Конфликты в педагогических коллективах

Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие или конфликт могут быть не только следствием совместимости или несовместимости, но и их причиной: ситуационные проявления согласия способствуют повышению совместимости, возникновение же конфликтов - ее снижению. Конфликт представляет собой прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.

Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место, то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости. Но единичный, не повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости индивидов. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут привести к повышению совместимости в группе.

Наиболее веским и типичным основанием конфликта служит нарушение одним из членов группы установленных норм трудового сотрудничества и общения. Поэтому чем яснее нормы сотрудничества (зафиксированные в официальных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, обычаях и традициях), тем меньше условия для возникновения споров и конфликтов среди участников общей деятельности. При отсутствии четких норм такая деятельность становится неизбежно конфликтогенной. В целом повышение степени общности деятельности и усложнение взаимодействия ее участников ведут к усилению требований к уровню их совместимости. Когда взаимодействие становится очень сложным, видимо, возрастает вероятность возникновения неувязок и недоразумений. Последние могут быть исключены лишь при высокой степени совместимости членов группы. Но общая деятельность обладает свойством формировать и противоконфликтные механизмы: она способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других. Видимо, при усложнении общей деятельности нередко наблюдается лишь временное повышение, степени повышения конфликтности членов группы. Отсюда следует, что конфликтность в определенных случаях может выступать как показатель процесса позитивного развития группы, становления единого группового мнения, единых требований в открытой борьбе.

От понятия конфликт следует отличать понятие конфликтность. Под конфликтностью мы понимаем частоту (интенсивность) конфликтов, наблюдаемых у данной личности или в данной группе.

Исходя из сказанного можно заключить, что факторы, влияющие на конфликтность, в общем виде те же самые, что и факторы, определяющие совместимость и несовместимость людей.

Каковы же эти факторы? Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности его членов. Объективные характеристики деятельности выражаются прежде всего в ее содержании и способах организации.

В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников, оказывающие воздействие на их конфликтность, можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном общении.

Нравственно-коммуникативные факторы должны оказывать наибольшее влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне:

Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.

3.2 Причины конфликтов:

·        Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.

·        Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.

·        Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения.

Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику. Также снижается при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению; при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности, умении руководителем организовать трудовую деятельность подчиненных.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

·        Умение учитывать интересы друг друга.

·        Воспринимать критику своих коллег.

·        Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.

·        Дисциплинированность в работе.

Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:

1.      Объективно оценивать труд своих подчиненных.

2.      Проявлять заботу, по отношению к ним.

3.      Не злоупотреблять официальной властью.

4.      Эффективно использовать метод убеждения.

5.      Совершенствовать стиль своей организации.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

3.3 Способы решения конфликтов:

1.      Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе.

2.      Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.

3.      Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.

4.      Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате ( социальная справедливость и гласность ).

5.      Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными.

6.      Не злоупотреблять официальной властью.

7.      Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

3.4 Директоры идут на конфликт со своими завучами чаще всего:

1.      Из-за расхождения в оценке деятельности учителей, когда им кажется, что завуч необъективно относится к учителям, незаслуженно хвалит одних и намеренно критикуют других.

2.      Противопоставление завучем своей позиции мнению директора.

3.      Превышение заместителем своих полномочий.

4.      Недостаток исполнительности.

5.      Тактичность и требовательность к учителям.

6.      Директоры более болезненно реагируют, когда завучи публично выражают свое несогласие с той оценкой, которую они дают деятельности членов коллектива.

7.      Завучи чаще всего вступают в конфликт с директором из-за его бестактности проявленной при учителях и не желанием поддержать их требования и решения.

8.      Иногда взаимоотношения директоров и завучей усложняются из-за семейственности в работе: например - когда жена-директор начинает руководить мужем-завучем.

3.5 Трудности управления педагогическим коллективом.

Под трудностью мы понимаем то напряжение, которое испытывают субъекты деятельности при решении определенной задачи.

Наиболее трудными для решения являются социально-психологические задачи.

Директорам школ труднее всего дается:

·        Обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей.

·        Решение задач формирования общественного мнения в педагогическом коллективе.

·        Критическое отношение учителей к недостаткам друг друга.

·        Воспитание у них потребности работать творчески, постоянно совершенствуя свою квалификацию.

·        Анализ уроков.

·        Осуществление контроля и раскрытия творческих способностей учителей.

·        Стимулирование их трудовой активности.

·        Сплочение коллектива.

·        Регулирование взаимоотношений в нем.

·        Организация директором своей собственной деятельности, распределение времени таким образом, чтобы выкроить время на самообразование и отдых.







IV ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  

 4.1. Цели, задачи, объект исследования.

Моя исследовательская работа направлена на выявление взаимосвязи психологического климата и конфликтов в педагогическом коллективе.

 Под психологическим климатом мы понимаем относительно устойчивые психологические состояния учительского коллектива, значимые для деятельности его членов. Климат может быть благоприятным  и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Значит,  говоря о климате, имеют экологическую характеристику психологии коллектива, составляющую условия жизнедеятельности личности.

        Конечно, понятие «климат» очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния человека, в то числе и особенности организации труда, материально вещественные условия и т.д. Например, творческий климат - это вся совокупность факторов внутришкольной ситуации, влияющих на профессионально – творческое самочувствие учителя, на его профессиональный рост. Среди них важное место занимают психологические составляющие: настроение людей, их взаимоотношения, сплоченность. Они и образуют основу психологического климата.

   Исходя из всего выше сказанного можно утверждать, что психологический климат коллектива является неотъемлемой частью конфликтных ситуаций. Он играет важнейшую роль в его дальнейшем развитии и разрешении. Ведь, если в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат, то и конфликт, с большей вероятностью, разрешится в положительную сторону, а если неблагоприятный, то  в отрицательную.

 Основная цель исследования - , как было сказано ранее, влияние конфликтов на педагогический коллектив.

     В ходе работы были поставлены следующие задачи:

·        Провести исследование на выявление психологического климата в педагогическом коллективе.

·        Провести методики.

·        Определить конфликтный данный коллектив или нет.

Объектом исследования является педагогический коллектив, представленный учителями в возрасте от 25 до 45.

Выборка составляет 25 человек. Из них 20 – женщины и 5 – мужчины.

    При выполнении эмпирического исследования применяли следующую методику:

Методика изучения отношения воспитателей и учителей к коллегам

Исследование отношений и общения в системе "педагог-колле­ги" осуществлялось с помощью методики Фидлера.

Психологическая атмосфера в коллективе оценивалась нами с помощью шкалы-опросника, предложенной Ф.Фидлером. Педагогам давалась следующая инструкция: "Ниже приведены противополож­ные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмос­феру в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каж­дой паре Вы поместите знак "X", тем более выражен этот признак в Вашем педагогическом коллективе.

1. Дружелюбие :_:_:_:_:_:_:_:_:     Враждебность

2. Согласие     :­­ :_:_:_:_:_:_:_:_ Несогласие

3.  Удовлетворенность    :_: :_:_:_:_:_:_:   Неудовлетворенность

4. Увлеченность    :_:_:_:_:_:_:_:_:       Равнодушие

5.   Продуктивность   :_:_:_:_:_:_:_:_:          Непродуктивность

6.  Теплота  :_:_:_:_:_:_:_:_: Холодность

7.   Сотрудничество     :_:_:_:_:_:_:_:_:     Отсутствие сотрудни­чества

8.   Взаимная поддержка   :_:_:_:_:_:_:_:_:    Недоброжелательность

9. Занимательность :_:_:_:_:_:_:_:_:       Скука

10. Успешность  :_:_:_:_:_:_:_:_:          Неуспешность

Все педагоги, принимавшие участие в исследовании, были отне­сены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Воспитатели и учителя первого уровня оценивают психологический климат в коллективе как благоприятный (итоговый показатель нахо­дится в диапазоне от 10 до 35 баллов), а педагоги, отнесенные ко второму уровню, как неблагоприятный (итоговый показатель в диа­пазоне от 36 до 80 баллов).

Представления о сплоченности коллектива дают возможность по­нять, в какой мере ценности его членов, их устремления и представ­ления о путях достижения общих целей и конкретных задач совпада­ют. Это в известной мере ответ на вопрос о том, насколько привлекателен коллектив для каждого из педагогов. Чаще всего сплоченность связывают с характером (благоприятностью) межличностных отношений, отсутствием изолированных, отвергнутых членов группы. Это один из важнейших факторов, влияющих на их отдачу и их самочув­ствие в коллективе, удовлетворенность своими контактами с товари­щами и руководством.

     4.2. Результаты и выводы проведенного исследования.

    Психологический климат в педагогическом коллективе, на котором проводилось данное исследование, исходя из полученных данных, можно трактовать как неблагопрятный, так как средний показатель по методике составляет 50 баллов. Следовательно, в этом педагогическом коллективе в большей степени присутствуют отрицательные качества такие как враждебность, несогласие, неудовлетворенность, равнодушие, непродуктивность, холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, недоброжелательность.

 

           Вывод :

    

       Исходя из проделанной работы и полученных в результате исследования данных можно утверждать, что в данном педагогическом коллективе сложилась довольно сложная ситуация. Здесь ценности его членов, их устремления и представления о путях достижения общих целей и конкретных задач не совпадают. Вследствии чего возникают деструктивные конфликты, то есть конфликты приводящие к распаду сплоченности коллектива, к межличностной вражде, что естественно будет сказываться на их профессиональной деятельности.

        Для улучшения ситуации в этом коллективе просто необходимо вмешательство профессионала. Также необходимо срочное вмешательство директора данного учебного учреждения ( в теоретической части мы уже рассматривали как директор может повлиять на подобную ситуацию).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.  

      К сожалению, в настоящее время эти проблемы осознаются еще далеко не всеми. Так, по данным одного из исследований, только 2,5% директоров школ пытаются овладеть идеями педагогики сотрудничества, только 2,3% из них интересуются вопросами самоуправления. А ведь директор  играет самую важную роль в сплоченности педагогического коллектива…

      Также малоразработанной является проблема адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе. Ведь молодым педагогам просто необходимо знать как вести себя в новом коллективе, так как и члены нового коллектива будут настороженно относится к «новичку».

      Я надеюсь, что в ближайшем будущем эта проблема получит широчайший разбор, так как не зная как поступить в конфликтной ситуации можно совершить непоправимые ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

1.      О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С. Кармин, А.В. Липницкий- «Конфликтология»  Санкт- Петербург 2000г.

2.      Н.Ф. Вишняков «Конфликтология» Минск 2000г.

3.      Н.П. Аникеева «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г.

4.      Р.Х. Шакуров «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г.

5.      Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев «Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления» - Вопросы психологии №6 Москва 1986г.

6.      С.С. Харин, А.Н. Башлакова, Н.Ю. Клышевич «Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов» Минск 1996г.

7.      Н.И. Ходор « Лекции по педагогической психологии»

8.      «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г.

9.      Р.Х. Шакуров «Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты