Цели групповой психокоррекции могут включать [30, с.69]:
предоставление человеку возможности осознать, что его потребности похожи на потребности других людей,
выработку альтернативных решений определенных конфликтов,
обучение более эффективным социальным навыкам,
повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей.
Многие группы, созданные для подростков, страдающих депрессией, представляют собой группы тренинга социальных навыков. Лечение здесь сосредоточено на установлении и практике социальных навыков, способных помочь в разрешении конфликта в отношениях с семьей и друзьями. Внутри групповых занятий присутствующие часто проигрывают по ролям различные ситуации общения, такие как прояснения проблемы, понимание точки зрения другого человека и выражения своих чувств. Другие группы могут быть менее структурированы. Подростки в этих группах могут использовать занятия для обсуждения проблем, которые они испытывают с семьей и друзьями. Другой отличительной чертой этих групп является то, что занятия во многих из них ограничены во времени, имеют четкие цели и программы рассчитанные на определенный период времени.
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекцию, мы пришли к выводам:
1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.
Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.
Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.
2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.
Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.
3. Среди подходов к коррекции депрессии выделяют следующие: психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, который и будет использоваться в практической работе, описание которой будет представлено далее.
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.
Этапы исследования:
1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.
2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.
3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.
Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.
Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.
Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.
При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Ключ:
№ |
выбор |
балл |
1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 |
1 |
0 |
2 |
1 |
|
3 |
2 |
|
2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
3 |
0 |
Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.
На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.
Поэтому автором исследования была предпринята попытка разработки и проведения программы коррекции депрессивных состояний у подростков.
Таблица 1. Данные по опроснику CDI
ъ |
№ |
возраст |
пол |
CDI |
№ |
№ |
возраст |
пол |
CDI |
|
|
|
|
балл |
|
|
|
|
балл |
1 |
Н.С. |
14 |
М |
18 |
32 |
И.Н. |
14 |
Ж |
18 |
2 |
Ж.Д. |
14 |
М |
14 |
33 |
Х.Л. |
13 |
Ж |
14 |
3 |
А.Д. |
14 |
М |
10 |
34 |
А.С. |
14 |
М |
10 |
4 |
А.Н. |
14 |
М |
10 |
35 |
А.М. |
14 |
Ж |
16 |
5 |
А.Я. |
14 |
Ж |
9 |
36 |
В.С. |
13 |
Ж |
18 |
6 |
Х.Д. |
13 |
М |
18 |
37 |
Г.С. |
14 |
М |
11 |
7 |
М.Н. |
14 |
Ж |
10 |
38 |
П.А. |
14 |
М |
10 |
8 |
З.С. |
13 |
М |
14 |
39 |
Т.К. |
15 |
Ж |
13 |
9 |
К.Р. |
14 |
М |
19 |
40 |
Я.М. |
13 |
М |
9 |
10 |
А.К. |
13 |
М |
15 |
41 |
С.О. |
13 |
Ж |
4 |
11 |
Б.Я. |
13 |
Ж |
19 |
42 |
Т.И. |
14 |
М |
17 |
12 |
О.М. |
14 |
Ж |
12 |
43 |
К.С. |
14 |
Ж |
15 |
13 |
А.К. |
13 |
Ж |
13 |
44 |
Т.А. |
14 |
Ж |
14 |
14 |
М.Е. |
14 |
Ж |
13 |
45 |
А.Д. |
14 |
Ж |
3 |
15 |
С.А. |
13 |
Ж |
4 |
46 |
Д.А. |
15 |
М |
2 |
16 |
Б.А. |
14 |
Ж |
4 |
47 |
О.С. |
14 |
Ж |
21 |
17 |
С.Ю. |
13 |
Ж |
10 |
48 |
Р.Л. |
14 |
Ж |
10 |
18 |
Б.А. |
15 |
Ж |
21 |
49 |
Б.И. |
13 |
М |
10 |
19 |
Р.С. |
14 |
Ж |
11 |
50 |
О.К. |
13 |
Ж |
9 |
20 |
М.Д. |
14 |
Ж |
14 |
51 |
И. К |
14 |
Ж |
8 |
21 |
К.М. |
14 |
М |
15 |
52 |
С.О. |
13 |
Ж |
4 |
22 |
С.А. |
15 |
М |
17 |
53 |
М.К. |
15 |
Ж |
10 |
23 |
К.М. |
14 |
Ж |
11 |
54 |
С.А. |
14 |
М |
11 |
24 |
С.К. |
14 |
Ж |
19 |
55 |
Л. А |
13 |
М |
6 |
25 |
М.С. |
14 |
М |
10 |
56 |
Ю.Н. |
13 |
Ж |
7 |
26 |
С.К. |
13 |
Ж |
12 |
57 |
А. Л |
14 |
М |
12 |
27 |
Г.М. |
14 |
М |
4 |
58 |
А.Р. |
14 |
Ж |
4 |
28 |
С.И. |
14 |
М |
6 |
59 |
О.Х. |
14 |
Ж |
9 |
29 |
Г.А. |
13 |
Ж |
8 |
60 |
М.Л. |
15 |
Ж |
10 |
30 |
И.А. |
14 |
М |
10 |
61 |
К.Л. |
14 |
М |
11 |
31 |
Я.Ю. |
14 |
Ж |
21 |
62 |
А.А. |
14 |
Ж |
6 |