Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку

Основной акцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка.

Им принадлежат раз­работанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказа­ний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. X. Винкель, Р.-Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута.

Специалисты по наблюдению и экспериментально­му изучению поведения пришли к выводу, что поощре­ние и подкрепление гораздо более эффективно дейст­вуют на изменение нежелательного поведения ребен­ка, чем наказания (К.-Л. Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.-И. Ловаас (1968) полагали, что та поль­за, которая получается в результате методов наказа­ния, ничтожно мала по сравнению с очень часто воз­никающими негативными эмоциональными реакциями.

В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиориз­ма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окру­жающей действительности, которые поддаются коррек­ции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему на­блюдению и фиксации.

В литературе можно встретить и другое название бихевиористского подхода к работе с родителями - учебно-теоретическая модель (Я. Хямяляйне). Целью учебно-теоретической модели обучения родителей яв­ляется привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под «социальными навыками» понимают такое сформирован­ное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные дей­ствия в различных ситуациях, взаимодействуя с соци­альной средой.

Одной из популярных и часто используемых моде­лей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анали­за применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е. В. Сидоренко. Техника работы в рус­ле трансактного анализа предполагает освоение основ­ных понятий этого теоретического направления и пе­ренесения их на семейную почву.

Описание методов работы с родителями детей-невротиков, можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А С. Спиваконской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также раз­личные уровни сложности. Использование одних моде­лей невозможно без знания терминологии и теории - бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаи­моотношений с детьми и уделяют много внимания эле­ментам конкретного взаимодействия.






























     Глава 2. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей.

2.1. Виды консультативной психологической помощи семье.


Существующие сегодня в мировой практике виды кон­сультативной психологической помощи семье чрезвычай­но разнообразны. Они могут различаться ориентирован­ностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формиру­ют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моде­лей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ре­бенку или подростку. По своему характеру психологи­ческая помощь может состоять: а) в рекомендации орга­низационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомога­тельные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в оп­ределении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществ­лении психотерапевтических и психокоррекционных воз­действий.

Все указанные виды помощи являются психологичес­кими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вы­званные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недо­статочной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего ре­бенок. Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мёр, направленных на ее изменение.

Консультант высту­пает в роли специалиста, которому лучше консультируе­мого известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполне­ние и т. д. По своей профессиональной подготовке и ори­ентации консультанты, работающие в этой модели,— педагоги и социальные работники, реже психологи.

Диагностическая модель основывается на предполо­жении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диаг­ностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рам­ках этой модели объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказы­вается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений.

Социальная модель помощи основывается на предполо­жении, что семейные трудности — результат неблаго­приятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредствен­ное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью.

Медицинская модель помощи предполагает, что в ос­нове семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоро­вых членов семьи к особенностям больных.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другими словами, психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе свя­занные с развитием личности ребенка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы от­ношений к людям и событиям, личностных черт и т. д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат пред­посылками внутриличностных конфликтов, предопреде­ляют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту по­мочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порож­дают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

Психологическая (психотерапевтическая) модель в качестве своего основного «орудия» использует не сами по себе абстрактно взятые знания, не авторитет науки и не силу и влияние социальных институтов, а закономер­ности человеческого бытия и общения — как общения в семье, так и общения между консультантом и его клиента­ми. Основываясь на этих закономерностях, специалист пытается усилить внутренние ресурсы семьи в целом и ее членов, необходимые им для того, чтобы самим справ­ляться с возникающими затруднениями.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи используется прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов, чьи представления о кри­зисных состояниях человека позволяют распознавать сложную системную природу семейных, дисгармоний.

Использование методов психологического воздейст­вия. В ситуации оказания психологической помощи в рамках психотерапевтической модели консультант опирается прежде всего на 1) личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы; 2) на закономер­ности и психотерапевтический потенциал общения как в диаде консультант — клиент, так и в группе, в том числе в семье. Психолог-кон­сультант, таким образом, апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.

Использование потребности в помощи. Психотера­певтическая модель помощи предполагает работу с семь­ями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию.

Профессиональный характер помощи. Помощь, ока­зываемая психологом, строится на базе профессиональ­ной подготовки в области индивидуального и семейного консультирования, индивидуальной или групповой пси­хотерапии, а также в области психологии развития, психологии личности, социальной и медицинской психо­логии и других специальных дисциплин.

Таким образом, психотерапевтическая модель кон­сультативной психологической помощи предполагает: 1) установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагности­ки, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, коррекционные или психоте­рапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собствен­ных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.


   2.2. Факторы, влияющие на становление детской психики.


Психология развития ребенка показывает, что факто­ры, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития с точки зрения консультативной практики удобно представить как расположенные на оси, заданной двумя по­люсами.

На одном полюсе группируются факторы объективные, выступающие как предпосылки или условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные фак­торы - экономический и культурный уровень общест­ва, наличествующие системы воспитания, уровень соци­альной заботы о ребенке, этнокультурные традиции воспитания. Другой подкласс объективных детерминант психического развития — это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка, - в семье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс - это факторы соматопсихические, ко­торые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки его раз­вития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития, болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные объективные факторы психического развития объединяются тем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные детерминанты.

Другой полюс образуют субъективные факторы, ко­торые, хотя и находятся под воздействием и в зависимос­ти от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее - саморазвития ребенка. Эти факторы включают специфику развития потребностно-мотивационной сфе­ры, особенности формирования его сознания и самосозна­ния, его поведенческого стиля.

Промежуточное положение занимают факторы, кото­рые возникают на пересечении действия факторов объек­тивных и субъективных, на пересечении векторов, иду­щих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми - в семье и в других коллективах.

Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития по Э.Эриксону (Л.Ф.Обухова, 1995). Для практики пси­хологической консультации такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов, преимущественно повлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личност­ных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотно­шениях детей и родителей, их общении.



2.3. Родительские стили воспитания и установки.

 

 Родительские установки, или позиции, - один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система,

или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич­но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответст­вующего поведения, которые не связаны именно с дан­ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб­ще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. (В.М. Минияров, 2000)

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особен­ностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего­ся поведения (A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965). Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариан­том нарушенного родительского поведения является ма­теринская депривация (И. Ландгмеер, 3. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; J. Bowlby, 1953; M. D. Ainsworth, 1964;М. Rutten, 1975).

Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребен­ком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического раз­вития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со свер­стниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчи­вы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных иска­жений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувст­венности — неспособность к эмоциональной привязан­ности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений (J. Bowlby, 1979). Другой вариант искажен­ного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низ­ким самоуважением, повышенной тревожностью, зави­симостью, навязчивым страхом потери объекта привя­занности (D. Winncott, 1965).

Но не только грубые нарушения родительского пове­дения сказываются на ходе психического развития ребен­ка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начи­ная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.


С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.

   1. Матери первого типа легко и органично приспосаб­ливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного мате­ринского стиля была реакция матери на приучение ребен­ка к туалету. Матери первого типа не ставили себе за­дачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «до­зреет».

2. Матери второго типа сознательно старались при­способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще­нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого инте­реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют­ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти­воречивыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты