Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

Это общение требует от педагога наибольшего педагогического мастерства.

Общение «Дитя – Родитель».

Намеренно создаются ситуации, когда педагог «ошибается», а дети его поправляют, это развивает у ребенка чувство уверенности в себе.

Воспитатель просит завязать ему глава и говорит, что будет выполнять по их команде задания, которые обычно предлагает им сам. Такие ситуации создают условия, способствующие установлению между воспитателем и ребенком благоприятного контакта.

Общение «Дитя – Взрослый».

Можно попытаться организовать такую ситуацию, в которой ребенок оказывается компетентнее взрослого. Например, дети играют, а взрослый просит принять его в игру, но якобы не знает ее правил. Взрослому должно быть трудно играть. Помогая педагогу, дети осваивают позицию поддержки другого.

Общение «Взрослый-Родитель».

Этот стиль общения мало распространен в практике. Мы превращаем ребенка не просто в помощника воспитателя, а в защитника его интересов. Например, малышу доверяют часы и просят следить за тем, чтобы воспитатель не просрочил время важной встречи или начало занятий. При этом взрослый ссылается на занятость, которая мешает ему следить за временем. В данном случае педагогу важно выдержать определенный тон общения с ребенком, при котором должны присутствовать и озабоченность, и заинтересованность в помощи именно этого ребенка: «Я прошу тебя, потому что ты не забудешь».

Общение «Взрослый – Взрослый».

Это общение серьезное, на равных. Надо проявить искренность в восприятии ребенка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать.

Общение «Взрослый – Дитя».

Правило, которого следует придерживаться педагогу, может быть сформулировано как понимание, принятие и признание.

Подводя итоги вышесказанного, назовем общие направления воспитательного процесса, направленные на преодоление негативных эмоциональных состояний в общении.

1.                 Самоизменение (самосовершенствование) личности педагога, как условие развития личности ребенка. («Педагог, изменись сам!). Снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения становится на точку зрения другого.

2.                 Бережное отношение к ребенку «Не навреди! - верь в силы ребенка!». Взрослый должен исключить риск нанесения ребенку душевной травмы, эмоционально принимать ребенка, верить в возможности его роста. Такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие в отличие от всевозможных угроз и наставлений.

3.                 Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Ребенок стремиться к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя.

4.                 Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав, согласиться, если вы были неправы. Надо уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком.

5.                 Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности.

6.                 Необходимо учить детей общаться, формировать представления о правилах взаимодействия с другим человеком: уметь слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить, пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

Чтобы знания перешли в поведение, их необходимо формировать в деятельности, актуальной для ребенка, то есть игре.

Выше мы рассмотрели самые оптимальные стили организации общения, основные направления развития воспитательного процесса.

Такой подход требует очень серьезной переориентации профессионалов дошкольного воспитания. И, как правило, это не всегда получается. А результат неправильно организованного общения – это негативные эмоциональные состояния у детей.

YI. ТИПИЧНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

В последнее время особое значение приобретает проблема эмоционального неблагополучия детей, связанная с возникновением в эмоциональной сфере негативных переживаний.

Ребенок в дошкольном возрасте осуществляет потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, принятию и пониманию. Но, если это потребность остается неудовлетворенной, ребенок может стать раздражительным, конфликтным, со вспышками гнева, с приступами страха, неуверенным в себе и тревожным.

Агрессия – индивидуальное или коллективное действие, направленное на нанесение физического и психического вреда.

Агрессивный ребенок – это всегда в первую очередь несчастный ребенок. Причины агрессии могут быть следующие:

-                     постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражается» их агрессивностью;

-                     проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;

-                     унижения и оскорбления ребенка со стороны родителей;

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.

Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста действий взрослых, принуждающих его к чему-либо.

В большинстве случаев ребенок своим агрессивным поведением хочет привлечь к себе внимание, которым сильно обделен.

Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе, но, увы, безрезультатно. Агрессивный ребенок, как правило, изолированный, имеющий очень низкий социометрический статус.

В чем конкретно проявляется данное нарушение поведения?


-             физическая:

Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстника, кусается, плюется, дерется;


-             вербальная:

 

Ругается, говорит обидные слова.


-             скрытая:

Щипает других, говорит обидны слова, когда не видит взрослых


-             в виде угрозы:

Замахивается, но не ударяет, пугает других.


-             в мимике:

Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.


-             направленная на себя:

Кусает себя, щипает себя, просит себя стукнуть



Конфликт – использование человеком нравственно осуждаемых методов борьбы, стремление психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.

Причин конфликтности может быть несколько – конфликтность, возможно, является следствием эгоистичности ребенка. Ребенок не учитывает желаний и интересов сверстников.

Если дома он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре;

Конфликтный ребенок, как и агрессивный, в большинстве случаев имеет низкий социометрический статус. У него завышена или занижена самооценка, высокий уровень тревожности. Все это очень сильно деформирует личность.

Еще одно негативное эмоциональное состояние – страх.

Следует отличать нормативные проявления страха у детей от страха как свидетельство эмоционального неблагополучия. Страхи детей, кроме боязней громких звуков и падения, не являются враждебными. Но на протяжении дошкольного детства у них может развиться множество страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства. В других случаях виноваты взрослые, которые пугают детей всевозможным наказанием.

Страх – одно из наиболее характерных чувств ребенка. Появление страха предупреждает ребенка о грозящей ему опасности, то есть, выполняет защитную функцию.

В каждом возрасте наблюдаются «нормативные» страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д.

А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределения по полу и годам. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. Коснемся некоторых возрастных норм и особенностей страхов. (по А.И. Захарову):

-                     Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночество, темноты, замкнутого пространства.

-                     Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны.

Тревога – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, для которой характерно состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой опасности. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно предугадать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Психологи выделяют ряд характерных особенностей тревожных детей:

-                     частые проявления беспокойства и тревоги, большое количество страхов, возникающих в тех ситуациях, когда ребенку ничего не грозит;

-                     особая впечатлительность, мнительность, чувствительность к неудачам и острая реакция на них;

-                     низкая самооценка, а в результате ожидание неблагополучия со стороны окружающих;

-                     склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы).

Причинами детской тревожности могут быть: неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью; завышенные требования, с которыми ребенок не может справиться; чрезмерная опека матери, так называемые «симбиотические отношения» ребенка с матерью; авторитарный стиль взаимодействия воспитателя детского сада с детьми; непоследовательность требований, предъявляемых ребенку взрослым.

Эти негативные эмоциональные состояния очень сильно деформируют личность ребенка. Выделены причины их возникновения, а также ситуации, в которых они возникают.

Педагогов и родителей чаще беспокоит появление агрессивности и конфликтности у детей. Поступает большое количество запросов по работе с этими детьми, и потому появляется необходимость в сознании программы, с целью коррекции агрессивности, конфликтности, ослабления негативных эмоциональных состояний.

В связи с имеющимися запросами педагогов и родителей предполагаю решать следующие задачи через осуществление коррекционной работы в дальнейшем:

1.                 Развитие умения выражать заинтересованность и с пониманием относиться к ответам детей, побуждать их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах и при этом уважительно вести себя по отношению к другим

2.                 Помочь детям понять, что они могут контролировать свое поведение сами.

3.                 Помочь детям понять, что человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.

4.                 Учить детей ставить себя на место другого человека.

5.                 Формировать умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.

6.                 Проводить консультативно – просветительскую работу с родителями и педагогами по данной проблеме

Для реализации поставленных задач планирую применять следующие методы и приемы работы с данной категорией детей:

-                     методы исследования личности (тесты, наблюдения)

-                     метод анализа конкретных ситуаций;

-                     включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;

-                     использование игры и сказки;

-                     свободное рисование;

-                     дидактическая игра

Ожидаемые результаты.

Психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к психологу, стремление к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми.

Развивающий эффект занятий проявляется в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, и эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, в общении.

Отдаленные результаты:

Они будут состоять в:

-                     профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации и других проблем психогенного характера;

-                     коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижения индекса агрессивности и конфликтности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития личности ребенка.

Развитие личности дошкольника, его отношение к миру, к людям, к себе, во многом определяются теми формами общения со взрослыми, которые складываются в дошкольном детстве. Анализ генезиса форм общения в детском возрасте дает основание утверждать, что знание их содержания, структуры и способов, необходимо воспитателю не только для организации работы с детьми, но и с целью коррекции отклонений в личностном развитии дошкольников.

Особого внимания заслуживает коррекция негативных эмоциональных состояний ребенка. Те функции, которые выполняет эмоциональная сфера в ходе психического развития, дают основания утверждать, что ее содержание во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми и сверстниками.

Неблагоприятный тип отношений приводит к ряду негативных проявлений в эмоциональной сфере. В реферате дана общая характеристика, раскрыты типичные реакции детей, склонных к страхам, тревожных и агрессивных: показаны причины возникновения этих состояний.

Работа по предупреждению и преодолению негативных эмоциональных состояний требует следующих условий:

1.                 Знание правильных способов организации общения, стилей общения и активное использование их педагогами в работе с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний.

2.                 Глубокого знания содержательных характеристик тех эмоциональных состояний, которые требуют коррекции (проявлений, причин, приемов).


3.                 Владение способами диагностик названных эмоциональных состояний, адекватных возрастным особенностям ребенка.

4.                 Наличие четкой системы коррекционной работы, построенной в соответствии с логикой целей, задач и средств формирования эмоциональной сферы ребенка и характера его взаимоотношений с окружающими.

БИБЛИОГРАФИЯ


1.               Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1998г.

2.               Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 1998г.

3.               Диагностика и коррекция психического развития дошкольников ( под ред. Коломенского Я.Л.; Панько Е.А.) М., 1997г.

4.               Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Яр., 1997г.

5.               Кряжева М.Л. Развитие эмоционального мира детей Яр., 1997г.

6.               Кулагина И.Ю. Возрастная психология М., 1996г.

7.               Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986г.

8.               Общая психология. (сост. Е.И. Рогов. М. 1997г.).

9.               Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.1998г.

10.           Популярная психология для родителей (под ред. А.С.Спиваковской). М., 1997г.

11.           Психология воспитания (под ред. Петровского В.А.). М., 1995г.

12.           Психология дошкольника. Хрестоматия. (сост. Г.А. Урунтаева). М., 1998г.

13.           Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.,

14.           Учимся общаться с ребенком. В.А.Петровский и др. М., 1993

15.           Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995г.

16.           Шелдон Левис. Шейла Левис. Ребенок и стресс.М.1997г.

17.           Щипицына Л.Н.; Заширинская О.В. и др. Азбука общения С-П. 1998г.

18.           Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Лебединский В.В. и др. М., 1990г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты