Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков

Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков

Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации

1.1 Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних

1.2 Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков

1.3 Формы организации культурно досуговой деятельности с подростками девиантного поведения

Глава 2. Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков

2.1 Анализ базы проводимого исследования

2.2 Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения

Библиография

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


«Воспитание – великое дело,

им решается участь человека»


К.А. Ушинский


Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные преступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

Таким образом, остается нерешенной проблема необходимости выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей, именно она и предопределила тему данной работы.

Проблема отклоняющегося поведения изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.

В этом плане значительную ценность представляют работы А.С. Макаренко, С.А. Беличевой, М.Г. Ярошевского, В.А. Крутецкого. Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба и клубной деятельности коллектива в формировании личности, С.А. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о профессиональном мастерстве и педагогическом инструментарии социального педагога.

Целью своего исследования считаю – выявление условий социализации личности подростка на основе использования средств и методов культурно-досуговой деятельности. досуговый девиантный поведение культурный

Задачи ставлю следующие:

- провести анализ литературы по девиантному поведению;

- раскрыть причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;

- раскрыть педагогическую сущность досуговой деятельности.

Объект исследования: процесс социализации подростков девиантного поведения.

Предмет исследования: педагогические средства организации процесса социализации подростков девиантного поведения на основе использования педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза: досуговая деятельность повлияет на социализацию подростов, если:

- досуг будет организован через систему дополнительного образования;

- досуг будет связан с интересами подростков;

- приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы.

Базой исследования является МОУ «Средняя образовательная школа №12» г. Минусинск.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников и документов, включенное наблюдение, проведение анкетирования, беседы, характеристики подростков.

Практическая значимость исследования:

Рекомендации по социализации подростков отклоняющегося поведения, выработанные в процессе исследования, могут быть применены в деятельности социальных педагогов школ г. Минусинска. Также эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания подростков.

Глава 1. Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации


1.1 Общая характеристика девиантного поведени несовершеннолетних


Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями ... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинить вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»? Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например, в социологии, медицине, праве, психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.

Определение понятия «отклоняющееся поведение личности» с более широкого по объему родового понятия.

Отклоняющееся поведение – это, прежде всего, некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых я и начну.

В психологии термин поведения широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул-реакция». По мере наполнения эмпирических данных понимания природы человеческого поведения все более углубилось.

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакции на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействия с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [13, с.126]. Под внешней активностью человека понимается любые внешние проявления: движение, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональная реакция, процессы саморегуляции.

В дальнейшем под поведением я буду понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации – индивидуализации, а также по позиции личности в социуме, можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведения конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

мотивированность – внутренняя готовность действовать, направленная потребностями и целями личности;

адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

продуктивность – реализация сознательных целей;

адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

- уровень активности (энергичность и инициативность);

- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

- динамичность (темп);

- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);

- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);

- произвольность (самоконтроль);

- гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж.Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле границы между понятиями «нормальное» / «аномальное» поведение весьма размыты.

Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Безусловно, современные требования к человеку не ограничиваются его способностями выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решение и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Предметом моего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение (от лат deviatio - отклонение).

В своей работе я использую оба термина – «отклоняющееся», «девиантное» - в качестве взаимозаменяемых.

Рассмотрев точки зрения различных авторов на понятие «девиантное поведение» хочу дать определение некоторым из них.

В «Большой психологической энциклопедии» под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко девиантное поведение (от англ. deviation -отклонение) определяется как действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

В «Новом словаре иностранных слов» под ред. В.В. Адамчика девиантное поведение – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила: правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.

«Психологический словарь» под ред. М.Г. Ярошевского, А.В. Ребровского интерпретирует девиантное поведение как (от лат. deviatio - отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Преступность и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.).

«Девиантология» Е.В. Змановской дает следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Данное определение представляет для меня наибольший интерес, являясь близко подходящим к моему исследованию, и принимается мною за основополагающее, так как оно носит скорее описательный характер, и, прежде всего, ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.

Еще в своей дипломной работе я рассматриваю понятие «Культурно-досуговая деятельность». А.Д. Жарков «Технология культурно-досуговой деятельности» определяет культурно-досуговую деятельность, как: специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека.

Данное определение принимается за основополагающее в моем исследовании, так как представляет для меня наибольший интерес.

Я считаю его наиболее полным и содержательным, отражающим всю необходимую сущность культурно досуговой деятельности.

Считаю, что оно может помочь выстроить систему необходимую для интервенции подростков отклоняющегося поведения. Ведь именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, объясняющиеся относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни /Е.В. Змановская/. Большинство людей при желании могут изменить свою позицию по отношению к обществу.

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на:

•      отклонения корыстной ориентации;

•      агрессивной ориентации;

•      отклонения социально-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной направленности. К ним относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении отхода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств.

Таким образом, асоциальное поведение различается как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, и может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, до незначительных проступков, а также тяжелых преступлений.

Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:

•      Пьянство встречается чаще там, где больше социально- напряженных ситуаций.

•      Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.

2.  Наркомания. Существуют разные уровни наркомании:

•      единичное или редкое употребление наркотиков;

•      многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;

•      наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;

•      наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать «кайф», сколько на то, чтобы избежать мучений.

•      наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.

3. Агрессивное поведение.

Подростковая агрессия чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы не умеющие отвечать за свои поступки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты