Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.
Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее
следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем
потребности самоуважения, и наконец актуализации. Самоактуализация может
стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные
потребности. Для младенца на 1-ом месте стоит удовлетворение
физиологических потребностей, для ребёнка чуть постарше более актуальной
становится безопасность, затем следуют социальные контакты и самооценка.
Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты
самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в
зрелом возрасте.
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших -
потребностями роста. В таблице группы потребностей выстроены в
"иерархическую пирамиду".
Из всех мотивов основной интерес Маслоу обращён на потребности самоактуализации. О них он пишет:
"Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто
(если не всегда) моем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего
он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворённость и
беспокойство. Чтобы находится в согласии с собой, музыкант должен создавать
музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем
он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией... Она
означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремлением стать
тем, чем он может быть".
5. Потребности самоак-ции:
реализация собственных возмож- ностей и способностей; потреб- ность в понимании и осмыслении.
4. Потребности самоуважения: потребности в достижении, в признании, в одобрении.
3. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности.
2. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.
1. Физиологические потребности: жажда, сексуальность.
Относительный приоритет временно неудовлетворённых низших потребностей не обязательно должен прерывать и блокировать самоактуализацию.
Гуманистический подход к классификации мотивов Маслоу исходит не
только из наличного поведения, но и из того, каким оно должно быть.
Гуманистический подход мотивационного объяснения поведения, представленного
в виде иерархической модели классификации мотивов, придал позиции Маслоу
новизну. Он рассматривает потребности как относительно независимые от
актуальной ситуации. Именно потребности расположенные над уровнем
удовлетворённых, организуют деятельность, хотя возможности для этого в
определённой мере зависят от ситуации. Вне рассмотрения оказалась одна из
основных проблем, проблема актуализации и измерения мотивов. Тем не менее
принцип относительного приоритета неудовлетворённых потребностей и
связанное с ним указание на возможности индивидуального развития являются
новыми и перспективными в области классификации мотивов.
Рассмотренная теория Маслоу, называемая "иерархией потребностей", даёт возможность сформулировать на её основе несколько основных выводов:
1. Для большинства людей работа связана не только с денежным или вообще материальным вознаграждением, она может удовлетворять иные запросы, не связанные с денежным вознаграждением.
2. Человек стремится удовлетворить свои активные потребности, и это оказывает серьёзное стимулирующее воздействие.
3. Возможно построить иерархию потребностей, в которой высшие не вступают на первый план, пока не удовлетворены низшие.
4. Важным моментом является то, что удовлетворённая потребность больше
не является мотивирующей и не определяет поведение человека. Иерархия
Маслоу не имеет ни механического, ни хронологического характера, т.е.
уровни мотиваций могут перекрывать друг друга, а у некоторых людей иерархия
может искажаться, т.е., в данной теории не уточнены индивидуальные
особенности мотивируемых. Однако иерархия полезна для практика как общая
иллюстрация.
Большое значение имеет фактор мотивации в управлении персоналом.
Так, при переходе к новому типу экономики в разнообразных программах
и рекомендациях основное внимание уделяется финансовой и организационной
сторонам предпринимательства. По данным имеющихся исследований (Э.А.Уткин,
А.И.Кочеткова, 1996 год) на середину 1994 года, не менее 80 % работников
имеют деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено всё, что
имеет отношение к общественно-полезному смыслу трудовой деятельности , к
развитию профессиональных качеств. Суть трудовой мотивации у большинства
работников сводится к желанию иметь гарантированную плату при низкой
интенсивности и низком качестве труда.
Преобладающая скудность мотивации и неразвитость потребностей,
удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудно
управляемым, практически неподвластным стимулированию. К этому стоит
прибавить патерналистиское сознание: все блага - от премии до квартиры -
работник привык не зарабатывать, а получать от руководства и государства.
Иждивенческий подход к труду породил и изменения в психологическом
восприятии трудовой деятельности: нежелание повышать квалификацию и
получать новые знания, а также получать новую профессию. Сказанное
относится и к рабочим, и к специалистам , и к управленцам среднего звена.
Таким образом, на бирже труда при массовых высвобождениях будет попадать
большое количество работников с обеднённой мотивацией, не способных
приспосабливаться к новым условиям труда, с низким уровнем
профессионализма, не желающих или не способных к саморазвитию в труде,
включая переобучение.
В большей своей части такие работники претендуют на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, в меньшей своей части они согласны на интенсивную работу с высокой оплатой. Кроме названных работников на рынок труда выходит часть работников с богатой трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и сохранившимися нравственными основами трудового сознания, но как правило, в возрасте более 45 лет. Если работодатель при подборе кадров опирается на формальные процедуры и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную пользу у этих людей очень мало.
Обратимся теперь к работодателю. Согласно проведённым социологическим опросам, в 1995 году, ранжируя значимость задач в работе с персоналом, руководители последние места отвели формированию общей стратегии в области персонала, привлечению работников к управлению, созданию условий для повышения квалификации и саморазвития, своевременному информированию персонала о состоянии дел на предприятии, качеству внутрифирменного общения. 90 % руководителей, в противоположность другим формам власти и влияния, отдали предпочтение силовому нажиму, объясняя такой выбор состоянием дисциплины на предприятии.
Отмечу также, перестройка промышленности и образование в ней большого
количества малых и средних предприятий требует качественного изменения
профессионально - квалификационной мобильности и менталитета работников.
Поэтому задачей исследований в области управления на данном этапе является
постепенное формирование понимания процессов мотивации трудовой
деятельности, адекватной современному развитию экономики. Потому задачей
исследований в области управления является постепенное формирование
понимания процессов мотивации трудовой деятельности. Таким образом, так как
потребности и мотивация большинства работников развиты слабо, то
первоочередное внимание необходимо обратить на анализ процесса мотивации с
целью определения баланса и зависимостей между индивидуальной и групповой
мотивацией с учетом изменений, происходящих в области мотивации в условиях
перехода к рыночной экономике. В большинстве организаций, прочно
укоренились первоначальные концепции мотивации, применявшиеся в течении
многих лет.
С появлением теории подсознательного З.Фрейда и работ Э.Мэйо управление взяло на вооружение психологические методы воздействия на работающих. Основная причина - появление на первом плане у работника нематериальных (вторичных или психологических ) мотивов деятельности и потребностей - самоуважения, удовлетворения работой, признания и других.
Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Она может быть сознательной и бессознательной, то есть не осознаваемой в данный момент данным индивидуумом.
В соответствии с содержательными теориями мотивации потребности можно классифицировать на первичные и вторичные. Первичные - по своей природе физиологические и врождённые: в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных отношениях.
Вторичные потребности - психологические: в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к чему-либо, общении. Поскольку каждый человек - индивидуальность, то и диапазон вторичных потребностей очень широк, и приведённые здесь - самые распространённые.
Потребность порождает побуждение - ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность и цель. Последняя служит средством удовлетворения потребностей. При достижении цели удовлетворение потребности может быть полным, частичным, отрицательным.
Структура потребностей каждого человека определяется его местом в социальной иерархии и ранее приобретённым опытом. И большой диапазон изменений этих двух показателей создаёт первую проблему при мотивации через потребности. Вторая проблема заключается в том, что удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных действий. Например, потребность в доверии со стороны начальника у одного работника может удовлетворяться получением сложной работы, а у другого - предоставлением свободного режима работы. Третьей проблемой на пути мотивации через потребности является существование такой организации, где взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, изменение служебных обязанностей значительно усложняют процесс мотивации.
Вознаграждением является всё, что человек считает ценным для себя.
Разного рода поощрения подразделяются на внутренние и внешние. К первым
можно отнести чувство самоуважения, удовлетворённость достигнутым
результатом, ощущение содержательности и значимости своего труда. Внешним
вознаграждением выступает то, что даётся организацией за выполненную
работу: заработная плата, премии, продвижение по службе, похвалы и
признания, дополнительные льготы и вознаграждения.
Согласно концепции мотивации В.Врума (1964) осознание потребностей и интенсивности мотивации через них вызывает поведение человека, которое определяется следующими моментами: оценкой человеком результатов поведения; степенью его уверенности в том, что это поведение приведёт к желаемому результату; ожиданием - личностной оценкой наступления желаемого результата определённых действий.
1.3. Психология и культура личности и деятельности частного охранника
1.3.1. Понятие личности в психологии
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в
обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка,
становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования.
Человека в психологии описывают с помощью трех понятий:
1. индивид,
2. личность,
3. индивидуальность.
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии
«индивид». Индивидом мы можем назвать и взрослого человека, не способного
усвоить язык и простейшие навыки. Появляясь на свет как индивид, человек
становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную
исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает
уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое
переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и
сознания индивида, которое формирует его как личность.
Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть
определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние
времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия
«личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого
актера. В зависимости от сценического действия маски менялись.
Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах
изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует
и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот
же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.
Очень серьезный и требовательный в служебной обстановке охранник в бытовых
условиях нередко преображается, становясь шутником в балагуром, «душой»
компании. Так бывает не всегда. Очень часто человек выявляет сходные
качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на
службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в
значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а, скорее,
совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в
отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит
множественность и полярность психологических ролей, в различных
обстоятельствах выполняемых человеком. При этом, как бы ни были
разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в
различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его
места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную
характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные
позиции мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность,
но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению
материальных благ, то есть выяснив место человека в классовой структуре
общества.
В психологии под личностью понимает конкретного человека, представителя определенного общества, коллектива, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. В личности выражается жизненная позиция человека, его идейный и нравственный облик, ум и воля, творческий заряд и культура. Отличительными психологическими признаками личности являются самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности, включенность в систему общественных связей.
Под личностью нельзя подразумевать абстрактного человека, личность всегда конкретна и действует в определенных историко-экономических и политических условиях. Личность является продуктом общественного развития.
Взгляды, убеждения, интересы, чувства, потребности, характер человека формируются под влиянием производственных отношений господствующей идеологии, культуры, традиций, всего уклада жизни того общества, к которому он принадлежит.
Вне общества, вне коллектива человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик. Создает человека природа, а формирует его общество. Влияние людей, с которыми общается обучаемый, велико. Оно может быть положительным или отрицательным. И чтобы увидеть в курсанте личность, командиру, преподавателю необходимо выявить его связи и отношения с окружающей социальной средой.
Психология, считая общественную природу сущности личности, не отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти факторы должны учитываться при изучении курсантов.
Например, физические данные человека, составляющие ядро природных сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и работе, влияют на настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Личность частного охранника в значительной степени характеризуется
особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру.
Основными компонентами этой структуры являются психические свойства
личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их
диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и
психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности являются психические процессы. На их основе осуществляется формирование психических образование: знаний, убеждений, навыков, умений, приобретение жизненного опыта, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.
Психические состояния (подъем, активность, угнетение) обусловливают функциональные возможности личности, возникая под влиянием внутренних и внешних причин, они активизируют или, наоборот, творческий потенциал личности.
Психологические свойства возникают как закрепившиеся, устойчивые, сложные и длительные психические явления. Будучи производными от процессов и состояний, свойства личности оказывают на них решающее влияние.
Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.
Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как непосредственная реакция на происходящие события.
Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе деятельности.
Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия, предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне практической деятельности охранника.
Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности, способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность, проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою ошибку.