Конфликты в коллективе

·     правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок)

·     представители правоохранительных органов;

·     руководители организации;

·     общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации)

·     профессиональные медиаторы-конфликтологи.

В качестве неофициальной третьей стороны в конфликте могут выступать:

·     известные люд, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

·     представители религиозных организаций;

·     профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

·     неформальные лидеры социальных групп разного уровня;

·     старшие по возрасту (мать, отец, коллеги по работе);

·     друзья, просто свидетели конфликта.

Неофициальная третья сторона не обладает нормативным статусом, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.

Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за помощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмешалась в конфликт сама.

Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда:

·     объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы исчерпаны, но выхода не видно);

·     стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

·     по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

·     одной из сторон нанесен существенный ущерб, и она требует применения санкций по отношению к оппоненту;

·     сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;

·     стороны пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль над его исполнением.

В таком случае рекомендации третьей стороны могут оказаться в высшей степени эффективными по двум причинам: во-первых, само приглашение к вмешательству означает, что по крайней мере одна из сторон конфликта мотивирована к тому, чтобы разобраться в конфликте; во-вторых, факт приглашения третьей стороны усиливает ее легитимность и тем самым вероятность того, что вмешательство получит признание.

Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт может быть необходимо в ситуациях, когда:

·     происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

·     к одной из конфликтующих сторон уже массированно применяется насилие;

·     третьей стороне лично не выгоден конфликт;

·     конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

·     стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Такие незваные третьи стороны лишены преимуществ, которые имеются у их приглашенных аналогов, но их действия могут оказаться эффективными. Существует ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте.

1. Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение.

2. Эффективность медиаторства определяется особенностями и характером деятельности третьей стороны. Среди них выделяют:

· заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;

· наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;

· наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;

· знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.

3. Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока.

4. Степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью медиатора более успешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникает лишь ее угроза. С другой стоны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность деятельности посредника.

5. Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные.

6. Характер отношений сторон. Чем сложнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.

7. Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.

Известно, что переговорный процесс имеет внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие участников к медиатору, их потребность в разрешении конфликта. Посреднику важно уметь улавливать критические моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными.

1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

2. Сделка – посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на принятие компромиссного решения;

3. Челночная дипломатия – медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс.

4. Давление на одного из оппонентов – большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.

5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению.

В литературе выделены и описаны конкретные техники медиаторного процесса и рекомендации по их применению (14, стр.80).

В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиаторства, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает клиентам о себе, своих возможностях, о медиаторстве вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.

Большинство медиаторских техник направлено на нормализацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их часто называют техниками контекстуального вмешательства. Когда клиенты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит их неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестоко контролировать ситуацию, используя иронию или оказывая давление на стороны, призывая к осознанию последствий такого поведения.

Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным.

На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, что и как должно быть сделано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на разрешение конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающих в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений, перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в область действительного.

На разрешение конфликта влияет и конфликтное поведение, которое заключается в противоположно направленных действиях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в конфликтных ситуациях в большей степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообусловливаются, то в любом конфликте они обязательно приобретают характер взаимодействии

Конфликтное поведение, как особый тип поведения вполне естественно имеет свои принципы, стратегии и тактики. Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; нанесению удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте – ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» - определяющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая силовая линия «на производство» ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

В конфликтологии такой подход используется достаточно широко, а сама схема получила название двухмерной модели стратегии поведения личности К.Томаса и Р. Киллмена, хотя чаще упоминается первый из авторов. Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратеги, скорее можно говорить о доминировании одной из них. Эти ведущие стратегии могут быть представлены следующим образом:

·     избегание – участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но не личная заинтересованность, ни интересы оппонента не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;

·     приспособление (уступка) свидетельствует о выходе на первый план в построении взаимодействия интересов оппонента;

·     соперничество (противоборство) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения;

·     компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;

·     сотрудничество, признавая равную ценность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тест «Поведение в конфликте»

Опросник К. Томаса

1.  а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9) а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь найти компромиссное решение.

11) а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачатую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать логику и преимущество моих взглядов

15. а) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса, чтоб со временем решить его самостоятельно.

20). а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желание каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого пойти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоят на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Уступка

1




а

б

2


б

а



3

а




б

4



а


б

5


а


б


6

б



а


7



б

а


8

а

б




9

б



а


10

а


б



11


а



б

12



б

а


13

б


а



14

б

а




15




б

а

16

б




а

17

а



б


18



б


а

19


а


б


20


а

б



21


б


а


22

б


а



23


а


б


24



б


а

25

а




б

26


б



а

27




а

б

28

а

б




29



а

б


30


б



а

Рис.1


Практическую часть я решила посвятить опроснику Томаса К., о котором говорила в теоретической части работы. Смысл проведения данной методики достаточно прост. Конфликтующая сторона отвечает на каждый вопрос утверждением, которое близко к ее поведению в конфликте. И далее, подсчитывая баллы с помощью ключа (рис.1), располагает свои ответы на графике (рис.2). Линии, прочерченные вдоль оси x, указывают границы баллов-показателей норм для каждой стратегии поведения в конфликте.

В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о доминировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями стратегий. Соперничество – наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается (15).

Еще в 1942 году психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения получил название «сотрудничество».

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трет уступкой (преимущество подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются путем сотрудничества (16., 95 стр.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


План, который я составила во введении выполнен:

1.   Было выяснено, что конфликт – это в первую очередь возникшие разногласия и негативно переживаемые чувства у двух сторон. Т.е. если инициируя конфликт одна сторона не получает ответных действий в свой адрес, это правильно будет обозвать уже противоречием, но никак не конфликтом. Также были перечислены разновидности конфликта, среди которых имеет место быть конфликт межличностный, который чаще всего является причиной конфликтов любого другого вида.

2.   Далее было выяснено, что причины конфликта – это категория, занимающая второе место в возникновении конфликта, тогда как первое место отдается самой деятельности, которой занимаются индивиды. И от самой деятельности зависит масштабность причин. Что самое интересное, конфликт становится таковым, когда сам индивид его так обзывает, и давая данной ситуации такое понятие, он уже «подгоняет» себя в конфликтное противостояние.

3.   Было уделено такому понятию, как управление конфликтами, когда сами участники конфликта или третьи стороны контролируют и регулируют конфликт, дабы избежать превращения его в деструктивную форму. Самое главное в управлении конфликтом – это его разрешение. Разрешению может способствовать ведение переговоров сторонами конфликта, или участие третьей стороны. Главное для использования последнего варианта – это искренний интерес в улучшении отношений между сторонами. Причем, третьей стороной может являться либо человек, состоящий в каких-либо отношениях с одной из сторон, либо посторонний человек (психолог, арбитр). Причем помощь постороннего человека полезней, чем знакомый сторонам человек, использованием объективной оценки происходящего.

Напоследок можно добавить, что пассивность в конфликтах, их избегание является далеко не такой положительной чертой личности, как это кажется обществу. Упомянутая в работе психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)            Немов Р.С. Психология. Кн.1.:Общие основы психологии: учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений./Немов Р.С. – 5-е изд.. – М, 2008.

2)            Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

3)            Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией РАН Г.В.Осипова. – М.:,1999.

4)            Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М., 1983.

5)            Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.,1992.

6)            Штракс Г.М. Социальное противоречие. – М.,1977.

7)            Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.

8)            Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. –М.: Экономистъ, 2003.

9)            Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

10)       Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

11)       The Social Work Dictionary, 2nd ed. / Ed. By Barker R., NASW Press, 1991.

12)       Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М.: РАН, 1993.

13)       Galtung J. Instututionalised Conflict Resolution / /Journal of Peace Research, 1964, No. 4. – Цит. По: Доронина Н.И. Международный конфликт: О буржуазных теориях конфликта. Критический анализ методологии исследований. – М.: Межд. Отношения, 1981.

14)       Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации / / Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. – М., 1991.

15)       http://psyznaiyka.net/conf-diagnostika.html?id=12

16)       Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты