Культурное общение в клубных объединениях
p> В результате взаимодействия между людьми возникают определенные взаимоотношения. Это третий и наиболее важный компонент любого общения. По своей психологической сути общение и есть практическое выражение установившихся взаимоотношений. И не случайно социальная психология квалифицирует взаимоотношения как основную, определяющую сторону общения.

Термин отношение употребляется в двух смыслах. В первом понимании отношение квалифицируется как выражение позиции человека к различным объектам окружающего мира. Отражая в себе общую социальную направленность личности, такое отношение проявляется в форме потребностей, интересов, ценностных установок и взглядов личности. Отношение во втором смысле – это взаимосвязь и взаимозависимость между людьми.

В отличие от отношения к предметам и явлениям, отношение человека к другим людям имеет взаимный характер и выступает как взаимоотношение.

Сложившиеся и складывающиеся в процессе культурного общения межличностные отношения можно разделить на три основных вида.

Первый вид – формальные, или, как их еще называют, функционально- деловые, отношения. Даже самая простая деятельность невозможна без продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости, без определенных требований друг к другу. Эта структура создается для того, чтобы сделать общность управляемой и успешно выполнять поставленные задачи.

Формальная структура всегда базируется на более или менее развитой структуре неформальных отношений. Между ними в условиях клуба существует ярко выраженная зависимость: неформальные отношения с самого начала рождаются на базе какого-то делового взаимодействия. Психологическую природу неформальных отношений можно объяснить следующим образом. В условиях добровольной и интересующей всех деятельности люди никогда не строят свои контакты на чисто функциональных началах. Это противоречило бы как природе досуга вообще, так и сути свободных любительских занятий. Вот почему здесь обязательно возникает разветвленная система взаимооценок и практических позиции (они могут иметь положительный, индифферентный или отрицательный характер).

Третьим видом межличностных отношений являются отношения избирательные. Это наиболее высокая разновидность положительного отношения людей друг к другу; Практически они выступают в форме товарищества или дружбы и предполагают не только симпатию, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.

Функции культурного общения

Разобравшись в том, что представляет собой культурное общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.

Прежде всего, следует вычленить познавательную функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают взаимную информацию и программируют в соответствии с нею свое практическое поведение.

Общение выполняет и объединяющую функцию. Когда люди не могут осуществить свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности коллективную форму.

В непосредственной связи с объединяющей функцией находится функция дифференциации личностного поведения. Каждый выступит в наиболее выигрышной для него самого и для всего коллектива роли.

Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содержанием культурного взаимодействия является обмен определенными ценностями, и, прежде всего – осведомительной, эмоциональной и регулятивной (направляющей, вносящей порядок) информацией.

Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией: в процессе общения всегда происходит взаимный контроль и исправление поведения.
Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным в ней правилам.

В условиях клуба культурное общение имеет еще одну специфическую функцию – рекреационную.

Чтобы обеспечить выполнение этого условия, очень важно учитывать и сознательно использовать объективный закон единства общения и обособления личности, видеть его конкретные проявления.

Обособление идет как в уединении, так и в общении, и сводится к определению личной позиции, позволяющей человеку утвердить собственную индивидуальность. Это – отличие себя от других, выделение себя из общности.
Практически обособление и общение составляют неразрывный процесс: обособление формирует особенности личности – общение проявляет и развивает их.

Обособление является необходимым условием не только для саморазвития, но и для самоутверждения личности в группе. Благодаря ему человек занимает активную позицию в микросреде, где всегда перекрещиваются функции объекта и субъекта.

Формы организации общения

Свободное общение

В условиях современного клуба культурное общение может выступать в самых разнообразных организационно-методических формах.

Свободное общение – это вполне самостоятельный компонент клубной жизни; его нельзя подключать к другим видам занятий в виде некоего дополнения.

Свободное общение тесно связано с развлекательно-игровыми занятиями.
В том виде деятельности общение занимает такое большое место, что само по себе развлечение становится зачастую не более чем поводом к удовлетворению потребностей в общении.

Развлекательно-игровое общение обладает некоторым специфическими и даже уникальными чертами. Прежде всего, ему свойственны особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Игровые контакты снимают застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность, и другие качества, не редко мешающие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских отношений.

Как специфический вид общения, игровые контакты обладают информационно-воспитательными возможностями.

В очень многие игры ограниченно вплетается бытовая беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторою легковесность, она зачастую позволяет обменяться интересными новостями и обсудить значительные события.

Игровая компания, особенно в устойчивом, постоянном составе, – это микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью.
Вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы могут стать весьма влиятельными и авторитетными.

Общение в клубных стабильных объединениях

Как уже отмечалось выше, свободное общение, развиваясь, вызывает потребность в более тесном объединении на основе конкретного общего интереса. На этой основе нестабильные и полустабильные группы закономерно превращаются в более организованное и прочное объединение. Здесь мы сталкиваемся с частыми случаями проявление общесоциологического закона взаимосвязи общения и обособления. Развитие общения предполагает создание автономной общности, а это уже обособление, ибо группа выделяет себя из остального окружения.

Добровольно объединяясь для совместного проведения досуга по интересам, люди видят одну из главных целей для создания наилучших условий для самосовершенствования. Совместная деятельность неизменно повышает культурный потенциал общения: эпизодическая работа над собой получает более глубокую образовательную направленность, потребление духовных ценностей дополняется попытками самостоятельного творчества и т.д.

Несмотря на то, что клубные общности чаще всего состоят из людей, уже знакомых друг другу по работе или по месту жительства, новый вид контакта открывает ранее неизвестные качества, черты характера, способности даже в близких товарищах. По мере развития общения в коллективе происходит образование различных «неформальных» подгрупп. Эти подгруппы могут совпадать и не совпадать с ранее имевшимися взаимосвязями, поскольку в новой ситуации возникают дополнительные основания для личных симпатий и антипатий. Критерии оценки людьми друг друга базируются, прежде всего, на личностных качествах человека: душевной чуткости, отзывчивости, откровенности и других достоинствах, особенно ценимых в общении.

Ничто так не способствует воспитанию личности, как ощущение своей нужности товарищам, как осознание зависимости личных успехов от общих достижений коллектива.

Создание хорошей атмосферы в коллективе развивает в каждом сознание зависимости от общественного мнения, умение подчинять личное поведение коллективным требованиям. При этом успешное формирование личности возможно лишь при условии, что цели объединения вытекают из больших общественно- политических целей и, следовательно, каждый этап коллективной жизни является фактором, воспитывающим общественно активного человека.

Ничто так не способствует воспитанию личности, как ощущение своей нужности товарищам, как осознание зависимости личных успехов от общих достижений коллектива.

Создание хорошей атмосферы в коллективе развивает в каждой сознание зависимости от общественного мнения, умение подчинять личное поведение коллективным требованиям. При этом успешное формирование личности возможно лишь при условии, что цели объединения вытекают из больших общественно- политических целей и, следовательно, каждый этап коллективной жизни является фактором, воспитывающим общественно активного человека.

Требовательность коллектива к отдельным его представителям превращает всех в активных участников воспитательного процесса. Приводя в движение внутренние источники воспитания, общественное мнение приучает человека к действенному самоконтролю и работе по самосовершенствованию. Основная ценность общественного мнения заключается в том, что оно способствует формированию системы нравственного сознания и опирается на него.
Поддерживаемые общественным мнением, нормы поведения закрепляются в виде убеждений и привычек, и таким образом превращаются из внешних во внутренние стимулы поведения.

Общественное порицание, в силу специфических особенностей клубного коллектива, используется реже. Однако это отнюдь не означает его ненужности. Коллектив не может относиться безразлично к серьезному нарушению нравственных норм. Он может единодушно и непреклонно потребовать от личности ответа за совершенные поступки. Человек не способен остаться безразличным к мнению товарищей, – он обычно тяжело переживает их неодобрение. Статусный дискомфорт задевает совесть, гордость, чувство личного достоинства. Общественное осуждение означает для провинившегося отказ в уважении и доверии окружающих. Человек не может обрести душевный покой до тех. пор, пока окружающие не вернут ему свое расположение, не восстановят е ним добрые товарищеские отношения. Если этого не происходит, пребывание в коллективе становится практически невозможным.

К числу важнейших факторов, регулирующих поведение людей в самодеятельном коллективе, относятся и коллективные традиции. Коллективные традиции могут успешно использоваться в целях сплочения любительской группы, укрепление межличностных отношений, обогащение содержания и структуры общения.

Традиции пронизывают собой общение и деятельность, сохраняя в них установленный порядок и регулируя их. Практически это выражается в побуждении к определённой деятельности, в сдерживании активности, противоречащей целям и задачам коллектива.

Одной из важных характеристик самодеятельного объединения как воспитательного коллектива служит уровень его эмоциональной жизни. Очень важно, чтобы все, что делается в коллективе, было пережито, прочувствовано, пропущено через сердце каждого из его участников. Здесь мы вплотную подходим к роли таких социально-психологических явлений, как коллективное переживание и коллективное настроение.

По своей психологической сути переживание и настроение имеют много общего. И это вполне понятно: ведь настроение есть не что иное, как результат разнообразных переживаний.

Эмоциональные переживания и настроения группы сохраняют такие характерные качества личностных переживаний и настроений, как импульсивность и динамичность. Вместе с тем они приобретают ряд новых особенностей, среди которых следует особо отметить заразительность, умножение силы проявления, устойчивость. В то же время коллективные переживания и настроения отличаются большей податливостью, чем другие социально-психологические явления, они гораздо легче и быстрее поддаются трансформации. Эта особенность делает их открытыми как для положительных, так и для отрицательных воздействий. Все зависит от того, какие факторы окажутся доминирующими.

Так, общий эмоциональный подъем обладает большой побудительной силой.
Его способность захватывать человека целиком может быть использована в качестве могучего рычага для развития буквально всех сторон человеческой психики: взглядов, убеждений, чувств, привычек.

Коллективное переживание и коллективное настроение являются действенными факторами влияния на личность во всех видах человеческого общения. Однако в сфере свободных клубных взаимосвязей они имеют особое значение. Это значение обусловлено характером межличностного общения на досуге, которому присуща высокая эмоциональная насыщенность.

Привлекательность коллективной деятельности и общения намного повышается, когда содержание и форма их не предлагаются «сверху», а определяются самими участниками.

В возникновении и развитии коллективных переживаний очень важную роль играют подражание и эмоциональное «заражение» друг друга одним и тем же чувством. Это взаимовлияние становится особенно сильным при совпадении мотивов деятельности.

Не менее важное значение имеет внутреннее содержание мотивов, и, прежде всего соотношение их субъективной и объективной значимости.

Также важную роль в воспитательной направленности общения играют четкость и слаженность в организации занятий. Благодаря им возникает своеобразная эстетически привлекательная основа для дружного подключения к совместной деятельности: общее дело буквально захватывает каждого, никто не хочет оставаться в позиции стороннего наблюдателя.

Направленному формированию коллективных переживаний способствует специальное введение в совместную деятельность разнообразных эстетических и игровых элементов.

Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих себя, уверенность в своих силах, – и это медленно отражается на характере межличностных отношений.

Завершая разговор об основных организационных формах культурного общения, отметим, что в совокупности своей они составляют развитую систему, позволяющую людям в каждом конкретном случае выбрать для себя наиболее подходящий и удобный вариант использования свободного времени.

Общее формирование личности

Обусловленность процесса общения

Межличностные взаимосвязи – это такая сфера человеческой жизни, в которой социальный мир отражается во всем его многообразии. Не случайно в марксистской теории подчеркивается, что «люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений».

Взгляды, убеждения, привычки человека – словом, все, что относится к его внутренней позиции, – неизменно отражают то объективное положение, которое личность занимает в системе доступных ей общественных отношений.
«Устройство группы, характер взаимоотношений между ее членами служит для индивида своеобразной моделью общества вообще. Индивид, свободно и хорошо чувствующий себя в своих первичных группах, обычно против, там, где человеческие отношения не клеятся, у людей нередко вырабатывается настороженно-недоверчивое отношение и к обществу».

Воспитательные возможности общения обусловлены взаимозависимостью между совокупностью свойств самой личности и системой ее межличностных отношений. «В сущности, моральное качество, свойство личности есть не что иное, как много раз повторенное и в результате этого закрепленное в системе привычного нравственного сознания и привычных действий человека отношение».

Механизм воспитывающего общения можно условно представить в виде следующей схемы.

Все начинается с человеческих потребностей. Для удовлетворения их люди вступают в определенные взаимодействия. В процессе взаимодействий рождается система отношений к различным объектам окружающего мира, и в первую очередь к людям, с которыми человек непосредственно общается.
Взаимодействие никогда не является разовым – оно периодически повторяется, отражаясь в сознании субъектов. Поэтому отношения закрепляются в виде взглядов, идей, установок, норм, которые и начинают определять все практическое поведение личности.

Необходимо отчетливо понимать складывающуюся в общении зависимость между внешними и внутренними условиями Внешние условия – реальные взаимосвязи и место, занимаемое человеком в системе межличностных отношений, – играют весьма важную роль. Однако сами по себе они еще не обеспечивают формирования личности. Второй полюс – внутренняя позиция человека. Именно она показывает, как индивид относится к своем общественному статусу, доволен ли им, и если нет, то каковы его желания и стремления.

Внутренняя позиция личности, вне всякого сомнения, – ключевой момент воспитательного процесса. Влияние непосредственного окружения становится действенным только тогда, когда он отражается в личностной сфере, сфере человеческих потребностей и мотивов деятельности. Мы сталкиваемся здесь со сложным переплетением объективных и субъективных факторов, и задача заключается в том, чтобы сделать их управляемыми.

Взаимосвязь общения и воспитания

Самосознание личности развивается под влиянием двух основных факторов. Одним из них является интроспекция, открывающая человеку свое
«я», в результате ее мы получаем новые или более точные представления о свойствах собственной личности. Второй фактор – оценка нас другими людьми; эта оценка корректирует результаты внутреннего самоанализа, помогает сделать их точнее и объективнее.

Очень важную роль в полноценном осознании человеком самого себя играет коллектив, членом которого он является. Коллектив дает возможность проанализировать свое поведение, внимательно всматриваясь в зеркало общественного мнения. Человек обычно так и поступает: характеризуя себя или других, он подразумевает не личность вообще, а личность в системе ее непосредственных взаимосвязей.

Применительно к взрослому субъекту клубного общения процесс самосознания начинается отнюдь не с нулевой отметки. Однако клуб вносит в этот процесс очень специфический вклад: человек получает здесь возможность познать и оценить себя по таким параметрам, которых нет или почти нет в иных сферах его жизнедеятельности.

В зависимости от знания самого себя формируются наши способности к оценке других людей. Н.Г. Чернышевский отмечал, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Между тем правильное восприятие ближайшего круга общения является предпосылкой для установления полноценных межличностных отношений.

На основе самосознания и тех характеристик, которые он получает извне, от других людей, у человека формируется самооценка. Она имеет очень большое значение для всей практической деятельности.

С оценкой человеком самого себя неразрывно связано самоуважение. Это
– результат всей системы самооценок. Самоуважение означает, что человек положительно относится к себе как к личности.

Самосознание, самооценка и самоуважение личности – это факторы, которые приходиться и учитывать и корректировать в процессе воспитательной работы. Воспитание не может быть, эффективным, если оно не опирается на достоверную информацию о внутреннем состоянии объекта. Это справедливо и по отношению к рассматриваемому процессу формирования личности в общении, через общение и средствами общения.

В плане духовного развития индивида самосознание и самооценка очень важны как предпосылка эффективного самовоспитания.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты