Рис.2 Показатели высокой степени проявления качеств в группах: серый цвет – экспериментальная группа, тёмный контрольная группа
По результатам теста можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе преобладает косвенная, вербальная агрессия, обида, чувство вины, общая агрессивность и враждебность, а в контрольной группе преобладает физическая агрессия, раздражение, негативизм и подозрительность.
Результаты теста «Тревожность и депрессия» (см.Приложение3)
Таблица 1
№ п/п |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Тревожность |
Депрессия |
Тревожность |
депрессия |
|||||
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
|
1 |
В |
-1,34 |
Н |
0,19 |
Х |
1,41 |
Х |
1,36 |
2 |
Н |
-1,14 |
В |
-1,35 |
В |
-1,36 |
В |
-1,57 |
3 |
Н |
0,17 |
Н |
0,97 |
Х |
1,33 |
Х |
1,67 |
4 |
Х |
1,32 |
Х |
1,33 |
Х |
1,38 |
Х |
2,01 |
5 |
В |
-2,12 |
В |
-2,38 |
В |
-1,47 |
Н |
0,59 |
6 |
В |
-1,76 |
Х |
1,59 |
Х |
1,30 |
Х |
1,93 |
7 |
В |
-1,83 |
Н |
1,17 |
Н |
0,79 |
В |
-2,11 |
8 |
Н |
0,97 |
Н |
1,07 |
Н |
0,98 |
Х |
1,45 |
9 |
В |
-1,97 |
В |
-2,05 |
Х |
1,46 |
Х |
1,39 |
10 |
В |
-1,29 |
Н |
-1,18 |
В |
-2,63 |
Х |
1,87 |
11 |
Н |
1,04 |
Х |
2,24 |
В |
-1,72 |
В |
-1,54 |
12 |
Х |
2,14 |
Х |
2,41 |
Х |
2,39 |
Х |
1,36 |
13 |
Н |
1,19 |
В |
-1,33 |
Н |
1,15 |
Х |
2,62 |
14 |
Н |
-0,69 |
В |
-1,47 |
Х |
2,54 |
Х |
1,77 |
15 |
Н |
-2,01 |
В |
-2,94 |
В |
-2,83 |
Н |
-1,25 |
16 |
В |
-2,13 |
Н |
-0,12 |
В |
-2,09 |
Н |
0,04 |
17 |
В |
3,01 |
Х |
3,81 |
Х |
1,36 |
Х |
1,71 |
18 |
Х |
-1,88 |
Н |
-0,76 |
Н |
1,24 |
Х |
1,64 |
19 |
В |
-2,56 |
Н |
0,89 |
Н |
-1,19 |
В |
-1,36 |
20 |
В |
-2,18 |
В |
-1,8 |
В |
-1,38 |
Н |
-1,07 |
По результатам данного теста можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе 11 человек характеризуются высокой степенью тревожности, и лишь 6 человек – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая степень тревожности выявлена у 7 человек, хорошее психическое состояние у 8 человек.
В экспериментальной группе 7 человек характеризуются высокой степенью депрессивности, и лишь 5 человек – хорошим психическим состоянием, в контрольной группе высокая степень депрессивности выявлена у 4 человек, хорошее психическое состояние у 12 человек.
По показателям и тревожности и депрессивности у экспериментальной группы показатели больше, чем у контрольной.
Результаты проведения методики «Почему Вы курите?» (см. Приложение 2)
Рис.3
Рис.4
Исходя из результатов данного теста, можно сделать следующие выводы:
1. самый высокий показатель причин курения был выявлен «игра с сигаретой» - 6 человек в экспериментальной группе и 3 человека в контрольной группе.
2. вторым по значимости мотивом был назван «привычка» - 3 человека в экспериментальной группе и 2 человека - в контрольной.
3. третьим мотивом был назван «стимуляция» 2 человека в экспериментальной группе и 1 человек в контрольной.
Таким образом, можно сказать, что курение в обеих группах в большинстве своём имеет психологический характер, и от него достаточно легко будет избавиться, применив определенные методы психологического воздействия.
Выявление различий между группами
Для выявления различий между группами контрольной и экспериментальной, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют f-критерий Стъюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
где х{ — среднее значение переменной по одной выборке данных;
х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;
mt и тг — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
и, и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где St — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
Л — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
я, — число частных значений переменной в первой выборке;
п2 — число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице 32 для заданного числа степеней свободы, равного п, + п.2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки1 находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
Будем сравнивать полученные результаты по тесту «Тревожность и депрессия», где у нас есть численной значение показателей.
Полученные данные (использована компьютерная программа «БИОСТАТ»)
Таблица 2
Критерий Стьюдента для выявления различий в тревожности |
|||
Группа № |
Среднее |
Стандартное отклонение |
СОС |
Экспериментальная |
0,653 |
1,683 |
0,3763 |
Контрольная |
0,342 |
1,704 |
0,3811 |
РАЗНОСТЬ |
0,311 |
|
0,5355 |
95% доверительный интервал для разности : от -3,079 до 0,18912 |
|||
T = 1,058; число степеней свободы = 38; вероятность допустимой ошибки 0,05 |
|||
Критерий Стьюдента для выявления различий в депрессии |
|||
Группа № |
Среднее |
Стандартное отклонение |
СОС |
Экспериментальная |
0,6255 |
1,518 |
0,3394 |
Контрольная |
0,015 |
1,825 |
0,4081 |
РАЗНОСТЬ |
0,6105 |
|
0,5308 |
95% доверительный интервал для разности : от – 0,464 до 1,865 |
|||
T = 1,150; число степеней свободы = 38; вероятность допустимой ошибки 0,05 |
Сравним полученные критерии с табличными:
* при числе степеней свободы 30 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,04;
* при числе степеней свободы 40 и вероятности допустимой ошибки 0,05, критическое значение t = 2,02.
Наше значение степеней свободы = 38, а полученные показатели по тревожности 1,058 и по депрессии 1,150, что меньше табличных значений 2,04 и 2,02.
Полученные данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, равные в нашем случае: по тревожности: 0,653 и 0,342 и по депрессии 0,625 и 0,015, статистически достоверно не отличаются друг от друга.
2.2 Результаты вторичного тестирования экспериментальной группы после проведения тренинга по психопрофилактике табакокурения.
Данный тренинг психопрофилактики был проведён в течение 1,5 месяцев на базе “Центра социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале – апреле 2007 года. После проведения тренинга экспериментальная группа была подвергнута вторичному тестированию по методикам «Тревожность и депрессия» и «Агрессивность Басса-Дарки». (См. Приложение 4, 5)
Результаты теста «Тревожность и депрессия» (см.Приложение3)
Таблица 3
№ п/п |
До проведения тренинга |
После проведения тренинга |
||||||
Тревожность |
Депрессия |
Тревожность |
депрессия |
|||||
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
Степень |
Показатель |
|
1 |
В |
-1,34 |
Н |
0,19 |
В |
-1,29 |
Н |
0,19 |
2 |
Н |
-1,14 |
В |
-1,35 |
Х |
1,29 |
Н |
-1,27 |
3 |
Н |
0,17 |
Н |
0,97 |
Х |
1,30 |
Н |
1,01 |
4 |
Х |
1,32 |
Х |
1,33 |
Х |
0,34 |
Х |
1,32 |
5 |
В |
-2,12 |
В |
-2,38 |
В |
-2,04 |
В |
-1,96 |
6 |
В |
-1,76 |
Х |
1,59 |
Н |
-1,12 |
Х |
1,54 |
7 |
В |
-1,83 |
Н |
1,17 |
В |
-1,52 |
Х |
1,29 |
8 |
Н |
0,97 |
Н |
1,07 |
Н |
0,98 |
Н |
1,07 |
9 |
В |
-1,97 |
В |
-2,05 |
В |
-1,67 |
В |
-1,98 |
10 |
В |
-1,29 |
Н |
-1,18 |
Н |
-1,04 |
Н |
-1,05 |
11 |
Н |
1,04 |
Х |
2,24 |
Х |
0,36 |
Х |
2,31 |
12 |
Х |
2,14 |
Х |
2,41 |
Х |
2,15 |
Х |
2,4 |
13 |
Н |
1,19 |
В |
-1,33 |
Х |
0,62 |
Н |
-1,22 |
14 |
Н |
-0,69 |
В |
-1,47 |
Н |
0,23 |
В |
-1,36 |
15 |
В |
-2,01 |
В |
-2,94 |
В |
-1,78 |
В |
-1,66 |
16 |
В |
-2,13 |
Н |
-0,12 |
В |
-2,01 |
Н |
-0,1 |
17 |
В |
3,01 |
Х |
3,81 |
Н |
1,13 |
Х |
3,42 |
18 |
Х |
1,88 |
Н |
-0,76 |
Х |
1,89 |
Н |
-0,33 |
19 |
В |
-2,56 |
Н |
0,89 |
Н |
-1,22 |
Н |
0,62 |
20 |
В |
-2,18 |
В |
-1,8 |
В |
-1,98 |
В |
-1,82 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11