· специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
· упражнения на внутреннее слышание.
На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального терапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.[5,с. 32]
Так же пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами:
Ø Музыкопробуждение
Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.
Ø Музыкосон
Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.
Ø Музыконаслаждение
Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.
Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
· специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
· использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
· использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции.[5,с.47]
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.[5, с.79]
Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.[13, с.48]
Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.
3 Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
3.1 Цели и описание методик исследования по проблеме
Наше исследование проходило в г.Черногорске, в МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга», с сентября 2008 года по ноябрь 2008 года.
Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Для изучения предмета исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика определения формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.
2. Методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.
Методика «Форма общения ребенка с взрослым» (М.И.Лисина)
Цель: Выявить предпочитаемые формы общения.
Стимульный материал: игрушки, книги познавательного содержания.
Процедура проведения: Ребенку на выбор предлагаются разные формы взаимодействия. Для моделирования ситуативно – деловой формы проводится совместная игра с предметами, внеситуативно – познавательной – беседа по книге с познавательным содержанием, внеситуативно – личностной – разговор на личностные темы. Если ребенок затрудняется выбрать из предложенных форм общения одну, то для более точного определения организуется взаимодействие в трех формах. Начинать лучше с совместной игры.
Критерий оценки: На основе выбора ситуации или сопоставления показателей поведения ребенка в каждой ситуации делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне общения в целом. Учитывается:
· Выбор ситуации общения;
· Активность в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения;
· Чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
· Общий интерес и настроение: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт;
· Время, в течении которого ребенок может и хочет общаться (в минутах)
Качественный анализ результатов позволяет выявить форму общения ребенка с взрослым.
Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)
Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.
Стимульный материал: картинки с изображением конфликтных ситуаций.
Процедура проведения: По этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
Критерии оценки: Каждый вариант решения оценивается определенным баллом. Основной результат в данной области будет связан с качественным своеобразием ответов детей, которые отражают преобладающий тип решения конфликтных ситуаций.
3.2 Анализ полученных результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей.
На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые представлены ниже.
Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице №1.
Таблица №1
Форма общения |
Количество детей (ч.) |
Процентное соотношение |
Ситуативно – деловая |
6 |
30 % |
Внеситуативно – познавательная |
12 |
60% |
Внеситуативно - личностная |
2 |
10% |
Таким образом, в данной группе преобладает внеситуативно-познавательная форма общения (60 %), хотя для детей данного возраста должна быть уже характерна преимущественно внеситуативно – личностная форма общения. Такая форма общения очень важна, особенно при подготовке к школе и если она не складывается к 6-7 годам, то ребенок будет психологически не готов к школьному обучению Но такую форму общения выбрали лишь 10 % детей. Настораживает присутствие ситуативно – деловой формы общения, характерной больше для детей 3-5 летнего возраста (30 %).
Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №2.
Таблица № 2
Ответ ребенка |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») |
1 |
5 % |
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») |
4 |
20 % |
Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо») |
13 |
65 % |
Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») |
2 |
10 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что 5 % детей коммуникативной компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут найти самостоятельного выхода из конфликтной ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика)?» – ребенок ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.
Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные решения, 20% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стукну», «Прибью гада»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Таким образом, пятая часть детей проявили явную склонность к агрессии. Очевидно, что уровень агрессивности в группе во многом зависит от стратегии воспитателя.
Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены более чем в половине случаев. Из них 65 % детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно»), 10 % ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Подожду, пока они поиграют», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т.д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
Необходимо подчеркнуть, что четверть детей нуждаются в коррекционной работе по развитию социальной компетентности.
3.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверка её эффективности
За основу данной программы взяты учебное пособие А.И.Бурениной «Коммуникативные игры-танцы для детей», методическое пособие Н.А.Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду» и программа В.Девятовой «Звук – волшебник», которые предлагают разнообразные направления в реализации музыкального воспитания.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
Стратегической линией программы является выстраивание нового типа отношений:
- с самим собой;
- с окружающими;
- расширение способов взаимодействия путем формирования умений общения.
Курс программы рассчитан на 2 месяца. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Их продолжительность – 25-30 минут. Содержание программы представлено в Приложении № 1.
После проведения коррекционно – развивающей работы мы провели контрольный этап эксперимента и получили следующие результаты.
Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице №4.
Таблица № 4
Форма общения |
Количество детей (ч.) |
Процентное соотношение |
Ситуативно – деловая |
1 |
5 % |
Внеситуативно – познавательная |
12 |
60% |
Внеситуативно - личностная |
7 |
35% |
Таким образом, в данной группе продолжает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения (60 % детей), но более трети детей выбирают уже внеситуативно – личностную форму общения со взрослым, что несомненно говорит об их психологической готовности к школьному обучению. Предполагаем, что при регулярном использовании музыкотерапии процент детей, выбравших такую форму общения будет увеличиваться.
Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №5.
Таблица №5
Ответ ребенка |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») |
- |
0 % |
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») |
1 |
5 % |
Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо») |
14 |
70 % |
Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») |
5 |
25 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате реализации коррекционно-развивающей программы снизился до 0% уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. До 5% снизился уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации. Предполагаемая причина, по которой этот уровень еще имеет место, нерегулярное посещение музыкотерапевтических занятий.
Увеличился % миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций – 70 % и 25 %. Это говорит о том, что коррекционно – развивающая программа дала свои результаты, музыкотерапия при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
Заключение
В нашей исследовательской работе мы проанализировали проблему влияния музыкотерапии на развитие коммуникативных способностей дошкольников.
В первой главе мы, рассматривая точку зрения психологов и социологов на понятие общения и коммуникативных способностей, мы пришли к выводу, о том, что умение общаться – важное качество для человека и особенно для ребенка.
Во второй главе было рассмотрено влияние музыкальной терапии на людей и в частности на коммуникативные способности детей дошкольного возраста. Были рассмотрены отдельные виды музыкальной деятельности, положительно влияющие на общение детей и способы их организации.
В третьей главе мы провели эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
Материалы, полученные в нашем исследовании, подтвердили выдвинутую нами гипотезу, о том, что музыкотерапия влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.
Результаты нашего исследования оказались следующими:
Музыкотерапия способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников.
Нами разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников, которая успешно проведена и дала свои положительные результаты. Мы получили изменения уровня общения детей, что указывает на эффективность составленной программы. В связи с тем, что сроки проведения коррекционно - развивающей работы были ограничены, положительный результат был достигнут лишь частично.
На контрольном этапе экспериментального исследования было выявлено положительное влияние музыкотерапии на развитие общения и коммуникативных способностей дошкольников. Всё это указывает на эффективность коррекционно – развивающей программы. Таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение. Цель достигнута.
Библиографический список
1. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
3. Батова Т.Е. и авт.коллектив. Актуальные проблемы психопедагогики. – М., 1997.
4. Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.
7. Коломенский Я.Л. Особенности общения дошкольников со сверстниками. – М.: Просвещение, 1985.
8. Кон И.С. Дружба. - М.: Просвещение, 1980.
9. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979.
10. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1999.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 1986.
12. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс,1997.
13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
14. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М.. 1966.
15. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995.
16. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. - Новосибирск, 1997.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.
18. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г.
19. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.