Занятие № 4. «Сказка»
Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами. |
Вхождение в атмосферу группы |
|
|
2 |
10 |
Разминка |
«Вход-выход в круг» |
Отработка навыков эффективного общения |
|
Если по каким – либо причинам подростку не удается войти или выйти из круга, участники группы должны ему в этом помочь. |
3 |
30 |
Работа по теме |
Написание сказки, прочтение вслух. Интерпретация, которая дается тренером. Исправление написанного (по желанию). |
Интеграция личности, развитие творческой способности, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. |
Бумага, ручки, фломастеры. |
Необходимо обращать внимание на пояснительные объяснения, которые подросток дает в процессе выполнения задания. |
4 |
10 |
Завершение |
Обмен впечатлениями. |
Навык возможности посмотреть на себя со стороны и формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. |
|
Участники могут отказать говорить о своих чувствах. |
Занятие № 5. «Проблемная ситуация»
Цель: Тренировка навыков оценки проблемной ситуации
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
|
|
2 |
5 |
Разминка |
«Преодолей препятствие» |
Эмоциональное включение. Ощущение собственной способности к преодолению |
|
Может повлечь нарушение правил |
3 |
20 |
Работа по теме |
Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями». Обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы, и о том, как участники вели себя в этих ситуациях |
Осознавание ответственности за то или иное поведение в сложной ситуации, обмен опытом |
|
Можно написать примеры преодоления стрессовых ситуаций |
4 |
5 |
Разминка |
«Бурундуки» |
Разрядка |
|
|
5 |
20 |
Работа по теме |
Ролевые игры (проигрывание сложных ситуаций) |
Выделение основных стратегий поведения человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание) |
|
|
6 |
10 |
Завершение |
Разработка рабочего листка «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем» |
Осознавание собственного уровня эффективности преодоления проблем |
Бумага |
|
Занятие № 6. «Это Я»
Цель: Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
|
|
2 |
15 |
Разминка |
«Слепец и поводырь» |
Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. |
|
Нужно проводить данное упражнение в парах |
3 |
25 |
Работа по теме |
Нанесение на лист бумаги своего автопортрета. Обсуждение полученных результатов с группой. |
Повышение уровня самооценки. Навык осознавания и принятия себя и другого как личности. |
Бумага, карандаш и мелки. |
Особенно полезно детям со слаборазвитой рефлексией. |
4 |
5 |
Разминка |
Любая подвижная игра (разожми кулак) |
Разрядка |
|
|
5 |
10 |
Завершение |
Обмен впечатлениями, анализ упражнения. |
|
|
|
Занятие № 7. «Спасибо моему телу»
Цель: Возможность усилить позитивное отношение к своему телу, укрепляя тем самым фундамент самооценки подростка.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
|
|
2 |
10 |
Разминка |
«Колпак» |
Разрядка, смех, ощущение цельности группы. |
|
Хорошо проводить во время заключительных занятий. |
3 |
25 |
Работа по теме |
Техника релаксации, направленная на выработку навыка выражения благодарности своему телу. |
Осознавание того, почему надо благодарить свое тело. |
|
Развитие оптимизма и осознанного гармоничного отношения к миру. |
4 |
10 |
Разминка |
Запрещенные движения. |
Эмоциональная и физическая разрядка. |
|
|
5 |
10 |
Завершение |
Обмен впечатлениями. |
|
|
|
Занятие № 8. «Я люблю»
Цель: Тренировка навыков выражать свои ощущения и высказывать окружающим свою точку зрения.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами. |
Вхождение в атмосферу группы |
|
|
2 |
10 |
Разминка |
«Хлопки». |
Разрядка, концентрация внимания. |
|
|
3 |
25 |
Работа по теме |
«Что я люблю - чего я не люблю». Прописывание и рисование того, что я люблю и что я не люблю. |
Возможность спокойно и открыто говорить о том, что детям нравится, и что им не нравится. |
Бумага и карандаш — каждому ребенку. |
|
4 |
10 |
Разминка |
«Путаница» |
Бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. |
|
Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятий. |
5 |
10 |
Завершение |
Обмен впечатлениями и чувствами. |
|
|
|
Занятие № 9. «Мое будущее»
Цель: Навыки формирования активной жизненной позиции.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
|
Необходимо отметить, что данное занятие предпоследнее |
2 |
10 |
Разминка |
Ужасно-прекрасный рисунок, обсуждение |
Применение на практике навыка осознавания своих чувств, их анализ, осознавание опыта «делать хуже» и «делать лучше» |
Бумага, фломастеры |
Можно делать в группах по 5-7 человек |
3 |
25 |
Работа по теме |
Калаш – нанесение на ватман представление о своем будущем. |
Осознавание себя как полноправной личности и Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. |
Ватман, маркеры, журналы, различные изображения, клей, ножницы |
|
4 |
10 |
Разминка |
Любая подвижная игра. |
Разрядка |
|
|
5 |
10 |
Завершение |
Обмен впечатлениями, анализ полученных навыков |
|
|
|
Занятие № 10. «Заключительное»
Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
№ |
t |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
|
Важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознать процесс завершения |
2 |
10 |
Разминка |
Общий рисунок |
Получение позитивных эмоций от совместной деятельности |
Ватман, фломастеры |
Можно сравнить с первым общим рисунком |
3 |
10 |
Разминка |
Можно поиграть во все, что полюбилось во время занятий |
Разрядка, подкрепление позитивного отношения к работе в группе |
|
|
4 |
20 |
Работа по теме |
«Ладошка» |
Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу |
Бумага, фломастеры |
|
5 |
20 |
Завершение |
Завершающий обмен впечатлениями. «Ритм» |
Подведение итогов |
|
|
После окончания коррекционной работы проведена повторная диагностика, в обеих подгруппах. Были получены следующие данные.
Самооценка учащихся в экспериментальной группе повысилась в отличие от учащихся в контрольной группе, хотя и в этой категории произошли изменения. (см.таблица№5.)
Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 5
Самооценка Группы |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|||
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
|
Экспериментальная группа |
3 |
18% |
12 |
70% |
2 |
12% |
Контрольная группа |
0 |
0 |
3 |
18% |
14 |
82% |
Так же можно говорить и об успеваемости. В экспериментальной группе успеваемость выросла по отношению с началом коррекционной работы. В группе «А» стало 18%, в «В» и «С», так же соответственно 41% 23,5%, а группа «D» уменьшилась на 17,5%. Данные приведены в таблице № 6.
Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица №6
Группы |
«А» |
«В» |
«С» |
«D» |
Эксперимент, до начала работы |
|
41% |
23,5% |
35,5% |
Эксперимент, после проведения работы |
18% |
41% |
23,5% |
18% |
Если сравнивать результаты в контрольной группе до начала коррекционной работы и после, то можно отметить, что успеваемость улучшилась лишь немного, в отличие от экспериментальной. Так 11,5% учащихся перешли из группы «D» в группу «С». Данные приведены в таблице №7
Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 7
Группы |
«А» |
«В» |
«С» |
«D» |
Контрольная группа до эксперимента |
0 |
41% |
23,5% |
35,5% |
Контрольная группа после эксперимента |
0 |
41% |
35,5% |
23,5% |
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что, работая над повышением самооценки учащихся, мы смогли добиться улучшения их успеваемости. Часть учащиеся из группы «В» перешли в группу «А», что составило 18%, а первоначально было 0%, число учащихся группы «D» уменьшилось на 17,5%, в то время, как к контрольной группе изменилось лишь количество учащихся в группах «С» и «D»: увеличилось число учащихся в группе «С» и уменьшилось в группе «D» - 35,5% и 23,5% соответственно.
Данные приводятся в таблице № 8.
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп, после проведения работы по повышению самооценки учащихся.
Таблица № 8
Группы |
«А» |
«В» |
«С» |
«D» |
Экспериментальная |
18% |
41% |
23,5% |
18% |
Контрольная |
0% |
41% |
35,5% |
23,5% |
Как мы видим, из вышеизложенного материала, после проведения коррекционной работы над повышением самооценки учащихся изменились первоначальные данные по самооценке и соответственно успеваемости.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Выдвинутая в работе гипотеза о существовании взаимосвязи между
2. самооценкой и уровнем успеваемости подростков подтвердилась.
3. Успеваемость учащихся в школе зависит от их самооценки.
Литература
1. Казаринова Н.В., Погольша В.М., Куницына В.Я. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 2001год.
2. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань, 1988
3. Натаниель Бранден “Мощь самооценки», The Power of Self-Esteem. N. Branden, 1992.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М: 20004 год.
5. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.
Страницы: 1, 2