нему в кругу контактирующих с ним взрослых с тем, чтобы создать условия для проявления его реальной общественной активности. Кроме того, общение взрослого с ребенком может быть перспективным в плане формирования социальной компетентности, если учитывать потребность подростка в анализе мотивов поведения человека, стремление выделить разные точки зрения при оценке тех или иных поступков, при соблюдении или нарушении определенных социальных норм. Поэтому в общении с подростками взрослым следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать им анализировать возможные варианты поведения человека в ситуациях социального взаимодействия.

Такой подход отвечает потребностям данного возрастного периода и в определенной степени обеспечивает формирование социальной компетентности подростка, поскольку уровень и содержание социальной деятельности, широта и характер общественных отношений, в которые он включен, определяют принятие личностных норм и выбор того или иного варианта поведения в социуме. Расширение пространства социальных интересов подростка, формирование общественной направленности личности приводят его к осознанию возможности участия в жизни общества. Подросток реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, включается в новые формы взаимосвязей, общения, пытается понять их характер и самоопределиться. Усложняются и расширяются связи, складывающиеся у подростка с товарищами в классе, школе, детских объединениях, формируется критическое отношение к себе и другим. Стремление к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей у подростка выражается в определенном отношении к различным областям самореализации, в попытке занять активную жизненную позицию и показать свое отношение к социуму.[8]


3.3 Молодёжная субкультура как система ценностей


У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Результаты крупного психолого-социального исследования «Подросток 2000», проведенного в 1997 г. среди 20 тыс. подростков Москвы, позволяют обозначить проблемные зоны в адаптации современных подростков к условиям социума[9]. Одна из проблем связана с несформированностью у современных подростков таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценка роли собственной социальной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать ее на себя (что, как уже отмечалось, входит в противоречие с основными потребностями и психическими новообразованиями возраста), без чего невозможно быть компетентным. Отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств. Следовательно, подростки нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию и ответственного поведения.

Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике указывает на взаимосвязь возраста подростков и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности подростков в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построения дальнейшей жизненной перспективы и профессионального самоопределения.

Сравнительное изучение жизненной перспективы 969 восьмиклассников и 625 десятиклассников Киева, проведённое И.Е. Головахой, показало, что достаточно определённые представления о своём будущем и о сроках осуществления событий, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели, имеются уже у восьмиклассников, к 10 классу это цели только уточняются. Однако в содержании планов существует ряд противоречий.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше получать и иметь не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников, по данным Е.И.Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.

Такую картину рисуют московские психологи (И.В. Дубровина и др.,1987,1988). Общий уровень личных и социальных притязаний обследуемых ими учащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как и способность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархию ценностных ориентаций обнаружила только треть обследованных. У остальных они либо недостаточно дифференцированы, либо недостаточно устойчивы. 39% старшеклассников ещё не определили своего отношения к основным ценностям окружающего мира, и это сказывается на их жизненных планах. Мотивация, связанная с будущей профессиональной деятельностью и учёбой, выражена у старшеклассников значительно слабее, чем мотивы самоутверждения и общения.

Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой»). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчур общо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). В первом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…

Итак, наибольшая трудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая- долгосрочные жизненные планы.

Заключение


Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

Идентификация - обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Список использованной литературы


1.  Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.

2.  Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989.

3.  Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.

4.  Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

5.  Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996,

6.  Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.

7.  Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

8.  Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.

9.  Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982.

10.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,

11.  Леви В. Нестандартный ребенок . М.: Знание, 1989.

12.  Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.

13.  Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

14.  Марченко Л. Подростковых лидеров возьмут на учет. // Площадь Свободы , от 19 марта 1999 г.,

15.  Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

16.  Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

17.  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

18.  Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.

19.  Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.

20.  Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.

21.  Чевозерова Г. Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

22.  Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.

23.  Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

24.  Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.,1996.

Размещено на


1 Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

2 Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.

[1] Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989

[2] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994

[3] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994

[4] Галина Чевозерова Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

[5] Галина Чевозерова Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

[6] Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995

[7] Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982

[8] Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987

[9] Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты