Мышление и воображение

Таблица№1

Номер испытуемого

Количество верных ответов

Количество неверных ответов

1.                    

17

3

2.                    

16

4

3.                    

16

4

4.                    

17

3

5.                    

18

2


Из таблицы №1 видно, что количество верных ответов, данных испытуемыми, находятся примерно на одном уровне (диапазон от 16 до 18). Только испытуемый под №5 допустил два неверных ответа. Такие данные позволяют нам сделать вывод о том, что логическое мышление испытуемых находится высоком уровне.

Методика "Интеллектуальная лабильность" (Приложение 1)

Обследуемые должны были в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. Обследование проводилось в группе. Каждому испытуемому выдавался специальный бланк. Оценка производилась по количеству ошибок (ошибкой считается и пропущенное задание.)


Таблица №2

Номер испытуемого

Количество ошибок

1.                    

2

2.                    

4

3.                    

1

4.                    

4

5.                    

1


Из таблицы №2 видно, что ни один из пяти испытуемых, не допустили больше 4 ошибок, что по нормам выполнения интерпретируется как высокая лабильность, отличная способность к обучению. Развитое логическое мышление.

Тест Липпмана "Логические закономерности" (Приложение 2)

Испытуемым были предъявлены письменно ряды чисел. Им было необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемые должны были определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксировалось.


Номер испытуемого

Время, затраченное на решение задачи.

1.                    

5 минут 6 сек.

2.                    

5 минут 34 сек.

3.                    

5 минут 3 сек.

4.                    

5 минут 21 сек.

5.                    

5 минут 14 сек.


Данные таблицы наглядно показывают, что испытуемые справились с решением задачи примерно за одинаковое количество времени (разница измерялась секундами). Такое количество времени, используемое для решения задач, показывает хорошую норму уровня развития логического мышления.

Для оценки воображения были следующие методики:

1. Тест "Составление изображений объектов"


Испытуемым было дано задание составить (нарисовать) из предложенных фигур следующие объекты: лицо, клоун, домик, собака, дождь, грусть

Каждую из фигур можно было использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя было добавлять другие фигуры или линии. Все пять испытуемых с заданием справились.

Для оценки рисунков использовались четырем параметрам:

1. Изображены ли все заданные объекты.

2. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект).

3. Уникальность изображения.

4. Использование в изображении всех предложенных фигур.

За каждое изображение, которое соответствовало требованиям инструкции, даже если оно и не похоже, ставился 1 балл.

За изображение, которое имеет схожие черты с конкретным объектом, ставилось 2 балла.

За изображение, в котором использовались все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставилось 3 балла.

За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, — 4 балла, за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации ставилось 5 баллов.

Все полученные результаты были занесены в таблицу №3


Таблица№3 Составление изображений объектов

Номер испытуемого

лицо

клоун

домик

собака

дождь

грусть

Итого

1.                    

3

3

4

3

3

3

19

2.                    

3

3

3

3

3

3

18

3.                    

4

4

3

3

3

3

20

4.                    

4

4

4

4

3

3

22

5.                    

4

3

3

3

3

3

19


Испытуемые №1,2,5 набрали сумму меньше 20 баллов, это означает, что уровень воображения находится на среднем уровне. Испытуемые под № 3, 4 набрали больше 20 баллов. Это означает, что воображение находится на хорошем уровне.

2. Тест "Составление рассказа"

Испытуемым было предложено записать три слова: Дедушка, Собака, Дом. Используя предложенные слова необходимо написать за 5 минут наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ. Текст оценивался по пятибалльной системе.

5 баллов — остроумная, оригинальная фраза.

4 балла — правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

3 балла — банальная фраза.

2 балла — два слова имеют логическую связь, а третье — нет.

1 балл — бессмысленное сочетание слов.


Номер испытуемого

Количество баллов

1.                    

4

2.                    

4

3.                    

3

4.                    

3

5.                    

4


Анализ текстов показал, что трое испытуемых в целом обладают хорошим воображением. Тексты были выстроены логически, можно было проследить сюжетную линию, однако не во всех предложениях были использованы одновременно все слова. Остальные испытуемые в своих рассказах использовали стандартные фразы и выражения, что может свидетельствовать о среднем уровне воображения.


Заключение


Подробное рассмотрение феноменов мышления и воображения, а также проведенное исследования в Городской детской поликлиники №150 г.Москвы позволило сделать определенные выводы.

Мышление взрослого человека представляет собой целый комплекс различных видов мышления, а именно предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного, интуитивного. В каждом индивиде преобладает один вид мышления над другим. Соотношение этих видов мышления можно объяснить как возрастными, так и индивидуальными особенностями конкретного индивида. В деятельности зрелого человека периодически переход от одного вида мышления к другому. Для деятельности врача огромное значение играет сочетание этих видов мышления, и особо выделяется интуитивное мышление. Оно очень быстро протекает, невозможно выделить четко очерченные этапы протекания, и, безусловно, человек интуитивное мышление не осознает. Особую значимость интуитивное мышление приобретает в сложных ситуациях деятельности, именно в таких ситуациях постоянно находятся медицинские работники. Таким образом, во врачебной практике все виды мышления выступают в единстве.

Наряду с развитым уровнем мышления врач, особенно детский должен иметь уровень воображения выше среднего. Если воображение у врача отсутствует или находится на уровне ниже среднего, то такой врач не сможет работать с детьми – он просто даже не сможет понять, то, о чем говорит ребенок, какую ситуацию он описывает. Проведенные исследования сотрудников Городской детской поликлиники №150 г. Москвы показало, что уровень воображения у большинства испытуемых находится на уровне выше среднего. Однако было рекомендовано выполнять упражнения на повышения уровня воображения.

Список литературы


1. Демина Л.Д.,. Ральникова И.А е Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Изд-во алтайского ун-та, 2000

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.:Проспект, 2009. – 560 с. – С.53

3. Клиническая психология/ Под ред. Карвасарского Б. Д. - Питер; 2004 г.; 960 с.;

4. Крылов А.А.. Психология- М.: Проспект , 2009. – 752 с.

5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: МГУ, 1971

6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с

7. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 512 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с

9. Узнадзе Д. Н. Общая психология— М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с


Приложение 1


Методика "Интеллектуальная лабильность"

Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется.

Внимание! Начинаем!

Содержание методики:

1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 секунды).

2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 секунды).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 секунды).

7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секунды).

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3секунды).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три

части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 секунды).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 секунды).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды).

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 секунды).

21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 секунды).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды).

24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не "И", напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды).

25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 секунды).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).


Приложение 2


Тест Липпмана "Логические закономерности"

Числовые ряды:

·                     2, 3, 4, 5, 6, 7

·                     6, 9, 12, 15, 18, 21

·                     1, 2, 4, 8, 16, 32

·                     4, 5, 8, 9, 12, 13

·                     19, 16, 14, 11, 9, 6

·                     29, 28, 26, 23, 19, 14

·                     16, 8, 4, 2, 1, 0,5

·                     1, 4, 9, 16, 25, 36

·                     21, 18, 16, 15, 12, 10

·                     3, 6, 8, 16, 18, 36

Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".

"Ключи" и интерпретация результатов


Предъявленные ряды

Правильные ответы

2, 3, 4, 5, 6, 7 6, 9, 12, 15, 18, 21 1, 2, 4, 8, 16, 32 4, 5, 8, 9, 12, 13 19, 16, 14, 11, 9, 6 29, 28, 26, 23, 19, 14 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 1, 4, 9, 16, 25, 36 21, 18, 16, 15, 12, 10 3, 6, 8, 16, 18, 36

8, 9 24, 27 64, 128 16, 17 4, 1 8, 1 0,25, 0,125 49, 64 9, 6 38, 76

Оценка результатов

 Время выполнения задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин 10 с - 4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

1

3

Средняя норма

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма

2 мин 10 с - 15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин - 15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления, "тугодум"

более 16 мин

более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Размещено на


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты