Компьютерная психодиагностика

Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом подходе принятие решения об изменении порядка предъяв­ления тестовых задании производится на каждом шаге тестирова­ния (постоянная адаптация). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация)

Теоретической основой первого подхода является существова­ние несимметричных статистических связей между ответами испы­туемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.

Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образом:

•  для репрезентативной выборки испытуемых вычисляются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асимметрией;

для каждого пункта теста составляется список номеров пунк­тов, которые можно пропустить при определенном ответе ис­пытуемого на данный пункт;

• определяется новый порядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания выше­упомянутых списков: в первую очередь должны предъявляться пункты с максимальными объемами и как можно более раз­нящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублиро­вания. Новый порядок предъявления заданий позволяет мак­симизировать число возможных пропусков и тем самым уко­ротить среднюю длительность тестирования. При этом, ко­нечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунк­тов могут измениться нормы.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, стро­ится с применением кластерного анализа репрезентативной вы­борки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив­шихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате тако­го анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать мини­мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадлежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су­щественно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинако­вые ответы).

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении по­рядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирую­щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, на­пример, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.



Время как фактор психодиагностического эксперимента

В отличие от традиционного "ручного" тестирования компью­теры позволяют активно использовать в психодиагностическом эксперименте такой важный параметр, каким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста. Исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирова­ния. Также этот темп может подбираться автоматически, без непо­средственного участия экспериментатора. Например, для нейтра­лизации действия неспецифического иррелевантного фактора ус­тойчивости испытуемого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким образом, чтобы процент ошибок был минимальным.

С другой стороны, время может служить собственно диагности­ческим параметром, который ранее слабо использовался либо со­всем не анализировался в "ручных" версиях психодиагностических методик. Так, показатели временной динамики ответов испытуе­мого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве индикаторов эмоциональной неустойчивости, утомляемо­сти и т.п.



Психодаагностические мультимедиа системы

Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так как позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближен­ных к реальной деятельности. Наиболее полно указанная возмож­ность проявляется в мультимедиа (дословно многосредных) систе­мах виртуальной реальности (virtual reality- VR), а также в близ­ких к ним системах телеприсутствия (telepresense). С помощью спе­циального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специальных сенсорных перчаток и даже костюма, испытуемый может быть "помещен" в сгенериро­ванный или смоделированный компьютером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, "пройти" дальше, протянуть руку вперед и увидеть ее в виртуальном мире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме того системы УК допускают групповое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.



Игровая мотивация

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тес­тирования. Это находит выражение, например, в прямом уклоне­нии испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препят­ствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достовер­ность результатов.

Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиаг­ностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая ком­понента может служить отвлекающим, разнообразящим или по­ощряющим фактором для тестируемого.

Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сра­зу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр ком­пьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на од­ном действии испытуемого, отражающим определенное психиче­ское свойство. В результате игровой тест становится более однооб­разным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути для преодоления этого недостатка. [4,24]







Современные информационные технологии

 

Базы психодиагностических данных


В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч­ными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществ­ляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF   Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода дан­ные для отдельных нозологических, синдромальных и других кате­горий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически те­ряются. Одной из актуальных задач компьютерной пси­ходиагностики является организация специальных систем для хра­нения  разноплановой  и  разнородной  экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД). [8,120]

Их основная задача заключается в уни­фикации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хра­нить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагно­стики данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность про­водить регулярные и оперативные уточнения статистических ха­рактеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и прове­рять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагно­стике экстенсионального подхода, основанного на принятии реше­ния путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изучен­ных случаев диагностической практики.


Анализ данных

Психологу, оснащенному современным высокопроизводитель­ным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов, которые принципиально были ранее не доступны.

Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагно­стике может служить тот факт, что применение персональных ком­пьютеров дало мощный импульс для развития и практического применения методов" идеографического подхода, получившего на­звание "субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективного семантического пространства в этом подходе про­изводится с помощью процедур кластерного и факторного анали­за, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштаби­рования, требующих больших объемов вычислений.

Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностиче­скими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конст­руирования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптимальных компози­ций диагностических прецедентов.

Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество психодиагностический решений, является использова­ние колоссального потенциала, заложенного в компьютерной ког­нитивной графике. Функция когнитивной графики заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста. [1,250]




Интеллектуальные системы

Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали ак­тивно брать на себя различные функции, традиционно считавшие­ся прерогативой интеллектуальной деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьюте­ров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение производительности и надежности, уменьшение габаритов и стои­мости). С другой — к этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, распознавания обра­зов, машинного перевода, автоматического реферирования, ин­формационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие раз­работки, приводящие к результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрии интеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок компьютерных вычислительных программ на про­граммы, осуществляющие представление и манипулирование зна­ниями из актуальных предметных областей. [7,83]

В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных систем.

1. Интеллектуальные   информационно-поисковые   системы (ИИПС). В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречи­вости и неполноты фрагментов знания, что обусловливает воз­можности ИИПС "переваривать" и накапливать огромные количе­ства информации из самых разнообразных источников.

2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профес­сиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полез­ным инструментом, содействующим повышению точности психо­диагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200]

3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor - обучать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматривае­мым диагностическим решениям.

В заключение данной работы кратко охарактеризуем компью­терные психодиагностические системы, предназначенные для про­ведения комплексных экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели.

В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических мето­дик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное обес­печение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей.

Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового  инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их  предъявления испытуемым, определения  регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов  вычисления тестовых оценок. Эти средства представлены  в исследовательских компьютерных психодиагностических  системах в виде метаязыков и так называемых  настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации.




























Вывод


Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли. Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов. Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд открытых вопросов для дальнейшего изучения.

Систематизированная информация приведенная в данной работе четко прказыввает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна общая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие компьютерной психодиагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компьютеров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологических, имеющих отношение к психодиагностике.























Литература


1.      Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.—М.: Финансы и статистика, 1983.—471с.                        

2.      Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.

3.      Бобров А.Е., Шурыгин А.И. Алкогольный скрининг-тест: его валидность и структура//Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева, 1985.—224с.

4.      Белавина  И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.//Вопросы психологии. 1993,  №3.

5.      Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.—Киев: Наукова думка. 1989.—200с.

6.      Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая  диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 1997.—203с.

7.      Говоркова О.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений//Вопросы психологии, 1962, №2. С.83-91.

8.      Гонзен В.А. Системные описания в психологии.- Л.:ЛГУ,1984.-175 с.

9.      Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты.//Вопросы психологии, 1993, №3

10.  Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика и преодоление.//Вопросы психологии, 1993, №1

11.  Иовлев А.Б., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Об автоматизации психодиагностических исследований. Тр./НИИ им. В.М. Бехтерева.—Л., 1985.— 189с

12.  Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления//Вопросы психологии, 1991, №2.

13.  Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ.— М.:1987.—288с.

14.  Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММРI.—М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971.

15.  Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г.В. Осипова.—М.: Наука, 1979.—319с.

16.  Тихомиров В.М. Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп//Вопросы психологии, 1991, №5.

17.  Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: пер. с англ.— М.: Прогресс. 1987.— 236с.

18.  Харитонов Р.А., Хрипкова Л.М. Две психодиагностические методики в клинике детской психиатрии.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.—175с.

19.  Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психол 1985. №4—с.126-134.

20.  Meili R. Podrecznik diagnostyki psychologicznej.— Warszawa: PWN, 1969—373p.

21.  Osgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.M. Urbana: Univ. I 11. Press, 1957.—314p.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты