Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего подросткового возраста "Прими ближнего своего"

Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего подросткового возраста "Прими ближнего своего"

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт психологии, педагогики, социального управления

Кафедра возрастной и педагогической психологии








ПРОЕКТ

Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего подросткового возраста “Прими ближнего своего”


Студентов:

Елина Екатерина Владимировна;

Крестьянникова Юлия Игоревна

Проверил:_к.пс.н._Доцент

Семеновских Т.В.









Тюмень 2010


Аннотация (пояснительная записка)


Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекции:

1)     принцип единства диагностики и коррекции;

2)     принцип системности коррекционных и развивающих задач;

3)    принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

4)     принцип комплексности методов коррекционного воздействия;

Программа рассчитана на три блока (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), включающих 18 тренинговых занятий.

Тренинговые занятия проводятся продолжительностью по 100-120 минут с оптимальной периодичностью 2-3 дня; состав участников — одна группа по 32 человека.

Социокультурные условия современного общества зачастую способствуют формированию этноинтолерантности. Такие негативные тенденции социума России, как увеличение роста преступлений против личности, рост беспризорности, периодические столкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и других разногласий, вызывают пристальное внимание к феномену толерантности, которая в современном социокультурном пространстве понимается как некий устойчивый механизм, централизующий смягчающий многочисленные разногласия, противоречия, как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряжённости и конфликтности, различного рода экстремизма. Одним из подтверждений этого является увеличивающееся число убийств иностранных студентов и учеников школ, принадлежащих разным национальностям и вероисповеданиям.

Содержание программы без изменений можно использовать в работе с детьми старшего подросткового возраста (I, II, III блоки программы). По мнению Фельдштейна Д.И.: «данному возрасту присуще развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения — "я и общество". Каждое занятие данной программы состоит из вводной, основной и заключительной частей. Участники знакомы между собой, так как являются одноклассниками. Этот фактор значительно организовал участников на работу в тренинговых занятиях.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя беседы направленные на создание у подростков положительного отношения и концентрации внимания к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 4-5 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя общегрупповые обсуждения, аналитическую работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и тройках, элементы ситуационно - ролевых игр, психодиагностику, психогимнастику, рисуночные ассоциации, имитационные игры, анализ референтных текстов и документов.

Ее длительность 100 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта. Продолжительность этой части — 15 минут.

Цель программы: коррекция и развитие навыков этнотолерантности за счет трансформации крайних интолерантных (этнонигилизм, этническая индефферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм) проявлений в толерантные.

Задачи:

–       снизить напряжение, чувство тревоги (блок I);

–       обучить старших подростков приёмам адекватного эмоционального реагирования на культуру других народностей (язык, религия, искусство, национальная принадлежность); (блок I);

–       снизить интолерантность за счёт осмысления механизмов её формирования (обратная связь, интериаризация), благодаря которым интолерантность снижается; (блок II);

–       закрепить навыки толерантного поведения на основе реальных проблемных ситуаций (блок III).


Блок I (когнитивно-эмоциональный)


Качестве тренируемых навыков и умений в данном тренинге в первую очередь имеются в виду компоненты социального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальная рефлексия, навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизма действия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать и слышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков и планов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональных состояний в данном тренинге, конечно же, тоже присутствуют. Но эти проявления рассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, как формирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере.

«Занятие первое (первый модуль)»

Определение целей тренинга, знакомство и выяснение ожиданий участников, погружение в феноменологию толерантности—интолерантности, введение в обсуждаемую проблематику, формирование располагающей к работе групповой атмосферы и личной мотивации, входящая психодиагностика.

Цель: сплочение подростков, установление комфортной, доброжелательной атмосферы в группе.

Стимульный материал: ватманы, листы для рисования, карандаши.

Ход занятия

Вводная часть:

Начинается тренинг традиционно. Тренер сообщает цели и задачи тренинга. Участники сообща формируют «правила» жизни тренинговой группы, (а тренер записывает их на ватмане.

Знакомство участников осуществляется в два круга - официальное и неофициальное представление участников. Учитывая, что далее предполагается работать с эмоционально значимым и, возможно, социально неодобряемым материалом, связанным с проявлениями интолерантности, участникам предлагается по желанию использовать во время второго круга знакомства псевдонимы и принимать защищающие роли, которые они далее могут изменять как в течение этого дня, так и в другие дни.

Основная часть:

Ожидания и опасения участников фиксируются и, как и «правила», вывешиваются на общее обозрение - к ним можно апеллировать в течение всего тренинга и они являются главными критериями при подведении итогов тренинга как по каждому дню, так и в целом. При этом, фиксируя ожидания участников, тренер допускает их уточнение и переформулировки, с тем, чтобы они пересекались с целями программы тренинга. Именно опираясь на зафиксированные ожидания, тренер далее делает сообщение о целях, задачах и формах предстоящей работы. Совместно в группе вырабатываются принципы «жизни» группы и критерии оценки ее деятельности.

Заключитальная часть:

Введение в феноменологию толерантности осуществляется с помощью рисуночных ассоциаций, комментариев к ним и последующего формирования (на базе этих комментариев) «банка ситуаций» проявлений интолерантности.

Занятие второе

Стимульный материал: текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности и государственными мерами их пресечения, а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности; диагностические методики, бланки ответов.

Ход занятия

Вводная часть: приветствие, прояснение настроя на работу каждого участника.

Основная часть: Введение в проблематику осуществляется с помощью заранее подготовленных текстовых фрагментов, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности (см. Приложение 1), а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности (см. Приложение 2) и государственными мерами их пресечения (см. Приложение 3). Тексты обсуждаются в малых группах по специальным заданиям. Обсуждения завершаются презентациями и общегрупповой дискуссией.

Заключительный этап:

Психодиагностические задачи тренинга на его начальном этапе реализуются с помощью небольшой тестовой батареи:

1.                 Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. Данная методика позволяет выявить отношение человека к представителям других этнических групп, установки в сфере межкультурного взаимодействия и уровни толерантности и этнотолерантности;

2.                 Тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряжённости. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (этноинтолерантности);

3.                 Тест «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера. Данная методика позволяет выявить уровень самооценки;

4.                 «Опросник оценки нервно-психической устойчивости» С.М. Кировой. Данная методика позволяет выявить уровень нервно психической устойчивости;

5.                 Опросник «Баса-Дарки», который измеряет состояния агрессии. Данная методика позволяет измерить уровень состояния агрессии.

Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?»

Задачи: познакомить учеников с понятием «толерантность»; обратить внимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений; развить умения четко и быстро формулировать и излагать свои мысли.

Стимульный материал: блокнот на каждую мини-группу, шариковые ручки, листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников. При большом количестве участников их можно разбить на группы по 10—12 человек.

Ход занятия

Вводная часть:

Вступительное слово ведущего:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования; и развития человеческого общества.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; В о французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Основная часть:

Работа в микрогруппах:

Вопросы для обсуждения:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Что объединяет и что разделяет разные определения?

Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микро-группах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

Игра «Страны»

Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс и т. д.

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить И м, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства, то есть показать однобокость и опасность стереотипного подхода к оценке явлений и вещей.

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий задает себе роль. Он представляется участникам как иностранец, приехавший в Россию и называет им свои ассоциации, связанные с на званием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д. Задача ведущего — описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям.

Заключительный этап:

Послеигровая рефлексия

Примерные вопросы для анализа:

Почему были названы именно такие ассоциации?

Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?

Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?

Подведение итогов:

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

Например: «В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.

Таким образом, толерантность — это условие нормального функционирования гражданского об ществ и условие выживания человечества.

Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».

Занятие четвёртое «Лично я иногда бываю интолерантным...»

Цель. Всесторонний анализ и эмоциональное отреагирование ситуаций, в которых сами участники тренинга чувствуют свою интолерантность.

Ход занятия

Основная часть: Принципиально важно в работе этого модуля обращение к личному опыту участников.

На начальных этапах работы мы предлагаем обсудить различия во мнениях участников и их аргументацию по ситуациям, которые могут быть представлены в форме парных обсуждений, презентаций и публичных выступлений, ролевых продолжений диалогов.

Заключительный этап: Завершается модуль подведением итогов и обсуждением возникших изменений. Важно отметить, что изменения могут быть зафиксированы не только в когнитивной сфере (новые аргументы, позиции, мнения, ценности), но и на уровне чувств и мотивов.

Блок II (когнитивный)


Теоретически предполагается, что интолерантность связана с возникновением угрозы идентичности. Опираясь на концепции Б. Берьесона, можно допустить, что достижение толерантности возможно, если подобрать в собственном репертуаре идентичностей более адекватное для конкретного взаимодействия личное основание для самоопределения. Причем, это можно научиться делать всегда, исключая, конечно, те ситуации, когда от другого человека исходит прямая физическая или моральная угроза (например, он ведет себя агрессивно, оскорбительно, дерзко).

Занятие пятое «Мы с тобой одной крови»

Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.

Стимульный материал: мягкая игрушка

Ход занятия

Вводная часть:

Задача игроков: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика на основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем живём в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»

Участники становятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущий становится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Тоня, у нас с тобой одинаковые имена». Тоня выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком. В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи не только люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди берутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные или подвижные игры, хороводы.

Основная часть:

Игра «Кто нуждается в помощи?»

Цель игры: развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учить видеть нуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальным группам.

Задача игроков: вспомнить, видели ли они людей, животных, предметы, нуждающиеся в их помощи. Ответить на вопрос: «Кто или что нуждается в нашей помощи?» — описав, как догадался об этом, что почувствовал. Повторяться нежелательно.

Игра может проводиться с использованием дополнительного оборудования — мяча или любого передаваемого предмета. Мы предлагаем форму организации игры — сидя в кругу на стульях.

По кругу пускается предмет. Получив его в руки, ребенок должен ответить на вопрос: «Кто нуждается в помощи?» Если ребенок затрудняется, учитель приходит на помощь и говорит, что в помощи можешь нуждаться ты сам, как, например, в этом случае; что нужно быть внимательным и к собственным ощущениям и не стесняться обращаться за помощью.

Если игра проводится во время урока, то дети отвечают по поднятию руки и получают карточку за каждый ответ. В конце урока учитель подводит итог: определяет самого внимательного или самую необычную просьбу о помощи. Замечательно, если до или после игры волонтер или человек, занимающийся помощью больным людям, бездомным животным и др. расскажет о своей работе, о том, почему он этим занимается.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты