Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера

Внутриличностной предпосылкой вовлечения в деструктивный культ Е.Н. Волков считает прежде всего психологическую неграмотность и незащищенность, которая делает человека чрезвычайно уязвимым для различных методов психологического насилия и эксплуатации [23]. Существуют научные модели контроля сознания и психологического манипулирования, описывающие манипулятивные технологии и механизмы, используемые в культах для воздействия на человека, которые влекут за собой резкое изменение его личности. Наиболее известной является модель Р.Дж. Лифтона: «восемь фактов» и «удвоение личности». Исследование Р.Дж. Лифтона показало, как психически здоровые люди могут становится фанатиками движения. Резкая и глубокая десоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями [10, 33].

С точки зрения социальной психологии большой интерес представляют групповые механизмы манипуляции, задействованные в культе: групповое давление, система лидерства, система принятия решений (отчуждена от личности, принимается лидером и некритично навязывается членам группы).

Основные деструктивные аспекты, возникающие в результате злоупотребления манипулятивным воздействием, мы описали в таблице 1.


Таблица 1. Основные деструктивные аспекты личностей манипуляторов и манипулируемых

Сфера нарушений

Манипулируемый

Манипулятор

Нарушения в межличностных отношениях

-потеря доверия, боязнь близости и обязательств [21, 23, 33]

– трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв [40];

– «с садистским удовольствием старается ответить прямо противоположно тому, что от него ждут»;

– все время защищает и оправдывает себя [68];

– манипулятором правит глубокое недоверие к себе и к другим;

– «неблагополучность в семейном и интимном плане»

Нарушения в эмоциональной сфере

– приступы паники, депрессия, чувство вины, страх;

– торможение многих психических процессов;

– суждение, уплощение спектра эмоций и чувств [21]

– «сокрытие своих истинных глубоких чувств» [68];

– замена истинных эмоций на фальшивые, а именно:

v    «приберегание эмоций про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент;

v    Приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка сделать из них добродетель» [68].

Нарушения в мотивационно-потребностной

сфере

Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором.

– невольное повышение значимости низменных мотивов в собственных глазах, так как они оцениваются в качестве полезных и эффективных;

– зависимость от потребности управлять, причем, «чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то» [68];

– повышение значимости утилитарного мотива:

v    «своеобразные отношения с материальными средствами»

v    «формируется особая фиксация на деньгах, так как для него это символ власти»

v    Постоянное стремление к выигрышу

– повышение значимости конкурентного мотива: «манипулирование применяется в экономической и политической конкуренции, в битве индивидов за успех, богатство и привилегии»

Нарушения личностного роста и

развития

– задержка в развитии личности, т. к. манипулятор обычно аппелирует к низменным или примитивным потребностям [40];

– «роботизация», превращение человека в «послушное средство»;

– стереотипизация поведенческого репертуара, создание ригидных психологических установок [21, 33].

– деформация и задержка личностного роста, тем более что он не жертва манипуляции, «сам ее хочет» [40];

– раздвоение личности (т. к. технология манипулятивного воздействия требует от манипулятора внутренней раздвоенности), и как следствие, разрушение личности [40];

– механическая неискренняя деятельность превращает жизнь манипулятора в нелюбимую работу. «он разучился наслаждаться жизнью такой, как она есть, и переживать глубокие чувства», «достигая зрелости, он по сути, переходит к растительному образу жизни, не пытаясь постичь цели и смысла своего существования

Нарушения личностного роста и

развития

– разрушительное влияние на личность человека, особенно если ответственность за манипуляцию остается на потерпевшем, что «создает угрозу внутреннего разлада, нарушения личностной целостности» [40];

– резкая и глубокая ресоциализация или десоциализация личности [21,52];

Деиндивидуализация, нарушение идентичности

– инфантилизм «человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости».

манипуляция профессиональный личность

В заключении хотелось бы отметить, что при изучении деструктивных аспектов личностей манипуляторов и их жертв мы сталкиваемся с двоякого рода трудностями. Первая трудность заключается в отделении предпосылок манипуляции от их следствий (является ли деструктивный эффект следствием манипуляции или его предпосылкой). Вторая трудность заключается в определении степени деструктивного эффекта: к манипуляции время от времени прибегает каждый, означает ли это поголовную невротизацию личности?

Деятельность современного человека невозможно представить вне общения с окружающими людьми. Для представителей ряда профессий: менеджеров практически всех специализаций, секретарей-референтов, руководителей различного уровня и других – умение грамотно общаться является важнейшим условием достижения ими профессионального успеха. Деятельность этих людей носит ярко выраженный коммуникативный характер, поскольку:

А) предполагает установление контактов посредством общения практически во всех сферах жизнедеятельности: социально-экономической, духовной, морально-политической и др.;

Б) связана с подготовкой и проведением переговоров, установлением деловых и компетентных взаимоотношений с партнерами;

В) направлена на достижение взаимопонимания во всех ситуациях общения: делового, дружеского, семейно-бытового, светского и т.п.

Профессионализм делового человека в сфере общения, как известно, основывается на знании не многого, а нужного. Таковым нужным знанием в области практической психологии является знание о том, как создавать особые доверительные взаимоотношения с деловыми партнерами, как бесконфликтно склонять их к своей точке зрения, как располагать к себе людей, и многие другие знания, способствующие эффективному общению.

Особое место в системе профессиональных знаний о том, как общаться с людьми, отводится механизму использования уловок-манипуляций, без которых практически невозможно представить деловые контакты.

Уловкой-манипуляцией в общении называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента.

Большой вклад в разработку теории уловок-манипуляций был внесен древнегреческим мыслителем Аристотелем, немецким философом Шопенгауэром, русским логиком С. Поварниным и другими исследователями (К. Павловой, П. Мицичем, Л. Аверьяновым, И. Мельником, А. Никифоровым), которым удалось в своих работах значительно усовершенствовать классификацию возможных уловок в спорах, дискуссиях и полемике.

Анализируя предшествующий опыт в систематизации уловок и расширяя арсенал их использования, сведем всю совокупность уловок-манипуляций в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические.

▪ Организационно-процедурные уловки

Уловки данной группы могут быть использованы лишь организатором переговорного процесса или дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонента варианту обсуждения. Дадим характеристику основным организационно-процедурным уловкам.

1.                «Формирование первичной установки» Суть уловки состоит в изначальном предоставлении слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо идеи.

2.                «Предоставление материалов лишь накануне» Эта уловка заключается в предоставлении участникам дискуссии рабочих материалов (проектов, контрактов, программ и т.п.), предназначенных для обсуждения, незадолго до его начала, когда просто физически затруднено ознакомление с этими материалами.

3.                «Недопущение повторного обсуждения» Уловка удается, когда принятые решения жестко фиксируются и сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения.

4.                «Накал атмосферы агрессорами спора» уловка подразумевает поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, которые лишь формально, для видимости, пресекаются.

5.                «Первоочередная преемственность в голосовании» суть уловки состоит в вынесении на голосование предложений не в порядке поступления, а по степени их приемлемости для заинтересованной стороны с той целью, чтобы колеблющиеся могли быстрее «отдать свои голоса».

6.                Приостановка обсуждения на желаемом варианте. Такая уловка означает прекращение обсуждения важной проблемы на выступлении, отражающем наиболее желательную позицию.

7.                «Выборочная лояльность в соблюдении регламента». Это тот случай, когда одних выступающих жестко ограничивают в регламенте, а других – нет.

8.                «Принятие решения псевдо-де-юре». Данная уловка используется в том случае, когда на обсуждение специально приглашают лиц, не имеющих права голоса, и по ходу дискуссии спрашивают у приглашенных, каково их мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

9.                «Перерыв в обсуждении». Суть уловки состоит в том, чтобы объявить перерыв в обсуждении в ключевой момент дискуссии, когда может быть выработано крайне неудобное и неприемлемое решение.

10.           «Выпускание пара» на несущественных вопросах». Эта такая модель обсуждения, когда сначала сознательно длительно обсуждают незначительные, второстепенные вопросы, а затем, когда многие устали от дискуссии или находятся под впечатлением какой-либо предыдущей словесной перепалки, выносят на обсуждение тот вопрос, который хотят обсудить без усиленной критики.

11.           «Случайный» некомплект документов». Это сознательно созданная ситуация, когда участникам обсуждения «как бы случайно» раздают неполный комплект документов, а затем выясняется, что кто-то, «к сожалению», не в курсе всей имеющейся информации.

12.           «Избыточное информирование». Заключается в том, что готовится очень много проектов возможных решений и сопоставить их за короткое время в ходе обсуждения оказывается просто физически невозможно.

13.           «Потеря документов». Уловка удается, если «как бы случайно» потеряются рабочие документы, письма, обращения, записки и все, что может негативно повлиять на ход обсуждения.

Конечная цель данных уловок-манипуляций, как было показано выше, – свести дискуссию к вариантам, заведомо неприемлемым для оппонентов.

Психологические уловки

Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые с точки зрения нравственности приемы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.

1.                «Раздражение оппонента». Выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и т.п. до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и не сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление.

2.                «Использование непонятных слов и терминов». Уловка удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то, либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.

3.                «Ошарашивание темпом обсуждения».

4.                «Перевод спора в сферу домыслов». Суть уловки в том, чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы.

5.                «Чтение мыслей на подозрение». Смысл уловки состоит в том, чтобы используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения.

6.                «Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки». Суть уловки заключается в том, чтобы высказать мысль, содержащую намек на то, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из состояния равновесия.

7.                «Суждение типа «Это банально!». Побудить к оправданию – в этом и заключается коварный замысел уловки.

8.                «Карфаген должен быть разрушен». Смысл заключается в «приучивании» оппонента к какой-либо мысли.

9.                «Недоказанность с намеком на особые мотивы». Суть в том, чтобы продемонстрировать некую многозначительную недоказанность.

10.           «Ссылка на авторитет».

11.           «Обвинение в утопичности идей». Уловка призвана заставить партнера оправдываться, искать доводы против высказанного обвинения в нереалистичности его идеи.

12.           «Лесть или комплимент».

13.           «Ложный стыд». Это уловка заключается в использовании против оппонента ложного довода, который он способен проглотить без особых возражений.

14.           «Ложный стыд с последующим упреком». Уловка направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства.

15.           «Принижение иронией». Данный прием эффективен, когда спор по каким-то причинам не выгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа: «Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания».

16.           «Демонстрация обиды». Уловка направлена на срыв спора, высказывания типа: «Вы за кого нас, собственно, принимаете?».

17.           «Авторитетность заявления». С помощью этой уловки существенно повышается психологическая значимость приводимых собственных доводов.

18.           «Откровенность заявления». Акцент делается на особую доверительность общения, которую демонстрируют с помощью таких фраз, как, например, «Я вам сейчас прямо (откровенно, честно) скажу…».

19.           «Двойная бухгалтерия». Суть уловки в том, что одни доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции, и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент.

20.           «Мнимая невнимательность». Не заметить то, что может навредить, в этом и состоит замысел уловки.

21.           «Мнимое непонимание и недопонимание». Коварство этого приема в том состоит, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду конечно же своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде.

22.           «Лестные обороты речи»

23.           «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Высказывание о том, что все, о чем говорит партнер, хорошо лишь в теории, но неприемлемо на практике, заставит его экспромт-доводам доказывать обратное, что в конечном счете способно накалить атмосферу обсуждения и свести дискуссию к взаимным нападкам и обвинениям.

24.           «Опора на прошлое заявление». Главное в этой уловке – обратить внимание оппонента на его прошлое заявление, которое противоречит его рассуждению в данном споре, и потребовать объяснения по этому поводу.

25.           «Навешивание ярлыков». Основная цель уловки – вызвать ответную реакцию на высказанные упреки, обвинения или же оскорбления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты