Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Список использованных источников

1.       Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с. – ISBN: 5-9292-0153-6.

2.       Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2007. – 288 с. – ISBN: 5-94387-324-4.

3.       Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с. – ISBN: 5-04-009258-Х.

4.       Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. – ISBN: 5-98563-025-0

5.       Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью Водинская М.В.. – М.: Теревинф, 2006. –ISBN: 5-901599-36-5.

6.       Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. – 668 с. - ISBN: 978-5-17-044338-3.

7.       Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет, советы психолога / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. – ISBN: 5-89415-363-8.

8.       Горвиц, Ю.М Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М.Горвиц, Л.Д.Чайнова, Н.Н.Поддъяков и т.д. – М.: ЛИНКО-Пресс, 2001. – 328 с. – ISBN: 5-7193-0104-6.

9.       Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с. - ISBN: 5-318-00450-4.

10.   Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с. - ISBN: 785903182206.

11.   Доронова, Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, С.Якобсон, Е.Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. - ISBN: 5-09-014731-0.

 

12.   Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. - М.: Наука, 1999. – 368 с. - ISBN: 5-8323-0354-7.

13.   Изард, К.Э. Психология эмоций / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. - ISBN: 978-5-314-00067-0.

14.   Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. - С.89-120.

15.   Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада / Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с. – ISBN: 978-5-89144-851-3.

16.   Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С.Комарова. – М. Мнемозина, 1995. – 157 с. - ISBN: 978-5-87441-006-3.

17.   Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе / Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 52 с. - ISBN: 5-93134-101-3.

18.   Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2005. – 128 с. - ISBN: 5-93134-266-4.

19.   Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005 . – 118 с. - ISBN: 5-86775-273-9.

20.   Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007. - ISBN: 5-89353-211-2.

21.   Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. - 320 с. - ISBN: 5-9268-0165-6.

22.   Крамер, Э. Детство и арт-терапия / Э.Крамер. – М.: Педагогика, 1979.

23.   Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 336 с. - ISBN: 5-9268-0512-0.

 

24.   Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. – М.: Психология, 1984. - С.1, 13-20, 23-28, 35-39.

25.   Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5. - С. 26-39.

26.   Макарова, Е.П. Преодолеть страх или искусство терапией / Е.П.Макарова. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 304 с. - ISBN: 5-86793-489-6.

27.   Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А.Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. – 142 с. - ISBN: 978-5-903979-01-1.

28.   Олыпанникова, А.Е. К психологической диагностике эмоциональности: проблемы общей, возрастной, педагогической психологии / А.Е.Олыпанникова // Педагогика. - 1988. – №1. – С.32.

29.   Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с. – ISBN: 5-89144-100-4.

30.   Палмер, Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж.Палмер, Л.Палмер. - М. Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с. – ISBN: 978-5-93878-448-2.

31.   Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с. – ISBN: 5-89502-089-5.

32.   Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. – 431 с. - ISBN: 5-17-023838-X

33.   Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н.Роджерс // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.132-139.

34.   Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с. – ISBN: 5-88782-397-6.

35.   Савенков, А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства / А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с. - ISBN: 5-93134-016-5.

36.   Теплякова, О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с. - ISBN: 978-5-353-02816-1.

37.   Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с. - ISBN: 5-88687-095-4.

38.   Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2000. - 304 с. - ISBN: 5-7695-0282-7.

39.   Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. / Уэлсби К. // Журнал арт-терапии. – 2000. - №2. – С.16-34.

40.   Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г.М.Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. – 176 с. - ISBN: 5-94459-005-Х.

41.   Хульбут, Г. Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов / Г.Хульбут // Исцеляющее искусство. – 2001. - №3. - С.37-49.

42.   Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.

Приложение

Протокол обследования №1

(по результатам методики на тревожность Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

Имя ребёнка: Саша Ж.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Я не буду гулять с мамой


+

3. Объект агрессии

 -

+


4. Одевание

Не хочу одеваться


+

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети


+

6. Укладывание спать в одиночестве

Я люблю спать один


+

7. Умывание

Вода горячая


+

8. Выговор

Мама хочет уйти


+

9. Игнорирование

Папа любит малыша, а не меня


+

10. Агрессивное нападение

Я его сам ударю

+


11. Собирание игрушек

Мама его заставляет


+

12. Изоляция

Я играю один

+


13. Ребёнок с родителями

Мама и папа гуляют

+


14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

+


ИТОГО


6

8


ИТ=(8/14)*100=57,1%


У данного ребенка уровень тревожности высокий.

Протокол обследования №2

Имя ребёнка: Олеся А.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Нет, я с ними не пойду


+

3. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом


+

4. Одевание

Девочка будет сама одеваться


+

5. Игра со старшими детьми

Нет, с большими играть не хочу


+

6. Укладывание спать в одиночестве

Спать можно с любимой игрушкой

+


7. Умывание

Если вода теплая

+


8. Выговор

Нельзя детей одних оставлять

+


9. Игнорирование

Папа хороший

+


10. Агрессивное нападение

Не надо отбирать игрушку

+


11. Собирание игрушек

Надо помогать

+


12. Изоляция

Мальчик обиделся


+

13. Ребёнок с родителями

Родители хорошие

+


14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

+


ИТОГО


9

5


ИТ=(5/14)*100=35,7%


У данного ребенка уровень тревожности средний.

Протокол обследования №3

Имя ребёнка: Денис А.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка (примеры)

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Играть с маленькими интересно, они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Я не знаю, наверное, хорошо гулять с маленьким

+


3. Объект агрессии

Стулом драться нельзя


+

4. Одевание

Большие дети сами одеваются

+


5. Игра со старшими детьми

Буду играть

+


6. Укладывание спать в одиночестве

Я люблю спать с игрушкой

+


7. Умывание

С мылом нужно умываться

+


8. Выговор

Я не хочу быть наказанным


+

9. Игнорирование

Маленького ребенка всегда больше любят

+


10. Агрессивное нападение

Это не хороший ребенок, он забирает у всех игрушки


+

11. Собирание игрушек

Сам играл, сам убирай

+


12. Изоляция

Я люблю играть один

+


13. Ребёнок с родителями

Родители любят своего ребенка

+


14. Еда в одиночестве

Молоко нужно пить

+


ИТОГО


11

3


ИТ=(3/14)*100=21,4%


У данного ребенка можно констатировать низкий уровень тревожности.


Приложение

План работы по профилактике и коррекции тревожности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты