Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

Медиаторы-ровесники обучаются социальным педагогом. Медиаторы-ровесники обучаются каждый год: частично в течение обучающего дня для медиаторов-новичков, частично – на следующий день для всех медиаторов – и новичков, и уже имеющих опыт проведения медиаций.

. В первый день социальный педагог освещает теоретические вопросы о том, что такое медиация, какова ее цель, какую роль выполняет медиатор и т.д. Кроме того, в первый день происходит работа с различными конкретными примерами применения медиации. На следующий день проводится только разбор конкретных примеров

Медиация стала частью культуры в Ранум Школе. Все учителя и ученики знают о медиации как о возможном способе разрешения конфликтов, и многие пользуются преимуществами этого метода.

В США в пяти из шести школ города Нью-Йорк, принявших участие в программах Школьных Медиаторов по альтернативному разрешению конфликтов наблюдалось снижение наказаний за драки на 45-70% в течение первого года функционирования программы.

Оценка влияния программы по креативному разрешению конфликтов, реализованной в четырёх многонациональных, разноэтнических школьных округах города Нью-Йорк (США), установила, что 84% преподавателей, принявших участие в опросе, отметили улучшение атмосферы в классах, 71% сообщили об умеренном или значительном сокращении случаев физического насилия в классах, а 66% отметили сократившееся количество словесных оскорблений. Более 98% респондентов признали, что программа медиации стала важным инструментом для выхода из конфликтных ситуаций [25].

Следующий опыт, урегулирования конфликтов в школе который заслуживает внимание – это опыт школ Новой Зеландии.

В Новой Зеландии в некоторых школах Оклеенда действуют школьные конференции. Никого долгосрочного лишения права посещать занятия или исключения из школы подростка не может состояться без проведения перед этим школьной конференции.

Цель школьной конференции – предотвратить принятие неправильного решения, проведя встречу до того, как решение об отчислении или отстранении принято; рассмотреть все возникающие проблемы и трудности и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя, и всей школы) и сделать это так, чтобы не приостанавливать на неопределённое время (или не прекращать) обучение подростка.

На школьной конференции присутствуют представители учеников и персонала школы; директор и один член Попечительского Совета; сам ученик и члены его семьи, включая не только родителей; ювенальный адвокат (т.е. профессиональный юрист с опытом работы в Ювенальном суде), или специалист по ювенальному праву, или представитель местной конторы по разрешению споров между соседями; представитель полиции, занимающийся делами несовершеннолетних (если проблема включает в себя уголовное преступление) или на школьника есть запись в Ювенальном суде; и один или несколько представителей местной общины, как связанные, так и не связанные со школой - возможно, консультант по проблемам с наркотиками, лидер местной культурной ли религиозной организации, тренер футбольной команды или другие люди, пользующиеся уважением у школьника и способные оказать на него влияние.

Такой состав людей необходим для того, чтобы рассмотреть все вопросы, поднятые учеником, а также возможную необходимость его отчисления из школы, поведение, повлекшее за собой эту необходимость, ответственность за это поведение и вероятные действия для устранения создавшейся проблемы.

После всего этого составляется план, который касается всех этих вопросов. План содержит пункты в пользу школы (например, пакт о ненасилии, обязательства по посещаемости). А также пункты в пользу ученика (например, помощь в решении трудностей с обучением, консультации по проблемам с алкоголем, пробное участие в баскетбольной команде или в другом кружке или группе по его желанию, обязательства родственников взять на себя больше ответственности или прекратить суровые наказания, например, битье). Некоторые пункты в пользу семьи (например, помощь с наблюдением за ребенком после школы, направление в церковные или общинные службы консультаций по различным проблемам, или даже включение в школьную общину); и некоторые элементы в пользу общины (например, удалить надписи на стенах, не общаться с хулиганами, вернуть ключи от транспортного средства).

Через два или три месяца снова созванная школьная конференция проверяет существующее положение вещей. На встрече составляется отчет и рекомендации (которые могут включать исключение из школы) для Попечительского Совета.

Результаты австралийских исследований работы школьных конференций в Новой Зеландии показали:

§     участники были в высшей степени удовлетворены самой процедурой конференции и её результатами;

§     наблюдался высокий уровень согласия правонарушителей с условиями соглашения;

§     отмечен низкий уровень повторных правонарушений;

§     большинство жертв стали чувствовать себя в большей безопасности, чем до конференции. Теперь они считают, что способны лучше справляться с подобными ситуациями;

§     высокий уровень понимания и сочувствия к жертвам со стороны правонарушителей;

§     руководители проекта почувствовали, что конференции укрепили школьные ценности;

§     родственники школьников в большинстве положительно отзывались о школе и выразили готовность поддержать ее в решении других вопросов;

§     как результат участия в конференциях, почти во всех школах, занятых в эксперименте, изменился подход к решению проблем с поведением учеников [20].

Заслуживает внимание опыт альтернативного способа урегулирование конфликтов в Российских школах. В 2001 году Центр судебно-правовой реформы впервые в России начал создавать в школах «Службы примирения» и осуществлять образовательную и методическую поддержку этой деятельности. Службы существуют в Москве, Великом Новгороде, Петрозаводске, Перми, Лысьве, Кормовищи, Волгограде, Томске, Тюмене, Урайе.

Зачем нужны школьные службы примирения? Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликта и с чувствами конфликтующих. Используемый службами восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликт, которые обычно практикуются подростками и учителями, не редко оставляют подлинные конфликты неразрешёнными.

Цель службы - сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтов. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является а) преодоление враждебности между сторонами и б) участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Встречи участников конфликта, организуемые ведущими (нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения. Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьёй, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт [33].

В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники. Это важно, поскольку:

§     Подростки лучше знают ситуацию в школе;

§     Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

§     Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

§     Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по урегулированию конфликтов) передаётся детям.

Цель ведущих - организовать такой диалог между сторонами, чтобы они избавились от негативных переживаний, связанных с конфликтом и сами нашли способ решения ситуации.

Состав службы примирения: 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10 класса, взрослый, курирующий службу и несколько подростков в «группе поддержки» (например, рисуют стенгазеты по ШСП).

В качестве кураторов работают социальные педагоги (Новгород), заместители директора по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и уполномоченный по правам ребенка (Волгоград).

Передача информации о конфликтах школьные службы примирения получают от социальных педагогов, из ящика обращений, от сверстников и при этом соблюдается конфиденциальность.

В службы обращаются по разным типам ситуации: конфликты между учениками, ученик-учитель, ученик-группа (ситуации изгоев), кражи, драки, вымогательство, «стрелки», порча имущества, длительные прогулы, национальные конфликты и прочее.

Программа школьной службы примирения состоит из трёх этапов:

1.                Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с родителями)

2.                Примирительная встреча

3.                Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).

Вывод: из всего выше сказанного следует, что урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими способами: медиация ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения.

С тех пор, как школы начали использовать медиацию ровесников, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.

Результаты исследований показали, что школьные конференции помогают сообща рассмотреть все возникающие проблемы и трудности решения конфликтов и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя, и всей школы).

Школьные службы примирения призваны сменить административно-карательную направленность урегулирования конфликтов среди подростков, на организацию диалога между конфликтующими сторонами, причём в качестве ведущего привлекаются сами учащихся.


2.4 Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах


Эмпирическое исследование проходило на базе МОУ Бискамжинская СОШ, Аскизского района, республики Хакасия. В нём приняли участие учащиеся 7 класса, в количестве 18 человек.

Объект исследования: подростки 13 лет.

Предмет исследования: конфликтное поведение в подростковом возрасте в малых группах.

Цель эмпирического исследования: изучение особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах.

Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:

1.                Исследовать уровень агрессивности и конфликтности подростков

2.                Исследовать стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

3.                Сформулировать рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

На первом этапе исследовался общий уровень агрессивности и конфликтности, а также выявлялись конкретные виды агрессивных тенденций, вызывающие конфликты по методике Басса – Дарки..

Результаты представлены в таблице №1 и приложения 1 и диаграммах №1,2.


Диаграмма 1.Агрессивность подростков по методике Басса - Дарки


По результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны

Однако следует отметить, что подростковый возраст также сензитивен для развития эмпатии – способности сопереживать, сочувствовать, и рефлексии – способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Поэтому проявляемая агрессия не может не вызывать чувство вины, которое является одной из выраженных особенностей подростков.

Неуверенность в себе и окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности – недоверии и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В результате у подростков повышается физическая и косвенная агрессия, то есть они часто выражают агрессию на других людей окольными путями в виде сплетен, злобных шуток. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью, однако, в некоторых случаях они могут переходить и в физическую агрессию – использовании физической силы против другого лица.

Наименее представлен у подростков негативизм и обида, значит можно сделать вывод, что ребята позитивно относятся к окружающим.

Методика позволяет определить общий уровень агрессивности и враждебности, путём соответствующих индексов.


Диаграмма 2.Уровень агрессивности и враждебности подростков по методике Басса – Дарки

По данным исследованиям видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т.е. ребята не владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции.

Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что ребята подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.

Затем было проведено тестирование для обнаружения уровня конфликтности подростков 7 класса при помощи теста предлагаемого В.И.Андреевым. Результаты представлены в таблице №2, приложения 1 и диаграмме №3.


Диаграмма №3


После обработки полученных результатов были выявлены следующие показания:

- у одного человека уровень конфликтности низкий

- у трёх человек уровень конфликтности ниже среднего

- два человек, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего

- четыре человека, имеют средний уровень конфликтности

- у трёх человек уровень конфликтности чуть выше среднего

- пять человека, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего.

Данные говорят о том, что у подростков преобладает уровень конфликтности чуть ниже среднего, а связано это, прежде всего с их индивидуально-психологическими особенностями.

Далее исследовались стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса. Результаты представлены в таблице №3 приложения 1 и диаграммах № 4, 5.


Диаграмма №4.Выраженность стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков по методике К. Томаса


Наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество.

Соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим.

Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорят о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.

Представляется интересным рассмотрение типологии типов поведения в конфликтных ситуациях (см. диаграмму 4).


Диаграмма №5.Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса


Эта диаграмма свидетельствует о том, что 33% подростков предпочитают стратегию соперничества.

Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Около 28% подростков готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. 17% подростков выбирают приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого и столько же % подростков могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путём взаимных уступок.

Около 5% подростков предпочитают стратегию избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Таким образом, проведённое исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии соперничества и сотрудничества, и практически не встречается стратегия избегания.

2.5 Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах


Из всего сказанного следует, что у подростков наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить подростков адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс может быть связан с открытием «Школьной службой примирения», которая поможет подросткам выйти из конфликта с наименьшими потерями. Также от социальных педагогов и психологов требуется включение самих подростков в процесс работы школьных служб примирения и специального обучения школьников-медиаторов методам урегулирования конфликтов. Это даст возможность ребятам действовать в конфликтных ситуациях ненасильственными методами, применяя методики и процедуры последовательного решения проблемы через переговоры, медиацию и принятия решения на основе консенсуса. А также позволить преподавателям управлять поведением учеников без силовых способов принуждения и подчинения, акцентируя внимание на личную ответственность и самодисциплину.

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что цели исследования выполнены, поставленные задачи достигнуты, методы исследования проведены.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными или явными.

Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции.

Каждый конфликт имеет более или менее чётко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среду возникновения, наличие оппонентов, повод или причину.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным отношениям и разрешение конфликта.

Урегулирование конфликта – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Существует достаточно много методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

§     внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

§     структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

§     межличностные методы или стили поведения в конфликтной ситуации;

§     переговоры;

Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

·                   личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью;

·                   психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией в малых группах.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основываясь на психологических, социологических и педагогических исследованиях, можно выделить основные особенности возникновения конфликтов в малых подростковых группах:

·                   это связано с гендерными особенностями подросткового возраста;

·                   со стороны индивидуума, связано: с индивидуально-психологическими особенностями; системой потребностей, мотивов, интересов; различиями представлений о себе, ее "Я – образ";

·                   со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.

Как показал обобщённый зарубежный и российский опыт, урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими методами: медиацией ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения, причём с обязательным привлечением к урегулированию конфликтов самих подростков.

Изучение агрессивности и конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины.

В конфликтных ситуациях 33% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт.

В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для педагогов, необходимые для урегулирования конфликтов.


Список литературы

1.Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.

2.Андреев, В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.

3.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

4.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 1999. – 551 с.

5.Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.

6.Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 1997. – № 1. – С. 19-21.

7.Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

8.Ершов, А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 1973. - С. 59-60.

9.Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

10.Игнатьев, А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 1998. – № 4. – С. 16 – 24.

11.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.

12.Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.

13.Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во "Лань", 1999. – 448 с.

14.Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.

15.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.

16.Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.

17.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.

18.Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] /Н.Д.Левитов. – М., 1999. – 58с.

19.Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд-во. "Российское педагогическое агенство", 1998. – 80 с.

20.Мак Элри , Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа:

21.Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 – Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 688 с.

22.Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст]: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.

23.Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук / Е.В.Первышева.– М., 1989. – 157 с.

24.Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

25.Решение конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm

26.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

27.Сегрева, А.С. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ [Текст] / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 109 – 113.

28.Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. – 47 с.

29.Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.

30.Сосин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада [Текст] / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. – № 5. – С. 131 – 141.

31.Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.

32.Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

33.Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися [Текст] / //Директор школы. – 2007. - №8. – С. 86-89.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты