Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми

Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми


СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                                   Агрессивные дети как группа социального риска в обществе                        

1.1 Теоретический аспект агрессии                                                                 

1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников                           

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников                

2 Модель социально – профилактической работы с агрессивными детьми    

2.1 Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми                                                                               

2.2 Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми в дошкольном учреждении                                

2.3 Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении №14 г. Зеи                                                                                                          

Заключение                                                                                                             Библиографический список                                                                                  

Приложение А. Понимание агрессивности старшими дошкольниками          

Приложение Б. Стили родительского воспитания                                             

Приложение В. Упражнения на развитие устойчивости к стрессу                 

Приложение Г. Критерии агрессивности                                                            

Приложение Д. Практические рекомендации                                                   

ВВЕДЕНИЕ


Одна из час­тых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Те или иные формы ее характерны для боль­шинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохра­няется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижа­ется продуктивный потенциал, сужаются воз­можности полноценного общения, деформи­руется личностное развитие. Агрессивный ре­бенок приносит массу проблем не только ок­ружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой про­блеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многооб­разные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психо­логических механизмов.

Исследования и многолетние на­блюдения показывают: агрессивность, сло­жившаяся в детстве, остается устойчивой чер­той и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствую­щие ее проявлению. Дети, склонные к наси­лию, существенно отличаются от своих миро­любивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристи­кой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Поэтому в работе дана попытка объединить работу дошкольного учреждения и семьи по профилактике и коррекции детской агрессии - и найти наиболее реальные пути совместной работы и помощи.

Научная новизна – в настоящей работе выявлены причины, мотивы, индивидуальные особенности агрессивных детей и предложены модели профилактики агрессивности в условиях дошкольного учреждения.

Практическая значимость – результаты исследования могут  быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы для проведения профилактической работы по преодолению агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

Объектом данной курсовой работы является – агрессивные дети как группа социального риска.

Предмет – модели социально-профилактической работы дошкольных образовательных учреждений с агрессивными детьми.

Цель  работы – изучить модели социально-профилактической работы дошкольного учреждения по предупреждению агрессивного поведения ребёнка.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) анализ научно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения в дошкольном возрасте;

2) выявить причины и мотивы  детской агрессивности в современных условиях;

3) изучить модели российской и зарубежной социальных служб в профилактической работе с агрессивными детьми;

4) рассмотреть опыт профилактической работы с агрессивными дошкольниками на примере ДОУ №14 г.Зеи.

Методы исследования - анализ учебной и научно-исследовательской литературы, материалов СМИ, анализ документов, беседа, наблюдение.


1 АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ КАК ГРУППА СОЦИАЛЬНОГО РИСКА


1.1 Теоретический аспект агрессии

Агрессивность в об­щих чертах понимается  как целенаправ­ленное нанесение физического или психичес­кого ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факто­ры. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок мо­жет наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают аг­рессивное поведение далеко не у всех. В од­ной и той же семье, в сходных условиях воспи­тания вырастают разные по степени агрессив­ности дети (Приложение А).

Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.

Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Кон­рада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует посто­янное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энер­гии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энер­гия танатоса не будет направле­на вовне, то это приведет к раз­рушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врож­денных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, со­провождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушитель­ной энергии и уменьшить в ре­зультате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах до­статочно спорной, заслуживает значительного интереса.

Не меньшего внимания заслу­живает теория  К.Лоренца, который считал, что агрессия имеет сво­им источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрес­сивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непре­рывно и в постоянном темпе, ре­гулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количе­ство агрессивной энергии нако­пилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее вып­леску. Помимо врожденного ин­стинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мне­нию этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные дей­ствия. Любовь, дружба и привя­занность могут блокировать про­явление агрессии.

Тем не менее, по данным французских и американских уче­ных, существуют культуры, кото­рые сумели создать свои спосо­бы сдерживания агрессивности (племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).

Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Милле­ром и получила название «теория фрустрации - агрессивности» .

Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состо­яние, вызванное неуспехом в удов­летворении потребности или же­лания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фруст­рация не является следствием ли­шения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реаль­ных достижений человека.

Согласно этой теории, чело­век, которому помешали действо­вать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем боль­ше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация яв­ляется причиной гнева и враждеб­ности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоциро­вать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отно­шению к препятствующему чело­веку или объекту.

Известный ученый Леонард Берковиц, занимающий­ся изучением агрессии, обнаружил, что очень значимым стиму­лом для выплеска агрессии явля­ется находящееся в поле зрения человека оружие. Помимо науч­ных исследований, эти выводы подтверждены реальными факта­ми: в странах, где запрещено но­шение огнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств. Так, в Англии соверша­ется в шестнадцать раз меньше убийств, чем в США, хотя населе­ние первой страны меньше, чем во второй всего в четыре раза. В США за год совершается 10 000 убийств с помощью огнестрель­ного оружия в год, в Англии - око­ло десяти.

Казалось бы, это можно было бы трактовать как разницу в социокультурных особенностях этих стран, но и в пределах од­ной страны (США) там, где раз­решено, но строго ограничено приобретение огнестрельного оружия, количество убийств в два раза ниже по сравнению со штатами, где такое ограничение не введено. Как писал в своей работе американский психолог Дэвид  Майерс, «оружие не только провоцирует агрессию, но также со­здает психологическую дистан­цию между агрессором и его жер­твой.» Пространственная удален­ность от жертвы облегчает проявление жестокости.

Согласно теории фрустрации - агрессии, у человека, пережив­шего фрустрацию, возникает по­буждение к агрессии. В некото­рых случаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью нака­зания либо некими внешними пре­пятствиями. Однако в этом случае агрессивное побуждение остает­ся и может быть перенесено с реального обидчика на другой обьект или человека, по отношению к которому агрессивные дей­ствия могут совершаться беспре­пятственно и безнаказанно - про­исходит смещение агрессии. Всем хорошо известна анекдоти­ческая ситуация, когда отец се­мейства, на которого накричал начальник на работе, приходя до­мой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшегося под горя­чую руку сына. Сын пинает про­бегающего мимо пса, который ку­сает отца. В этой ситуации у отца хотя и происходит выплеск отри­цательных эмоций, но уровень аг­рессивности не снижается, т.к. реально он может упасть при на­несении ответного действия лишь самому фрустратору (обидчику), в данном случае - начальнику. К тому же добавляются неприятные ощущения от укушенной ноги.

Совершенно очевидно, что не все люди и не всегда реагируют на фрустрацию агрессивным по­ведением. Что касается врожден­ной предрасположенности чело­века к агрессивным действиям (теории Фрейда и Лоренца), то вполне «вероятно также, что обу­чение и жизненный опыт индиви­дуума в значительной степени влияют на ее проявление».

Согласно третьей теории аг­рессивности - «теории социаль­ного научения», человек перени­мает агрессивное поведение, на­блюдая за другими людьми.

В «прошлый опыт» входит не только непосредственный опыт человека, но и научение путем подражания другим людям. Со­гласно теории американского психолога Альберта Бандуры, боль­шинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания другим людям. Если воспитывающие ре­бенка люди проявляют агрессив­ность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать нака­зание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрес­сивности у ребенка. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате на­блюдения сцен агрессии и анали­за видимых последствий для че­ловека, действовавшего агрес­сивно. В настоящее время эта те­ория является одной из самых распространенных и влиятельных. Значительное влияние на аг­рессивность оказывают индиви­дуальные детерминанты агрес­сии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тре­вожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожнос­ти, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со сторо­ны других людей и негативный исход ситуации.

На агрессивность влияет так­же личностная характеристика, получившая название предвзя­той атрибуции агрессии. Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враж­дебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников


Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В детском саду часто можно встре­тить детей, отличающихся ярко выра­женной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессив­ных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится не­легко с ними: они не знают, как посту­пать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

В каких-то случаях агрессивность может проявлять­ся, как симптом нервно-психического за­болевания, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было гово­рить о биологической предопределен­ности агрессивности у детей. На наш взгляд, определяющее значение для фор­мирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности лич­ности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и цен­ности (Приложение Б).

 Каждый из этих факторов дей­ствует не в отдельности, только их осо­бое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте.

 Опыт работы с агрессивными деть­ми дошкольного возраста позволил выделить психологам две группы детей, агрессив­ность которых имеет различную природу.

Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимают­ся ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют кон­фликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка под­вергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего по­коления) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не за­нимается. Отношение же матери к ребен­ку отличается неприятием его как лич­ности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его не­умелости, нетактичности. За любые, да­же незначительные, проступки ребенка строго наказывают.

О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их высказывания и ри­сунки. Как правило, у таких детей завы­шенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. В желаниях детей, которые вы­яснялись нами с помощью методики мотивационных предпочтений, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Все дети из этой группы выражали желание иметь друзей. Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсут­ствие любви и признания со стороны ро­дителей, вызывает развитие агрессив­ности как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотива­цией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают не­достатка в любви и признании со сторо­ны родителей. Характерной особен­ностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враж­дебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. При этом, как показывает наш опыт работы, такой тип воспитания спо­собствует развитию агрессивности толь­ко у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивными девочками, родители которых придерживались та­ких жизненных ценностей.

Для воспитательной позиции роди­телей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Ро­дители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стре­мление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отноше­нии себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают "приемам". Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко нака­зывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.

У детей рассматриваемой группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажет­ся, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной. В ответах детей не встретилось ни одного выска­зывания, касающегося желания иметь друзей.

Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией роди­телей или других членов семьи, отли­чающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие цен­ности и установки впитываются, усваи­ваются ребенком и переносятся им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.

Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответ­ствующих ценностей и установок, агрес­сивных форм поведения.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные фор­мы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из кото­рых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы мож­но увидеть уже в группе детского сада.

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, на­правленного на устранение сверстника; агрессивных фанта­зий .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты