Конспект лекций по "Основам психотерапии"

Конспект лекций по "Основам психотерапии"

Основы психотерапии

Лекции.

(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)


Основные понятия.

1.1. Определение.

Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.

Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье).

Определения психологические – основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные  эмоции, конфликты и т. д.

-         Психотерапия –

персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.

-         Психотерапия –

целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.


1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-

- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.

Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

           Виды вмешательств в медицине:

1.      фармакологические

2.      хирургические

3.      физикальные (физиотерапия)

4.      психотерапия (психологические)

            Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):

1.      педагого-психологическая

2.      организационная психология

3.       клинико-психологическая

   Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.


1.3. Клинико-психологическое вмешательство.

Характеристики:

1.      Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт,  реализуются в контексте взаимоотношений:

                           А) беседа

                           Б) тренинг

                           В) межличностное взаимодействие

2.      Функции:

А) профилактика                       А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация                        Б) и В) психотерапия

Г) развитие

3.      Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).

4.      Теоретическая обоснованность.

Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.

5.      Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

Исследования эффективности:

-         репрезентативная выборка

-         исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

-         катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

-         независимый исследователь эффективности

6. Профессиональные действия                                      

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.

Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.


1.4. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

            -     первичная профилактика – профилактика заболевания

-         вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

-         третичная – профилактика инвалюризации


1.5. Психологическое консультирование.

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

   3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.



                   Психотерапия

    Психологическое консультирование

                                      1.средства воздействия и

психологические; широкий арсенал средств



                                                                      2. цели

                                      расширение позитивных

достижение более глубинных изменений


                                                               3. функции

лечение и реабилитация

                                                4. теоретическая

теоретическая психология

методы

психологические; преимущественное средство – предоставление информации



изменений

лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни


развитие и профилактика

обоснованность

теоретическая психология

Дополнительные различия

                          психотерапия

     Психологическое консультирование


                                                           5. место

изменения непосредственно  в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса

                              6. степень самостоятельности

сопровождение психотерапевта

                                   7. продолжительность

  не менее 15 сеансов


 изменений

анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования


клиента

самостоятельность

воздействия

 1 –5 консультаций


1.6. Понятие метода психотерапии.

  4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

1.      – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)

2.      – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).

3.      – методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).

4.      – методы в значении психотерапевтических интервенций.


1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.

- С одной стороны медицина, с другой – психология.

- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.


1.8. Личностный подход.

Важнейший принцип медицины и психотерапии.

Реализуется в трех ипостасях:

1.      изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.

2.      Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник

3.      Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.


1.9. Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.

Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

1.      пациент

2.      терапевт

3.      процесс

Вопросы:

1.      что общего происходит с пациентом при применении разных техник

2.      что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений

3.      общие этапы вне зависимости от парадигмы.


Пациент.

-         обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)

-         формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).

-         предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

-         Укрепление веры больного в выздоровление

-         Накопление положительного опыта

-         Облегчение выхода эмоций


Терапевт.

-         целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

-         внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

-         Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»


Процесс.

-         установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

-         прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы

-         определение психотерапевтических мишеней

-         применение определенных методов и техник, направленных на изменения

-         закрепление достигнутых результатов

-         окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)


1.10. Показания к психотерапии.

-         удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни

-         показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)




Личность.


Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.

Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:

1.      – биосоциальные и биофизические определения личности

             а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)

             б – исключительно качества и характеристики личности

2.  -   через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности

4.      – отмечается роль личности в регуляции поведения

5.      – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами

6.      – личность рассматривается как сущность человека


Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.

Теории личности выполняют функции:

-         объяснение

-         предсказание

Что влияет на теории личности:

-         клинические наблюдения

-         гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)

-         традиции научения, экспериментальная психология

-         психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)


Компоненты теорий личности.

1.      структура личности (например, черты личности)

2.      проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

           Объяснение мотивации:

-         редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения

-         модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации

Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.

3.      проблемы развития личности.

Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

-         стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

-         роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)

4.      психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.

5.      проблема психического здоровья – критерии психического здоровья

Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.

Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.


Критерии оценки теорий личности:

-         верифицируемость (проверяемость)

-         эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования)

-         внутренняя согласованность

-         экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

-         широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

-         функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)


Какие вопросы обязательно решают теории личности:

-         свобода / детерминизм

-         рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)

-         хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности)

-         конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

-         изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни)

-         субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.

-         проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

-         гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие)

-         познаваемость / непознаваемость

Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

-         Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

-         Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью.

-         возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

-         динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – симптоматика нарастает)

-         симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.


Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

!

внутренний конфликт

!

межличностный конфликт

!

нервно-психические нарушения

!

функциональная реорганизация личности

физиологический уровень                                                                                психологический уровень

(развитие симптоматики)                                                                               (нарушение ф…онирования)


Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания;

Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.


Основные психопатологические синдромы неврозов.

1.      Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты