Коррекционная работа, направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной деятельности

Занятие № 4. «Сказка»

Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.


t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материалы

 Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу группы

 

 

2

10

Разминка

«Вход-выход в круг»

Отработка навыков эффективного общения

 

 Если по каким – либо причинам подростку не удается войти или выйти из круга, участники группы должны ему в этом помочь.

3

30

Работа по теме

Написание сказки, прочтение вслух. Интерпретация, которая дается тренером. Исправление написанного (по желанию).

Интеграция личности, развитие творческой способности, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

 Бумага, ручки, фломастеры.

Необходимо обращать внимание на пояснительные объяснения, которые подросток дает в процессе выполнения задания.

4

10

Завершение

Обмен впечатлениями.

Навык возможности посмотреть на себя со стороны и формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.


Участники могут отказать говорить о своих чувствах.

Занятие № 5. «Проблемная ситуация»

Цель: Тренировка навыков оценки проблемной ситуации


 t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материал

Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

 

 

2

5

Разминка

«Преодолей препятствие»

Эмоциональное включение. Ощущение собственной способности к преодолению

 

Может повлечь нарушение правил

3

20

Работа по теме

Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями».

Обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы, и о том, как участники вели себя в этих ситуациях

Осознавание ответственности за то или иное поведение в сложной ситуации, обмен опытом

 

Можно написать примеры преодоления стрессовых ситуаций

4

5

Разминка

«Бурундуки»

Разрядка

 

 

5

20

Работа по теме

Ролевые игры (проигрывание сложных ситуаций)

Выделение основных стратегий поведения человека

(разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание)

 

 

6

10

Завершение

Разработка рабочего листка «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем»

Осознавание собственного уровня эффективности преодоления проблем

Бумага



Занятие № 6. «Это Я»

Цель: Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.


t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материал

 Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу

группы

 


2

15

Разминка

«Слепец и поводырь»

Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.



Нужно проводить данное упражнение в парах

3

25

Работа по теме

Нанесение на лист бумаги своего автопортрета. Обсуждение полученных результатов с группой.

Повышение уровня самооценки. Навык осознавания и принятия себя и другого как личности.

Бумага, карандаш и мелки.


Особенно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.


4

5

Разминка

Любая подвижная игра (разожми кулак)

Разрядка

 

 

5

10

Завершение

Обмен впечатлениями, анализ упражнения.

 

 

 


Занятие № 7. «Спасибо моему телу»

Цель: Возможность усилить позитивное отношение к своему телу, укрепляя тем самым фундамент самооценки подростка.


t

 Этап

 Описание

 Задача

Материал

 Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу

группы

 


2

10

Разминка

«Колпак»

Разрядка, смех, ощущение цельности группы.



Хорошо проводить во время заключительных занятий.


3

25

Работа по теме

Техника релаксации, направленная на выработку навыка выражения благодарности своему телу.

Осознавание того, почему надо благодарить свое тело.


Развитие оптимизма и осознанного гармоничного отношения к миру.


4

10

Разминка

Запрещенные движения.

Эмоциональная и физическая разрядка.

 

 

5

10

Завершение

Обмен впечатлениями.

 

 

 


Занятие № 8. «Я люблю»

Цель: Тренировка навыков выражать свои ощущения и высказывать окружающим свою точку зрения.


t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материал

 Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу

группы

 


2

10

Разминка

«Хлопки».

Разрядка, концентрация внимания.



3

25

Работа по теме

«Что я люблю - чего я не люблю». Прописывание и рисование того, что я люблю и что я не люблю.

Возможность спокойно и открыто говорить о том, что детям нравится, и что им не нравится.

Бумага и карандаш — каждому ребенку.


4

10

Разминка

«Путаница»

Бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

 

 Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятий.

5

10

Завершение

Обмен впечатлениями и чувствами.

 

 

 


Занятие № 9. «Мое будущее»

Цель: Навыки формирования активной жизненной позиции.


t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материал

 Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу

группы

 

Необходимо отметить, что данное занятие предпоследнее

2

10

Разминка

Ужасно-прекрасный рисунок, обсуждение

Применение на практике навыка осознавания своих чувств, их анализ, осознавание опыта «делать хуже» и «делать лучше»

Бумага, фломастеры

Можно делать в группах по 5-7 человек

3

25

Работа по теме

Калаш – нанесение на ватман представление о своем будущем.

Осознавание себя как полноправной личности и Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

Ватман, маркеры, журналы, различные изображения, клей, ножницы

 

4

10

Разминка

Любая подвижная игра.

Разрядка

 

 

5

10

Завершение

Обмен впечатлениями, анализ полученных навыков

 

 

 


Занятие № 10. «Заключительное»

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.


 №

 t

 Этап

 Описание

 Задача

 Материал

 Примечания

1

5

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

 

Важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознать процесс завершения

2

10

Разминка

Общий рисунок

Получение позитивных эмоций от совместной деятельности

Ватман, фломастеры

Можно сравнить с первым общим рисунком

3

10

Разминка

Можно поиграть во все, что полюбилось во время занятий

Разрядка, подкрепление позитивного отношения к работе в группе

 

 

4

20

Работа по теме

«Ладошка»

Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу

Бумага, фломастеры

 

5

20

Завершение

Завершающий обмен впечатлениями. «Ритм»

Подведение итогов




После окончания коррекционной работы проведена повторная диагностика, в обеих подгруппах. Были получены следующие данные.

Самооценка учащихся в экспериментальной группе повысилась в отличие от учащихся в контрольной группе, хотя и в этой категории произошли изменения. (см.таблица№5.)

Самооценка учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведения работы по повышению самооценки.

Таблица № 5


Самооценка Группы

Высокая

Средняя

Низкая

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Экспериментальная группа

3

18%

12

70%

2

12%

Контрольная группа

0

0

3

18%

14

82%


Так же можно говорить и об успеваемости. В экспериментальной группе успеваемость выросла по отношению с началом коррекционной работы. В группе «А» стало 18%, в «В» и «С», так же соответственно 41% 23,5%, а группа «D» уменьшилась на 17,5%. Данные приведены в таблице № 6.

Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по повышению самооценки.

Таблица №6

Группы

«А»

«В»

«С»

«D»

Эксперимент, до начала работы


41%

23,5%

35,5%

Эксперимент, после проведения работы

18%

41%

23,5%

18%


Если сравнивать результаты в контрольной группе до начала коррекционной работы и после, то можно отметить, что успеваемость улучшилась лишь немного, в отличие от экспериментальной. Так 11,5% учащихся перешли из группы «D» в группу «С». Данные приведены в таблице №7

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.

Таблица № 7

Группы

«А»

«В»

«С»

«D»

Контрольная группа до эксперимента

0

41%

23,5%

35,5%

Контрольная группа после эксперимента

0

41%

35,5%

23,5%


Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что, работая над повышением самооценки учащихся, мы смогли добиться улучшения их успеваемости. Часть учащиеся из группы «В» перешли в группу «А», что составило 18%, а первоначально было 0%, число учащихся группы «D» уменьшилось на 17,5%, в то время, как к контрольной группе изменилось лишь количество учащихся в группах «С» и «D»: увеличилось число учащихся в группе «С» и уменьшилось в группе «D» - 35,5% и 23,5% соответственно.

Данные приводятся в таблице № 8.


Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп, после проведения работы по повышению самооценки учащихся.

Таблица № 8

Группы

«А»

«В»

«С»

«D»

Экспериментальная

18%

41%

23,5%

18%

Контрольная

0%

41%

35,5%

23,5%


Как мы видим, из вышеизложенного материала, после проведения коррекционной работы над повышением самооценки учащихся изменились первоначальные данные по самооценке и соответственно успеваемости.

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

1.   Выдвинутая в работе гипотеза о существовании взаимосвязи между

2.   самооценкой и уровнем успеваемости подростков подтвердилась.

3.   Успеваемость учащихся в школе зависит от их самооценки.


Литература


1.   Казаринова Н.В., Погольша В.М., Куницына В.Я. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 2001год.

2.   Методические указания к лабораторным занятиям по психологии. Казань, 1988

3.   Натаниель Бранден “Мощь самооценки», The Power of Self-Esteem. N. Branden, 1992.

4.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М: 20004 год.

5.   Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты