Личностные особенности психосоматических больных

Личностные особенности психосоматических больных

Введение


Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в практике лечения и оказания психологической помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями наиболее важной и в то же время сложной задачей, является определение личностно-типологических особенностей больных и характеристики типов личностного реагирования на соматическое заболевание. Следует отметить, что диагностика нервно-психических расстройств у хронических больных представляет собой довольно трудную задачу, требует много времени для кропотливого расспроса и изучения нервно-психического статуса. В обычной практике терапевта нюансы психики не всегда удается установить. Больные зачастую не стремятся обращать внимание врачей на изменения в нервно-психической сфере. Они не хотят, чтобы их сочли больными «нервными». Вследствие перечисленных трудностей большую актуальность приобретает изучение личностных особенностей психосоматических больных. (Кулаков С.А., 2003.)

В последние десятилетия ХХ века изучению психологического профиля соматических больных были посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Эти исследования были направлены на понимание роли, характера действия заболевания на изменение личностных особенностей пациента и адаптацию человека в сложных стрессовых условиях, в качестве которых могут выступать заболевания. Ряд исследования был направлен на количественные и качественные измерения механизмов совладающего поведения. Вместе с тем, в существующей литературе отсутствуют монографические научные работы, в которых личностный профиль соматического больного изучался бы одновременно в различных плоскостях (клинико-биологической, психологической и социальной). (Кулаков С.А., 2003.)

Таким образом, многосторонний анализ о монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества. Этим и был обусловлен выбор темы нашего исследования: «Личностные особенности психосоматических больных». (Кулаков С.А., 2003.)

Объект исследования – психосоматические больные районной поликлиники №197 г. Москвы.

Предмет исследования – личностные особенности психосоматических больных.

Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.

3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных.

4. Проанализировать полученные результаты сформулировать выводы.

Гипотеза исследования – пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии.

Методы исследования:

– наблюдение,

– беседа,

– тестирование,

– математическая обработка данных.


1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний


1.1 Современные концепции личности


Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков.

Решающим для понимания характера является взаимопонимание между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности не одно и то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. (Фрейд З., 1990.)

Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека. (Фрейд З., 1990.)

Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности.

Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью не осознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид по Фрейду означает примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто темное, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей биологической жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Это помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. (Фрейд З., 1990.)

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1)                человек является единым самосогласующимся и целостным;

2)                человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3)                индивидуум – есть творческая и самоопределяющая сущность;

4)                социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство.

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведении, направленном на решении трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса. (Фрейд З., 1990.)

М. Эриксон, К. Хорни: теория личности в эго-психологии.

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет Эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

– акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

– упор на психически здорового человека;

– особая роль идентичности;

– сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Э. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

– младенчество (базальное доверие – базальное недоверие);

– раннее детство (автономия – стыд и сомнение);

– возраст игры (инициативность – вина);

– школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);

– юность (эго-идентичность – ролевое смешение);

– ранняя зрелость (интимность – изоляция);

– средняя зрелость (продуктивность – инертность);

– поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребенком. Согласно К. Хорни в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведет к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

К. Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

– в любви и одобрении;

– в руководящем партнере;

– в четких ограничениях;

– во власти;

– в эксплуатировании других;

– в общественном признании;

– в восхищении собой;

– в честолюбии;

– в самодостаточности и независимости;

– в безупречности и неопровержимости. (Фрейд З., 1990.)

Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк: диспозитивное направление.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его приспособление к среде.

С точки зрения теории Г. Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Г. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Г. Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии о черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Г. Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывается верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Г. Олпорт длительное время работал над сознанием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

1) зрелый человек имеет широкие границы «Я»;

2) зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям;

3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;

4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;

6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Раймонд Кеттел – следующий представитель диспозиционного направления. Подход Кеттела основан на исполнении точных эмпирических методов исследования. Согласно Р. Кеттелу, личность-это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Р. Кеттела.

Центральным для Р. Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Г. Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Г. Айзенку, в основе структуры личности лежит два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка». (Фрейд З., 1990.)

Эрих Фромм: типологические модели социальных характеров.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Э. Фромм утверждал, что определенной частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Э. Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Э. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов, в преданности.

Э. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Непродуктивные типы характера по Э. Фромму:

1) рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить),

2) эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом),

3) накапливающий (скупой, упрямый, ориентированный на прошлое).

Э. Кречмер: типологическая модель личности.

Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, принимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психологические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:

1. Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой; плечи узкие, худые и длинные нижние конечности;

2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

4. Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением; индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например: чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит два главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикнитическое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Э. Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей «специальные дарования», свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например: поэт – циклотимик для него «реалист, юморист», а шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформированная в 40-х годах прошлого столетия.

К. Леонгард: типологические модели акцентуаций и психопатий.

Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:

– акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

– акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, аффективный).

К. Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:

1)     к сфере направленности интересов и склонностей;

2)     к сфере чувств и воли;

3)     к сфере ассоциативно – интеллектуальной.

Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием ее становления и развития. Не всегда легко, считает К. Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. (Фрейд З., 1990.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты