Личность и характер человека

Павлов признает, что многое в его учении о типах нервной системы требует дополнительных исследований. Признавая все значение учения Павлова о свойствах и типах нервной системы, не следует слепо следовать этому учению - надо творчески развивать его, внося существенные коррективы, а иногда и пересматривая проблематику этого учения.

Тип, по Павлову, "основная характеристика" нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер.

Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером - прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания.

Таким образом, тип нервной системы является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П.Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми "данными" силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации.

Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды.

4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОЛЯ КАК КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА.


Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности.

Направленность - это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность.

Само по себе мировоззрение не является предметом изучения психологии; психологи исследуют то, как мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и  деятельность.

С мировоззрением как содержанием направленности тесно связано самоопределение человека, те цели, которые человек перед собой ставит, те средства, которые он предпочитает в борьбе за  достижение цели.

У людей, имеющих одинаковое мировоззрение, существуют  значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера.

Для понимания направленности важно знать не только ее содержание, но и то, что мы условно называем ее психической характеристикой или психологическими формами направленности.

К таким формам, прежде всего, относится внимательность. Когда речь идет не о внимании, а именно о внимательности, то имеется в виду не просто психический процесс или психическая функция, а черта направленности человека.

Внимательность проявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Если, например, человек очень реактивен или впечатлителен, то есть без затраты усилия обращает  внимание на многое и разное, то это, если можно так  выразиться, внимательность непроизвольная, характеризующая человека.

Но еще в большей мере характерна для человека внимательность преднамеренная, сознательная, нередко требующая преодоления внутреннего сопротивления, мешающих мыслей и чувств. Сила такого рода произвольной внимательности - показатель таких важных волевых черт характера, как выдержка и настойчивость.

Одной из наиболее распространенных форм направленности человека являются его интересы. Под интересом следует понимать эмоционально окрашенные отношения к предметам и явлениям жизни, выражающиеся в стремлении познать эти предметы и явления, овладеть ими. Известно, что в борьбе человека за  достижение цели имеет большое значение осознанный им интерес. Человек никогда не может заинтересоваться тем, что не имеет к нему ни прямого, ни косвенного отношения и что, следовательно, лишено для него всякого значения. Обычно интерес вызывает желание действовать так, чтобы он был реализован.

От интересов как одной из форм направленности следует отличать идеалы - те конкретно выраженные в общественном строе, в людях, идеях, действиях и произведениях достижения, которые данный человек считает высшими и в которых он видит конечную цель  лично своих или общественных стремлений. Одни люди не ставят себе в жизни идеалов, удовлетворяясь решением текущих задач, осуществлением ближайших целей; другие люди иногда настолько отвлеченно живут идеалами, что не связывают их с выполнением  своих повседневных обязанностей. Для одних людей идеалы имеют  действенное, иногда даже решающее значение.

К направленности относятся и чувства человека.

Для характеристики человека важно знать, отдается ли он своим чувствам без всякого внутреннего противодействия, борется со своими чувствами или, наконец, активно содействует их развитию. Характеризует человека также то, какое место занимают чувства в его личности, насколько ими проникнуты сознание и деятельность человека. Но не все индивидуальные особенности в чувствах закономерно относить к характеру.

Чувства являются сторонами характера в той мере, в какой они выражают значимые для личности отношения человека к действительности и влияют на человеческую личность.

Нельзя также недооценивать роль страстей как одной из форм направленности человека. Под страстью понимается ярко выраженное активное эмоциональное состояние, сильно влияющее на сознание и деятельность человека, овладевающее им на длительное время, иногда на всю жизнь.

Существуют и отрицательные страсти. Психолога интересует не только то, каков предмет той или иной отрицательной страсти, но и то, отдает ли человек себе отчет в ее недопустимости, борется ли за преодоление этой страсти или старается ее оправдывать. Отсутствие у человека необходимой страсти в работе и убеждениях может выражать слабоволие, слабохарактерность.

Если направленность является "головой" характера, то воля, как принято выражаться, его "хребтом".

Воля - это та сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимых для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

Человек делает свою жизнедеятельность объектом своей воли и своего сознания. Благодаря воле направляется, регулируется, контролируется человеком его деятельность. Волевая деятельность всегда сознательная и целеустремленная деятельность.

Источником формирования личности и воли служат производственные и общественные отношения, вызывающие определенные общественные потребности. Для того чтобы производить, люди должны соединяться для совместной деятельности и взаимного обмена этой деятельностью.

Производство осуществляется только при условии определенных общественных отношений между людьми. Волевая деятельность как воздействие человека на природу и на других людей формируется в производственных отношениях, которые всегда являются одновременно и общественными отношениями.

Большое значение для сознательной постановки цели и готовности ее добиваться имеет мотивировка волевого действия. Прежде всего, ставится вопрос о содержании или направлении мотивов как осознанных побуждений к действию.

Волевые процессы разнообразны. Так, они могут иметь формы влечения, желания, хотения.

Иногда влечение характеризуют тем, что его цель представляется неясной или смутной. На самом деле влечение часто вызывается весьма ясной, даже временами навязчивой целью.

В желании по сравнению с влечением более отчетливо выражен момент самоопределения человека. Человек в этом состоянии лучше, чем при влечении, владеет собой, рассуждает и выбирает цель.

Хотение, в отличие от желания, обычно понимается как такой процесс, который связан с выбором не только цели, но и средств, ведущих к ее достижению.

В хотении вообще подчеркивается большая готовность к действию, чем в желании. Но эта готовность выражается не всегда в том, что отчетливо представляются пути к достижению цели, а чаще в исключении конкурирующих целей, в целенаправленном сужении  внимания.

Волевые процессы необходимо различать также в отношении спокойствия или остроты, бурности их протекания. Бурность и напряженность волевого процесса выражаются также в затрате волевого усилия. Волевое усилие необходимо понимать, как своего рода приказ себе делать всё, способствующее достижению цели.

Хотя воля и является одним из основных компонентов характера, все же было бы неправильно сравнивать волю и характер.

Прежде всего, не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными, чисто ситуационными состояниями, общими для многих людей и совсем нетипичными для данной личности.

Характер в строгом смысле слова - только один из компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Сравнивая характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле  являются ярким выражением личности в ее творческой  деятельности. Характер, в широком смысле слова, только один из  аспектов личности.

5. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.


Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера).

Под чертами характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определённых условиях.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи  выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность,  настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность,  вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности".

В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанным на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

О сильном или слабом характере говорят в зависимости от развития у человека волевых черт характера. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения  человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами".

По волевой активности характеры подразделяются, как я уже говорила, на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие  качества, как самообладание, активность, смелость.

Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах.

Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), однако было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой.

Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера.

Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом.

Все черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты.

В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач.

Первая из них - выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю.

Вторая задача, теснейшим образом связана с первой, - объяснить или проанализировать черты характера.

Этот анализ может идти в различных направлениях:

а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненые черты и проявления;

б) показать значение данной черты в структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом;

в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально и  что типично для известной группы людей;

г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется  данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.

Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты характера у этого человека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера.

Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.

6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО.


Под строением характера как целого подразумеваются его определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность.

Одной из самых главных особенностей характера является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность.

Люди, которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным.

Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.

Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью.

В структуре некоторых характеров имеются противоречия и от этого сложность их увеличивается.

За сложность характера иногда принимают его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем люди скрытные, маскирующие свой характер.

Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой.

Есть характеры, которые условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность характера не являются достоинством или недостатком - все зависит от того, на что направлена динамичность со статичностью.

Иногда выделяют среди черт характера его оригинальность, то  есть такое индивидуальное своеобразие, которое встречается редко. Сама по себе оригинальность не является чем-то положительным, как некоторые люди склонны думать. Но оригинальность может быть положительной чертой, когда человек в своей индивидуальности, направленной на высокие цели, в полном смысле слова неповторим.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты