Личностная тревожность

Личностная тревожность

1.Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)


Цель: определение уровня личностной тревожности.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Инструкция:

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Варианты ответов

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень


0

1

2

3

4


Форма А

Ситуация

Ответ

1

Отвечать у доски


2

Оказаться среди незнакомых ребят


3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах


4

Слышать заклятия


5

Разговаривать с директором школы


6

Сравнивать себя с другими


7

Учитель смотрит по журналу, кого спросить


8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают


9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)


10

Видеть плохие сны


11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету


12

После контрольной, теста - учитель называет отметки


13

У тебя что-то не получается


14

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна


15

На тебя не обращают внимания


16

Ждешь родителей с родительского собрания


17

Тебе грозит неуспех, провал


18

Слышать смех за своей спиной


19

Не понимать объяснений учителя


20

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем


21

Слышать предсказания о космических катастрофах


22

Выступать перед зрителями


23

Слышать, что какой-то человек "напускает порчу" на других


24

С тобой не хотят играть


25

Проверяются твои способности


26

На тебя смотрят как на маленького


27

На экзамене тебе достался 13-й билет


28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос


29

Оценивается твоя работа


30

Не можешь справиться с домашним заданием


31

Засыпать в темной комнате


32

Не соглашаешься с родителями


33

Берешься за новое дело


34

Разговаривать с школьным психологом


35

Думать о том, что тебя могут "сглазить"


36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)


37

Слушать страшные истории


38

Спорить со своим другом (подругой)


39

Думать о своей внешности


40

Думать о призраках, других страшных, "потусторонних" существах


Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.


Форма Б

Ситуация

Ответ

1

Отвечать у доски


2

Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку


3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах


4

Слышать заклятия


5

Разговаривать с директором школы


6

Сравнивать себя с другими


7

Учитель делает тебе замечание


8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают


9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)


10

Видеть плохие или "вещие" сны


11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету


12

После контрольной, теста - учитель называет отметки


13

У тебя что-то не получается


14

Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил


15

На тебя не обращают внимания


16

Ждешь родителей с родительского собрания


17

Тебе грозит неуспех, провал


18

Слышать смех за своей спиной


19

Не понимать объяснений учителя


20

Думаешь о своем будущем


21

Слышать предсказания о космических катастрофах


22

Выступать перед большой аудиторией


23

Слышать, что какой-то человек "напускает порчу" на других


24

Ссориться с родителями


25

Участвовать в психологическом эксперименте


26

На тебя смотрят как на маленького


27

На экзамене тебе достался 13-й билет


28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос


29

Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)


30

Не можешь справиться с домашним заданием


31

Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи


32

Не соглашаешься с родителями


33

Берешься за новое дело


34

Разговаривать с школьным психологом


35

Думать о том, что тебя могут "сглазить"


36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)


37

Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса


38

Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях


39

Смотреться в зеркало


40

Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого


Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.


Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или "сырую", оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности.


Общая тревожность


Школьная тревожность


Самооценочная тревожность


Межличностная тревожность


Магическая тревожность

2. Рисуночный тест "Моя семья"


Материал:

- лист бумаги;

- набор цветных карандашей.

Инструкция:

Предложите подростку нарисовать свою семью. Позвольте подростку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что подросток тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа рисунка

1. Последовательность выполнения задания.

Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг художник по непонятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, "забывая" нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего "ларчик" открывают наводящие вопросы и уточняющие оттенки семейных взаимоотношений, другие методики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты