Методологические основания в педагогических исследованиях и единство методов обучения, воспитания, развития учащихся

Методологические основания в педагогических исследованиях и единство методов обучения, воспитания, развития учащихся

Методологические основания в педагогических исследованиях и единство методов обучения, воспитания, развития учащихся

Рогова Руфь Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, зав.лабораторией теории и методов воспитания ГосНИИ семьи и воспитания

В средней общеобразовательной школе учащиеся в определенной системе предметного обучения овладевают основами наук о природе, обществе и человеке. Они усваивают ведущие мировоззренческие, исторические, обществоведческие, нравственные, эстетические, экологические идеи и понятия, содержащиеся в курсах естественнонаучных и гуманитарных предметов, что является научной основой формирующегося самосознания, мировоззрения школьника.

Основоположник русской педагогической науки и народной школы России, дидакт, психолог К.Д. Ушинский известен и как создатель книг для детей Детский мир и Хрестоматия, методических статей и материалов к Детскому миру, написавший Родное слово для детей младшего школьного возраста, психологические статьи и, наконец, представивший фундаментальный труд "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1), имеющий неоценимое значение в современной педагогической системе. К.Д. Ушинский выдвинул важное методологическое положение о поэтапном возрастном развитии миросозерцания младших школьников, а затем более углубленном познании мира подростками и юношеством в процессе овладения знаниями, наукой, трудом. Ушинский писал, что внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья, что самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а подготовить к труду жизни. Антропологические идеи К.Д. Ушинского имеют особое значение в развитии теории познания, теории обучения, воспитания личности в современной школе.

В педагогической и психологической литературе ХХ века, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Богдановой, Ф.Ф. Королева, В.В. Краевского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, С.А. Козловой и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к овладению знаниями, наукой, восприятию окружающей жизни, конечно, первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте на эмоционально-образном уровне восприятия человека, природы, искусства, всего окружающего мира, а на последующих этапах подросткового, старшего возраста этот процесс становится качественно иным, более глубоким.

Важный методологический вывод сделал С.Л. Рубинштейн о том, что в подростковом и старшем школьном возрастах отчетливо проявляется связь интеллектуального развития с общим психическим развитием личности, ее эмоциональной, мотивационной сферами, с действенно-практическими факторами. С.Л. Рубинштейн писал: "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психологического развития ребенка" (2. С.155). Он отмечал, что каждая концепция обучения, которую сформирует педагог, включает в себя (осознает он это или нет) определенную концепцию развития, которая опирается на соответствующую теорию образования.

Мы разделяем мнение психолога А.К Марковой, что нельзя противопоставлять становление учебной деятельности и развитие личности, считая их независимыми векторами развития, а также нельзя упрощенно устанавливать связь между уровнем сформированности деятельности и качествами личности школьника (3. С.28). В ходе формирования учебной деятельности, отмечает А.К. Маркова, существенно перестраивается, как показывают экспериментальные данные, мотивационная сфера школьника. Чем полнее процесс становления учебной деятельности, тем более значимые новообразования возникают в мотивационной сфере, например, складываются новые, более высокие уровни познавательных и сознательных мотивов, изменяется их иерархия, по мере отработки учебных действий более зрелыми становятся приемы целеобразования школьников, появляются у них такие новообразования как теоретическое мышление. В сфере образования на данном этапе работы школы возникают новые проблемы развития личности и формирования научного мировоззрения учащихся, современного стиля мышления, безусловно, с опорой на диалектику процесса познания. В категориях материалистической диалектики вырисовывается как объективная диалектика природы, так и диалектика общественных процессов и деятельности человека. Диалектическое мышление учащихся - это активный процесс отражения в сознании объективного мира, осознания законов диалектики в доступной для них форме в процессе познавательной и общественно-трудовой деятельности, способность к абстрагированию, анализу и синтезу, к самостоятельным суждениям, к выводам мировоззренческого характера.

Представляет интерес характеристика мыслительной деятельности, данная В.В. Давыдовым: "В подростковом и старшем школьном возрастах обобщение производится на основе мыслительного и системного анализа отношений и связей объектов. Такое обобщение обладает должной полнотой и точностью. Оно используется для объяснения многообразных частных проявлений тех внутренних качеств и отношений, которые в нем отражены: это теоретическое обобщение, соответствующее уровню научного мышления (оно противостоит наглядно-действенному и конкретно-образному мышлению, соответствующему более ранним возрастам)" (4. С.28). В другой книге (5) В.В. Давыдов отмечает, что специфической потребностью и мотивом учебной деятельности старших школьников является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания человека (научного, эстетического, нравственного, правового). В основе создания людьми всех форм теоретического сознания лежит диалектическое (разумное) мышление. В этом смысле можно сказать, что содержанием учебной деятельности выступает овладение основами диалектического мышления, которое учащимися при определенных условиях целенаправленного учебно-воспитательного процесса будут активно применять при усвоении научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей и правовых норм.

Принципиальное значение для развития содержания и методов образования на современном этапе имеют такие работы как "Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы" /Под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Дика (6); Школа 2000. Концепция, методика, эксперимент. Сб. научных трудов. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского (7); Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения (8).

В Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания в течение последних шести лет издано ряд монографий, научно-методических пособий, учебных книг, посвященных процессу образования учащихся, становлению их самосознания, мировоззрения (6). Это учебники и методические рекомендации к ним по обществознанию (А.Ф. Никитин и соавторы), это "Содержание и методики становления гуманистического мировоззрения учащихся в учебно-познавательной деятельности", научно-методическое пособие для учителей. /Под ред. Р.М. Роговой (9); "Гражданское самосознание - основа мировоззрения личности", методическое пособие для учителей (10); Рогова Р.М., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. "Становление самосознания личности школьника" (11).

Приоритетной задачей для ученых института в содружестве с другими Институтами РАО, внеакадемическими научными учреждениями, вузами стало исследование по теме "Воспитательный потенциал учебного процесса: мировоззренческие, гуманитарные аспекты". Разработана и опубликована концепция по данной теме, в ее реализации участвуют школы - экспериментальные площадки, прежде всего: средняя школа № 18 г. Павловского Посада Московской области, средние школы №155, 26, 1940, 352 г. Москвы, лицей №9 г. Тольятти, ряда школ Ростова-на-Дону, Самары, Екатеринбурга. По итогам сессии Научного совета по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме РАО опубликован сборник "Развитие мировоззрения личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и педагогического вуза. - М., 2004. Научными сотрудниками института при поддержке Департамента Образования Российской Федерации изданы Методические рекомендации по использованию воспитательных возможностей реализации стандартов образования: по литературе (автор Казначеева Н.Н.), по обществознанию (авторы Метлик И.В., Никитин А.Ф.), по истории (автор Королькова Е.С.). - М., 2004.

В настоящее время готовится к публикации пособие "Воспитательный потенциал учебного процесса: ресурсы образовательных стандартов", авторы Р.М. Рогова, М.А. Осипенко.

Мы не переоцениваем нашу работу, однако стремимся к тому, чтобы участвовать вместе с другими учеными Российской академии образования в оказании помощи учителям в один из сложных периодов деятельности современной школы.

Научная новизна исследования заключается в охвате важнейших специфических областей образования и воспитания: становлении исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятии учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре других народов России, сохранении и приумножении народных традиций; упрочении в сознании и поведении учащихся патриотизма как качества личности, основанного на любви к Родине, ее святыням, к родному языку, к культуре народов, признании законов Отечества, объединяющих и общественную мысль, и общественные деяния. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности; воспитание экологической культуры, всей сущностью направленной против экологических бедствий, разрушений природы и в защиту всего живого на земле.

Обозначенные аспекты научных исследований находят реальное воплощение в опытно-экспериментальной работе по теме "Социально-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе". Ежегодно в Институте, во многих регионах и в школах-экспериментальных площадках проводятся научно-практические конференции и семинары ученых и учителей по результатам работы.

Целесообразно охарактеризовать ряд важнейших методологических принципов:

- Принцип возрастного подхода в обучении и воспитании детей, основанный на учете психологических, физиологических, интеллектуальных и других индивидуальных особенностей учащихся разного возраста.

- Принцип научности, развития у учащихся самостоятельности мышления с опорой на диалектику познания, на сущность новейших открытий в области естественно-математических, точных дисциплин, культуры и искусства с более широкими обобщениями, с социальной картиной мира, деятельностью человека.

- Принцип конкурентно-исторического подхода к анализу общественных явлений, в том числе образования, воспитания и развития личности в динамике исторического времени, в преемственных, традиционно важных связях прошлого, настоящего и будущего, принимая во внимание положительные тенденции, противоречия, недостатки, анализируя смену приоритетов, ценностей в обществе, тревожность в экономической и социокультурной сферах и обосновывая возможность их изменения в лучшую сторону.

- Принцип гуманизма и уважения к человеку как высшей ценности без различия его социального статуса, национальности, вероисповедания, признания его социальных, гражданских, национальных прав и свобод, таких как право на образование, труд, устранение беспокойства выпускников школ за завтрашний день, за получение профессии и достижения положения в обществе.

- Принцип единства и целостной совокупности образования, воспитания и развития личности, формирования ее мировоззрения: взглядов, убеждений, идеалов, определяющих духовность, ценностные ориентации в мире человеческих отношений, образования. культуры и труда.

- Принцип связи теории с практикой, проявления самостоятельности личности в различных видах деятельности с учетом профессиональной направленности, духовных интересов и потребностей, создания благоприятных социально-психологических условий и нравственного климата для утверждения человеком своих мотивированных, мировоззренческих позиций и жизненных планов.

Реализация данных принципов возможна при условии тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений с семьями учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, с производственными коллективами, с другими сообществами, в которых будут трудиться выпускники учебных заведений.

В этой связи мы считаем целесообразным, рассмотреть в единстве методы обучения, воспитания, развития личности.

1. Важнейшей особенностью образования на данном этапе деятельности школы и научным методом развития современного стиля мышления учащихся является овладение научными знаниями с опорой на диалектику процесса познания, новейшие открытия в сфере естественных точных наук, математики, кибернетики, астрономии, астрофизики и химии, биологии, медицины, формирование у учащихся интереса к истории и культуре общества, гуманистическим нравственным, эстетическим, социально-культурным ценностям.

Как показывает опыт передовых школ страны, школ-экспериментальных площадок, учащиеся интересуются работами В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.А. Тимирязева, И.В. Курчатова, Н.И. Вавилова, С.П. Королева, И.В. Келдыша, А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, Н.Н. Семенова, В.Г. Коптюга, Ж.И. Алферова, ныне известного всему миру лауреата Нобелевской премии и других выдающихся отечественных ученых, давших науке новый импульс отражения развивающегося планетарного мышления, закономерностей перехода биосферы в качественно новое содержание - ноосферу, сферу разума человека-творца, созидателя. Экологические и нравственные стороны научных открытий и реальная защита окружающей среды, участие в этом школы и молодежи выдвигаются на первый план. Новые идеи интегрируются в науке и образовании и реализуются в исследовательских проектах учащихся старших классов под руководством ученых, специалистов конструкторских бюро, ряда фирм, осваивающих новые технологии. И успешная защита учащимися на научно-практических конференциях, олимпиадах этих проектов и других творческих работ в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти, Ставрополе, Тюмени, Екатеринбурге подтверждает целесообразность овладения выпускниками школ современными методами и технологиями поиска истины и перспектив развития отечественного производства, науки и культуры.

Ознакомление школьников с историей научных исследований, их современным потенциалом, с деятельностью ученых, которыми гордится страна, чья жизнь, преданность Родине, самоотверженность в науке и подлинный гуманизм в труде, патриотизм служат благодатнейшим основанием для формирования гражданского самосознания личности и высоким примером для будущих поколений.

2. Методы интеграции мировоззренческих, теоретико-познавательных вопросов в курсах естественнонаучных и гуманитарных дисциплин активно осуществляются в школах. Так, В.В. Агапкина, директор средней школы №18 г. Павловского Посада Московской области и учитель химии курирует в школе блок естественнонаучных предметов и тема ее опытно-экспериментальной работы объединяет деятельность учителя физики В.И. Долговой, учителей биологии, кибернетики в опытно-экспериментальной работе "Основа формирования мировоззренческих взглядов учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин". Опыт экспериментальной работы учителей средней школы №18 г. Павловского Посада рассмотрен в наших публикациях и более широко с показом работы учителей естественнонаучных, гуманитарных предметов в книге очерков "Школа гуманизма: 65 лет творческого труда". /Под ред. Р.М. Роговой, Н.Н. Казначеевой. - М., 2002.

3. Методы объективной исторической информации и доказательности фактов истории. При этом учитель, педагог-исследователь привлекают к анализу с учащимися достоверные сведения из истории науки, будь то история Российского государства, освещенная выдающимися русскими историками Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, философом И.А. Ильиным, другими учеными, представленная в школьных учебниках ХХ века академиком М.В. Нечкиной и историком-методистом П.С. Лейбенгрубом, а также в современных учебниках по истории государства и народов России с 6 по 9 классы, А.И. Данилова и Л.Г. Косулиной, в недавно изданном в 2-х томах публицистическом, документальном труде С.Г. Кара-Мурзы "Советская цивилизация". - М., 2004 (вполне возможного для ознакомления в старших классах) и ряда других научных, учебных книг, рекомендованных школам. При этом учитель, исследователь внимательно просматривают сами до уроков эти новые учебники, книги, с тем, чтобы исключить субъективизм некоторых авторов в оценке исторических событий разных эпох и периодов отечественной истории, скажем, в оценке Октябрьской революции, ее закономерностей, причин, успехов и противоречий, затем - социалистического строительства.

Объективная историческая информация представлена ныне в рефератах, докладах, конкурсах сочинений в связи с празднованием 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.). Вышли замечательные сборники работ учащихся, представленных на олимпиадах, например, сборник "России верные сыны", изданный в 2004г., воспроизводящий детьми героизм советского народа по воспоминаниям ветеранов этой войны, а также стихов учащихся 3-11-х классов о величии подвигов их дедов и тех юных солдат, которые в свои 17 лет прямо из школы ушли на фронт в ополчение, многие погибли, их имена записаны в книгах Почета школ, музеев.

4. Методы активного изучения литературы: диалоги, дискуссии по произведениям русской классической литературы ХIХ века, многонациональной литературы ХХ века, творческие сочинения учащихся, в которых выражается их личностная мотивационная оценка прозы и поэзии, их взгляды, убеждения, сомнения и устремленность. Урок литературы в 10 классе средней школы №18 г. Павловского Посада Московской области (до недавнего времени экспериментальной школы РАО), тема урока "Обломов и обломовщина". Ведет урок Снежана Анатольевна Никулайчева. Но на уроке говорит не она, а учащиеся, весь класс работает, идет активный диспут. Что значит "Громада русской души", два образа из российской действительности: Обломов и Штольц? И что говорили критики той поры Дружинин, Писарев, а затем Добролюбов. Дети подчеркивают: Обломов, как представитель уходящего в историю дворянского класса: умный, образованный, добрый, думающий, но бездеятельный человек. Здесь присутствуют три оценки русских людей типа Чацкого, Онегина, Печорина и высвечиваются философские идеи о человеке той среды и того времени. И выводы, сделанные учащимися: вневременной персонаж русской литературы - эпический и трагический образ Обломова и глубокие разные пласты двух типов мировоззрения - героев Обломова и Штольца. Штольц деятелен, активен, его образ дан в пору развития капитализма в России, этот путь казался перспективным. Но вот вопрос, заданный Обломовым Штольцу: У тебя много денег, большие капиталы, куда ты их определишь? Подтекст: Что сделал ты для людей? Штольц растерян. По существу нет ответа. Дети отмечают, что некоторые критики той поры писали: "Штольцы поведут Россию вперед". И вот встает мальчик, он кратко, резонно говорит: "Неправда это, теперь в России тысячи "штольцев", но они не ведут Россию вперед".

Проблемы Родины, родных лесов полей, городов и деревень в пору великих испытаний в пору революции, гражданской войны, в период Великой Отечественной войны советского народа против фашизма. Высвечивается проблема "человека на войне", "русского характера" при рассмотрении на уроках произведений М. Шолохова, А. Фадеева, А. Суркова, К. Симонова, А. Твардовского, Б. Васильева, В. Быкова, М. Джалиля, К. Кугультинова и многих других отечественных национальных поэтов и прозаиков. Происходит глубокий анализ человеческих характеров и судеб поколений, выражается стремление школьников и ныне защитить, если потребуется свой дом, свою семью, свою Родину. Это зафиксировано нами и в опубликованных материалах социолого-педагогических исследований, при анкетировании, тестировании, в дискуссиях, в сочинениях, в рефератах и других методиках, замерах уровней сформированности взглядов, мотивированных убеждений и реальных поступков учащихся.

5. Широко применяются в средних общеобразовательных учреждениях методы литературного, исторического краеведения, творческой поисково-исследовательской работы учащихся, создания и воссоздания школьных музеев.

В народном музее средней школы №26 г. Москвы имени дважды Героя Советского Союза, генерала А.И. Родимцева представлены собранные детьми в краеведческой работе, по местам боев под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге ценнейшие документы, они сегодня являются историческими, правдивыми источниками на уроках истории, которые нередко проводятся самими учащимися в музее. Ценными творческими методиками стали в этой школе документальные доклады, защита рефератов на историко-патриотические темы по материалам исследований учащимися 9-х классов в присутствии комиссии из состава учителей, ветеранов войны. Качество рефератов оценивается как экзамен по курсу Отечественной истории в 9-х классах. Примечательно, что в ряде рефератов о результатах победы советского народа в Великой Отечественной войне против фашизма школьники приводят и письменные, документальные источники не только из книг маршалов Жукова, Василевского, других советских военачальников, но и из мемуаров генералов, адмиралов, офицеров гитлеровского вермахта, которые высоко оценили героизм советских солдат, как представителей великой нации, как настоящих победителей.

Заслуживают внимания методы работы в литературных, художественных музеях школ, созданных на основе подлинных литературных источников, например, при ознакомлении школьников с музеем П.И. Чайковского в Клину и проведением в школе музыкальной гостиной, или поездка в Шахматово и опять таки открытие в школе литературного вечера по творчеству А.А. Блока, а экскурсии в Курскую область позволили провести литературные чтения по произведениям И.С. Тургенева.

Ознакомление учащихся с Ясной Поляной, чтение произведений Л.Н. Толстого, просмотр фильмов по сюжетам книг Льва Николаевича в школьной фильмотеке, как и других кинофильмов героико-патриотической проблематики, в том числе минувшей войны (1941-1945гг.) являются важнейшим методом развития мыслей, чувств, убеждений, личного восприятия учащимися героических подвигов, чести, достоинства, высокого служения Родине.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Собр. соч. Изд-во АПН РСФСР, тт. 8, 9. - М., 1950.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. С.155.

3. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности. М., 1982. С. 28.

4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. С.28.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

6. Российская образовательная школа: проблемы и перспективы /Под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Дика. - М., 1997.

7. Школа - 2000. Концепция, методики, эксперимент. Сб. научных работ. /Под. ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М., 1999.

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.

9. Содержание методики становления гуманистического мировоззрения учащихся в учебно-познавательной деятельности. Научно-методическое пособие /Под ред. Р.М. Роговой. - М., 1998.

10. Гражданское самосознание - основа мировоззрения личности (Р.М. Рогова и авторский коллектив). Методическое пособие. - М., 2000.

11. Рогова Р.М., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания личности школьника. Монография. - М., 2003.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru





Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты