Методология этнопсихологических исследований

2. Основные методы этнопсихологических исследований


Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.

К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть:

- сплошным и выборочным; включенным и простым;

- неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

- полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

При изучении психологии представителей других народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель и месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает различия в поведении, традициях, обычаях и т.д. В дальнейшем эта способность естественно ослабляется. Результаты наблюдений должны строго фиксироваться и сопоставляться с данными, полученными другими способами.

Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые, естественные.

Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные, благодаря которой он может устранять многие внешние переменные, влияющие на результаты его исследования. К внешним переменным можно отнести, например, шум, жару или холод, снижающие продуктивность изучения национально-психологических особенностей людей.

Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно- следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Этот метод позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части. Однако, некоторые исследователи считают, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому их результаты нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента, либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.

Примером лабораторного эксперимента может служить использование методик «подбора черт» и «свободного описания». Впервые они были применены в 1933 г. в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 4 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые с их точки зрения характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали ли когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению авторов, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Аналогичные исследования проводились впоследствии и в СССР (в Азербайджане, Ленинграде, Казахстане, Нальчике, Улан- Удэ, Элисте). Они показали, что в обыденном сознании людей присутствуют представления о наличии специфических национальных черт, которые имеют достаточно глубокие корни и их нужно изучать в интересах регулирования межнациональных отношений, снятия конфликтности во взаимодействии с представителями других этнических общностей. Например, данные исследования 120 казахов и 20 русских, проживающих в Казахстане, с одной стороны, выявило, что для казахов русские предстают трудолюбивыми, дружелюбными, общительными и отзывчивыми людьми, а для русских казахи — трудолюбивыми, щедрыми, консервативными, властолюбивыми, высокомерными. С другой стороны, эксперимент позволил вовремя зафиксировать негативизм в отношениях русских к казахам и принять соответствующие меры для улучшения взаимоотношений между ними.

В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной. Вместо того чтобы изучать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.

Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий, сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.

Однако поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными и для самого экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Кроме того, в полевых условиях возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

Примером полевого эксперимента может служить изучение свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности такого рода исследования:

1) направленный эксперимент с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого слова-стимулы и слова- реакции могут быть либо одного, либо разных классов, что предварительно жестко обговаривается во время инструктажа;

2) свободный эксперимент (наиболее часто использующийся), когда ограничивается количество слов-стимулов, но в выборе реакций на них испытуемый свободен;

3) эксперимент с множественными ассоциациями, когда испытуемый не ограничен в количестве реакций, ни в их направленности, более того, исследователь поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций.

В качестве стимулов для ассоциаций могут использоваться, например, наименования цветов и их оттенков. Анализ ассоциативных полей цветобозначений «красный», «белый», «желтый» и «синий» у представителей 12 этнических групп (русских, украинцев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, немцев, французов, казахов, киргизов и узбеков) показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями национально специфичны. Резко отлична у различных этнических групп частота подведения исходного цветообозначения под общее понятие (типа «белый цвет»): у немцев, американцев, поляков, словаков, русских, украинцев и белорусов эта частота значительно выше, чем у представителей тюркоязычных испытуемых, особенно у казахов и киргизов. Резко отличается также увязывание слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного признака. Так, стимул желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком; у украинцев — с подсолнухом; у французов — с золотом и яичным желтком; у американцев, казахов, киргизов — с маслом; а у узбеков — с просом.

Этноспецифичны также реакции, в которых реализовано символическое переосмысление исходного слова. Так, желтый цвет у русских, белорусов, поляков, немцев и французов символизирует измену, разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков — со злостью; у американцев — с трусостью; для русских, поляков, американцев и немцев этот же цвет также связан с предупреждением об опасности.

Естественные эксперименты представляют собой такие исследования, когда его руководитель не может управлять действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, учебное учреждение, предприятие бытового обслуживания и т.д.), а психолог может изучать лишь полученный результат.

Поскольку в этом случае происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Кроме того из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента, возникает меньше этических проблем.

Однако, так как экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма сложный характер. При этих исследованиях на поведение, действия и поступки людей влияют разные факторы; неизвестные или неподконтрольные исследователю, поэтому естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Начало таким экспериментам в этнопсихологии положил американский ученый Ла Пьер, в 1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливаясь с ними в 67 гостиницах и обедая в 184 ресторанах. По прошествии шести месяцев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с единственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса? 92% ответов были отрицательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название «парадокс Ла Пьера».

Впоследствии были разработаны и другие методики. Для изучения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, впервые реализованную другим американским ученым Р. Бохнером в 1972 г., которая состоит в следующем. В один день в разных газетах публикуют два аналогичных объявления типа: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру...», отличающиеся друг от друга только указанной в них национальностью и наличием разных телефонов, по которым сидят помощники экспериментатора, фиксирующие количество звонков по разным объявлениям. Чем больше их будет по какому-либо объявлению, тем с точки зрения экспериментатора лучше отношение к указанной в нем этнической группе.

Достаточно широкое распространение за рубежом получила «методика потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем (запечатанных конвертов с написанным адресом и указанным адресатом). По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором отношения к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (и прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичных для того этноса, отношение к которому подлежит изучению), можно выяснить имеющиеся отношения к любой этнической группе в его реальном проявлении.

Есть и другие возможности для изучения национально- психологических особенностей во время наблюдения за поведением, действиями и поступками людей, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователем, например, методики исследования, этнической толерантности личности, методики «множественной идентификации» в группе и др.

Метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных, предполагающий получение информации по заранее хорошо продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде.

Форма опроса бывает разной. Устный опрос, применяется, когда для исследования важен не только формальный ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д. представителей конкретной этнической общности. Письменный опрос проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет опросить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования.

Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) опрос, который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный опрос, где непосредственный контакт не предусмотрен.

Опросы проводятся в развитых зарубежных странах довольно часто по различным проблемам. Знание результатов опросов, их анализ помогают глубже понять национально-психические особенности.

Беседа — важный метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностях людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением. В последнем случае он выступает как элемент обобщения независимых характеристик.

Необходимо добиваться, чтобы беседа носила целенаправленный характер и проводились с различными категориями людей. Так, мнение мелкого бизнесмена о национально-психологических особенностях населения может отличаться от мнения рабочего, ученого и т.д. Это связано с тем, что различные социальные группы граждан, с одной стороны, включены в систему строго определенных межличностных отношений. С другой,— представители различных социальных, профессиональных и иных групп по-разному воспринимают национально-психологические особенности других людей.

В ходе бесед важно уметь правильно ставить нужные исследователю вопросы, систематизировать и осмысливать полученные сведения. Нужно знать, как представители конкретных этнических общностей относятся

к самой беседе, на какие темы они больше любят пообщаться. Так, по данным исследований, американцы готовы чаще всего порассуждать о работе, здоровье, деньгах, спорте, текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане имеют иные склонности, реже говорят в свободное время о работе и семейных проблемах. Японцы практически совсем не откликаются на беседы по интимным вопросам и т.д.

Интервью в этнопсихологическом исследовании — метод, используемый в интересах предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.

Впервые его применил профессор Амстердамского университета Ван Дейк для выявления специфики осмысления испытуемыми предлагаемых специальных текстов. Он исходил из того, что в основе понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы-модели мыслительной деятельности, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует свою схему, наполняя ее конкретной информацией. Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, тем самым постоянно наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей различных этнических общностей, которую и необходимо анализировать.

Апробация В.Ф. Петренко данного метода показала, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии этнического сознания и специфики мышления представителей конкретных народов, особенно, если в процедуру проведения внести следующие изменения, позволяющие более полно использовать все возможности: интервью нужно строго формализовать, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; интервью должно быть не о национально-психологических особенностях в целом, а о ситуациях, в которых они могут проявляться.

3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований

К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросскультурных умений.

Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентаций, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики, например разработанные В.Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируется образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

Широко применяется и методика «множественной идентификации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Формой отработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

Контент-анализ этнопсихологических исследованиях (англ. contents содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности. специфики проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.

В настоящее время существуют специальные программы для 3ВМ, которые помогают автоматически проводить такие анализы и оценки при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. В случае широкой компьютеризации, создания соответствующего банка данных такой метод исследования становится все более доступным и перспективным.

Количественные методы в этнопсихологии — совокупность способов, приемов, методик описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием достижений современной математики и вычислительной техники.

Количественные методы находятся в тесной связи и взаимодействии с методиками качественного анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально- психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.

Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для их осмысления, систематизации и правильной оценки.

Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных.

Его автор Д. Мердок начал работу над картотекой в конце ЗО-х годов ХХ в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностей многих, этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.

Полный микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него — в научных библиотеках многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF. интересен тем, что в ней зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные для представителей конкретных этнических общностей.

Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, приемов и методик активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей представителей других национальных общностей, использующие специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностногo поведения в иной культурной среде.

Надежность этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях. По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и точности выбранных методик, в репрезентативности выводов. Она достигается путем:

1. Привлечения большого количества экспертов из разных этнических и социальных групп при оценке национально-психологических особенностей представителей конкретной нации. Так, путешественники бессознательно выделяют одни черты в психологическом портрете этноса, помогающие или облегчающие странствия по свету, коммерсанты — несколько иные, связанные с успешностью проведения коммерческих операций, военные чаще обращают внимание на составляющие морального духа и боевые качества, которые входят в морально-психологическое состояние войск конкретного государства и т.д. Например, у немцев путешественник обычно констатирует их сдержанность и слабую общительность, коммерсант отметил бы их практичность, доходящую до высокой степени экономности, военный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку. Психоаналитики же нередко считают, что стимулом проявления настойчивости представителей этой нации, ставшей причиной интенсивного развития экономики немецкой нации, выступает стремление компенсировать горечь поражения во Второй мировой войне иными способами. В свою очередь, сами немцы с готовностью подчеркивают мысль о стремлении нации к выживанию в борьбе с многочисленными врагами, самоутверждению среди других народов путем напряженного и хорошо организованного труда. Истина рождается при анализе различных точек зрения, мнений различных экспертов.

2. Совмещения результатов экспертных оценок с самооценками, с самосознанием представителей конкретной этнической общности. Так, чеченский народ высоко чтит своих предков. Нередко в семьях помнят своих родичей до 7-10 поколения. В этой связи события на Кавказе в XVIII XIX вв., переселение чеченцев народа в 40-е годы XX в. воспринимаются личностно близко, через судьбы конкретных родственников.

Поэтому события 1994- 1996 и 1999-2001 годах в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе нельзя сводить лишь к результатам одной лишь деятельности политиков последних лет — здесь проявляется накопившийся за долгие годы груз тяжелых эмоциональных переживаний, своеобразного отношения к метрополии, пустивший глубокие корни в национальном самосознании этого народа.

Внешними экспертами нередко национальные особенности чеченцев обычно сводятся к агрессивности, враждебности, воинственности. Сами же представители этого народа склонны считать себя справедливыми, миролюбивыми, почитающими своих предков людьми, выполняющими их заветы.

3. Использованием различных взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга методик, методических подходов. Так, мнение экспертов может быть дополнено результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых тем или иным народом терминов, понятий, ключевых слов, взятых из книг, эпоса, мифологии; привлечением в помощь этнопсихологам психоаналитиков; анализом основных религиозных доктрин и концепции, норм религиозной морали и нравственности конкретного народа; привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т.д.; межкультурным сравнением результатов тестирования однотипными тестами и т.д.

4. Репрезентативностью исследования. В математической статистике репрезентативность — главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и т.д.) соответствующим показателям генеральной совокупности, которую она представляет. Так, при анализе национально-психологических особенностей евреев важно учитывать, что представители этой национальности живут как на территории Израиля, так и в других странах. И было бы не совсем корректно по данным изучения евреев, проживающих в конкретной стране, делать обобщающие выводы об их психологии без проведения аналогичных исследований в государствах, где проживает большинство представителей этого народа, Поэтому этнопсихологические исследования должны опираться на методы теории вероятностей, математической статистики. Однако экспериментальная этнопсихология только подходит к массовому применению статистических методов в своих исследованиях.

Валидность — одна из важнейших характеристик психологической диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения метода (методики) исследования, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующей национально-психологической особенности и критериями и показателями (методом, методикой) ее изучения.

Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в нем феномен, ради изучения которого она создается.

Надежность этнопсихологических исследований во многом зависит от опоры на определенные принципы сравнения и сопоставления их результатов.

Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться эффективности их изучения. Психологическими характеристиками, определяющими морально-деловые качества, поведение, действия и общение людей, все нации наделены равномерно. Чтобы их правильно изучить и осмыслить необходимо их сравнить и сопоставить. Обычно выделяют следующие принципы сравнения и сопоставления национальной психики.

Принцип четко обоснованных и достоверных показателей показывает, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе четко обоснованных показателей в рамках учета своеобразия проявления того класса психологических феноменов, которые составляют их содержание и функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности их правильного осмысления.

Принцип сравнения и сопоставления значимых и равнозначных величин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей этих наций, так как форма проявления и сущность вещей в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить обобщающие характеристики явлений и характера их функционирования в исследуемой деятельности.

Принцип историко-гносеологического подхода показывает, что сравнение и сопоставление должно вестись на основе определенной стратегии. Следует учитывать условия, в которых, с одной стороны, формировались национально-психологические явления, а с другой, — в которых проводилось исследование. Необходимо познавать национальную психологию людей с точки зрения того, как она возникла, какие главные этапы в своем развитии проходила и с точки зрения этого ее развития смотреть, чем она стала теперь.

Принцип верификации и валентности методов и методологии исследования нацеливает на то, что сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей людей возможно только на основе четко продуманной теории и методологии исследования, с помощью методик, адаптированных к конкретному этносу и имеющих одинаковую валидность в различных этнических выборках.

Принцип непротиворечивости и согласованности результатов сравнения и сопоставления ориентирует на то, что итоги исследования национально-психологических особенностей людей не должны противоречить всей имеющейся совокупности информации и сведений об этносе и психологии

и его представителей и должны согласовываться с другими известными фактами и результатами их изучения.


Заключение


Разработка вопросов логики этнопсихологического исследования является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего этапа развития этнопсихологии в целом. Логика этнопсихологического исследования — совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологических особенностей людей.

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

Надежность этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях. По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и точности выбранных методик, в репрезентативности выводов.


Список литературы


1. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2006.

2. Крысько В.Г. Этническая психология.М., 2007.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.

4. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.

5. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Деловая книга., 2006.

6. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2006.

7. Пирогов А.И. Политическая психология. М.. 2005.

8. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб., 2008.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты