Коммуникативные средства общения

Модальность репрезентативной системы, отвечающей за предоставление полученной информации сознанию человека, можно определить по употребляемым в речи словам. Слова могут быть на уровне зрительного представления (видеть, яркий, ясный, туманный, отчетливо, расплывчато, мелькать, перспектива и т. п.), слухового восприятия (слушать, звучать, громкий, настраивать, согласовывать, скрипеть, оглушить) или чувственного ощущения, кинестетической направленности (чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, жесткий, хватать и др.).

Модальность референтной системы, которая отвечает за сверку полученного результата с искомым, можно также определить по движению глаз. В стратегии мыслительного процесса собеседника происходит последовательное «подключение» сначала ведущей, затем репрезентативной системы, в заключении референтной системы. «Подстроившись на волну» одинаковых модальностей с вашим собеседником, легче достичь необходимого уровня взаимопонимания с ним. Вступите в общение сами, переводя свой способ восприятия на язык собеседника.

ЗАДАНИЕ «Сенсорная система»

Выберите себе партнера, которого менее всего знаете. Вначале задайте ему вопросы, на которые вы знаете, что последует ответ «Да» и наблюдайте за бессознательными различиями в лице и позе, пока партнер думает, как ответить. Затем задайте ему вопросы, на которые вы знаете, что человек ответит «нет» и наблюдайте за изменениями в дыхании, в лице, в нижней губе, когда человек отвечает «чет». Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не почувствуете, что различаете разницу в лице, дыхании, позе человека при ответе «да» и ответе «нет». Когда вы будете уверены, что знаете, как будет отвечать человек, например: «У вас были длинные волосы, когда вам было 14 лет? Ваша мать старше вашего отца?» — попробуйте угадать его ответ по невербальным проявлениям, прежде чем он выскажет свой ответ вслух. Если вы потратите неделю на такие упражнения с разными людьми, вы обнаружите, что узнаете ответ человека, прежде чем он его произнесет.

ЗАДАНИЕ «Сенсорная чувствительность»

Разбиться по парам. 1 член пары должен подумать о воем знакомом, который ему нравится очень (говорить ничего не надо, пусть думает) 2 член пары наблюдает за изменениями выражения лица, позы, тонуса мышц, дыхания у 1-го члена. Затем первый должен подумать о неприятном знакомом. 2 член пары наблюдает за изменениями в его облике. 3-4 раза поочередно повторить: думать о приятном и о неприятном знакомом. Затем 2 член пары задает несколько сравнительных вопросов: Какой из этих людей выше? полнее? живет ближе к вам? У какого из них волосы темнее? У кого приятнее голос? 2 член пары наблюдает за изменениями в облике первого и пытается определить: приятный или неприятный человек моложе, выше и т. п., и говорит о своем «диагнозе», а 1 член указывает, верно или неверно «угадали» его мысленный ответ. Затем меняются ролями и повторяют упражнение.

ЗАДАНИЕ «Пристройка дыханием»

Разбиться по парам. 2-й член пары должен пытаться повторить позу и начать дышать в ритме дыхания 1 члена, отслеживая ритм дыхания по плечам, грудной клетке партнера. Через 2-3 минуты после «пристройки дыханием» второй попытается незаметно замедлить свое дыхание, наблюдая за тем, начнет ли вслед за этим замедляться дыхание партнера. Если партнер «не последовал» за ним, 2 член вновь «пристраивается» к дыханию партнера.

ЗАДАНИЕ Ролевая игра «устройство на работу»

Каждый участник получает отдельно инструкцию, не зная, какие инструкции получили другие участники. Игра «устройство на работу» проводится 8—10 минут, затем участники рассказывают, какие инструкции они получили. Затем обмен опытом, полученным во время выполнения упражнения.

Сценарий 1. Участник «А» играет роль директора ресторана, он ищет подходящего человека для работы поваром. Участник В обращается за работой и он инструктирован таким образом, что он присоединяется к «А» дыханием. «В» дышит в таком же ритме, как дыхание «А», использует похожие глаголы в беседе и любыми другими способами стремится сделать, чтобы «А» чувствовал себя комфортно и захотел «принять» «В» на работу. «А» в то время инструктирован, что «В» ему не нравится как претендент, и он ему, возможно, откажет в месте повара.

Сценарий 2. Участник «А» — телевизионный продюссер. Ему нужен интервьюер для еженедельной передачи со съемками скрытой камерой. Два человека, пришедшие к нему и ищущие работу, представляются как брат и сестра. «А» проинструктирован таким образом, что примет на работу человека только тогда, когда твердо будет уверен, что это именно тот человек, который хорошо справится с этой работой. Он знает, что «С» хорошо справляется с работой интервьюера, но у него есть предубеждение против женщин-интервьюеров. «В» и «С» знают о предубеждениях «А», и брат «В» не захочет на него работать, а сестра «С» — захочет. В беседе сестра «С» будет присоединяться к «А» дыханием, позой, настроением. Если она это сделает успешно, то завладеет его вниманием и убедит его в том, что справится с работой.

ЗАНЯТИЕ 3. Фильтры «Я-слушания» в общении

1.  «Я-слушание», фильтры как способ существования отдельных частей личности.

2.  Практические упражнения «определение «Я-слушаний».

3.  Знаки внимания при общении. Похвала, комплименты, поддержка.

4.  Практические упражнения: «поддержка».

Тема:. «Я-СЛУШАНИЕ»

«Я-слушания» — это фильтры, которые есть у каждого человека. Они принадлежат самому человеку, но сам их обладатель склонен приписывать их не себе, а внешней информации, которую он получает от других людей. Фильтры как бы искажают объективную информацию и придают ей тот или иной смысл.

Когда мы были молоды и наивны, наверняка старшие говорили, «ты видишь все через розовые очки». Эти пример фильтра, который отсеивает всю информацию, противоречащую идеальной модели мира или другого человека, которая сконструировалась в молодой душе. Совершенно нормально, когда влюбленный человек видит в розовом свете свою возлюбленную. Тогда его «Я-слушание» в момент общения может называться: «Мне нравится все, что ты делаешь». Но вот розовые очки сброшены и их место занимают темно-серые. Тогда можно услышать: «Теперь я знаю, каков он на самом деле», но в этом случае, вы скорее реагируете на отсутствие желаемого поведения, когда вы замечаете, что чего-то желаемого нет. И не спешите утверждать, что вы не замечаете хорошего, потому что замечать нечего. Просто фильтр темно-серые очки приводит к тому, что вы все воспринимаете в духе «не оправдывает ожидания». Психологи считают, что если такой фильтр появился у супругов, — семейные отношения катятся к финалу.

«Я-слушания» — устойчивые фильтры, появившиеся у человека по отношению к другим людям или ситуациям, как своеобразная частичная слепота или глухота. «Я-слу-шание» — это трансляторы, превращающие информацию внешнего мира в конкретные эмоциональные смыслы для меня. Мои чувства, когда они вызывают мое недоумение, являются результатом этих смыслов, которые я сам придал информации, в то время как ей можно было бы придать и другие смыслы. «Я-слушание» — это короткая формула, обозначающая то, как я в данный момент слушаю мир, людей, себя.

Мои «Я-слушания» стоят между моими чувствами и миром, но они принадлежат не миру, а мне, они отражают части моего «Я». Бывают разные «Я-слушания», например: «Я тебе не верю», «Нравлюсь ли я тебе?», «Я хочу тебе помочь», «Я знаю», «Мне безразлично», «Я могу сделать это лучше», «Зависть», «Сплетня», «Мне интересно все, что ты говоришь», «Обида» и т. п.

Есть особые «Я-слушания», которыми оправдывают любое свое поведение люди с низким самоуважением. Одно из них — обида. Мы говорим: «Он обидел меня», хотя в душе понимаем, обидеть можно лишь того, кто готов обидеться, то есть того, у кого наготове «Я-слушание» по имени «обида».

Пример такого диалога: муж приходит домой и не находит на месте свои тапочки. Он кричит жене из прихожей: «Где мои тапочки?» и ожидает услышать информацию об их местонахождении. Жена отвечает: «Я не брала твои тапочки». Смысл этого ответа: «Хоть я у тебя во всем виновата, но только не в этом». Этот ответ может «выскочить», только если актуализировано «Я-слушание» «обида».

«Я-слушания» как внутренние фильтры, выступают как способ существования отдельных частей вашей неповторимой личности.

В системе психосинтеза Роберто Ассаджиоли внутренние голоса (части личности, части Я) были названы субличностями. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. У каждого человека есть большой выбор субличностей, отличающихся от субличностей других людей, например, Авантюрист, Благоразумный, Критик, Беззащитная крошка, Знаток, Честолюбивая, Ленивец, Заика, Саботажник, Пессимист, Добренькая мамаша, Грустное сердце, Наивность, Недоверчивый и т. п. У каждой части вашего Я есть свои особые «Я-слушания».

УПРАЖНЕНИЕ. «КРУГ СУБЛИЧНОСТЕЙ»

Перечислите, запишите ваши желания, все, что приходит в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках к дню рождения). Наиболее часто встречающиеся желания: не болеть; быть хорошим родителем; иметь много денег; успешно работать; быть любимым и т. п. Просмотрите список ваших желаний и выберите 5—7 самых существенных, самых важных и не включайте те, которым может отдать предпочтения ваша субличность «Что подумают люди?».

Нарисуйте на листе бумаги круг, внутри круга — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — Ваше Я. А в самом кольце расположите 5—7 субличностей, которые являются выразителями ваших основных желаний. Нарисуйте цветными карандашами символы, отражающие ваши желания, дайте каждой вашей субличности свое имя, имеющее для вас смысл название.

Это упражнение можно повторять несколько раз, названия некоторых субличностей могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего же они на самом хотят, как действуют и почему меняются. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями, каждая из которых фактически отражает потребности целостной личности.

Есть «Я-слушания», отражающие ваши субличности, подобные луковичной шелухе — «снятие их безболезненно и не вызывает психологических затруднений, но чем глубже в себя мы будем смотреть, тем болезненнее процесс определения «Я-слушания». Существует как бы «граница» — момент перехода от того, с чем личность себя идентифицирует, к тому, что она в себе не признает. Психологический дискомфорт, сопровождающий процесс познания своих «Я-слушаний» — следствие проникновения в бессознательное, за границу очевидного.

Нарисуйте внутри кольца — ваше Я, а по кольцу разместите свои «Я-слушания» таким образом, чтобы на наружных слоях — оказались более очевидные и понятные, а в центре — те, которые являются их причиной. Назовите их короткими формулами.

Например: «Жертва обстоятельств» — в сердцевине, «Все равно ничего не получится» — в середине и «Мне то неинтересно» — в «шелухе».

У большинства есть субличности с негативными голосами, одна из них — Критик или Нападающий. Возможно, он дает вам указания, начинающиеся со слов: «Ты должен...», «Когда ты научишься...» — Понаблюдайте, каким тоном он говорит? — Когда? — Что он требует от вас? — Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Теперь станьте Критиком и объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается, какой без вас будет беспорядок. В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика, обсудите с ним', как сохранить и использовать его положительные стороны и уменьшить негативные, причиняющие боль...

Другая негативная сторона личности — это Саботажник, он появляется обычно, когда вы меньше всего его ждете. Он может отговорить вас от нового дела и развалить уже начатое.

Упражнение: «Встреча с Саботажником».

1. Подумайте о каком-то важном для вас деле, которое вы бы хотели успешно проделать. Представьте, что ваш план успешно осуществлен.

2.  Теперь представьте что-то, что может нанести ущерб делу. Вообразите Саботажника или ту силу, которая толкает вас на саботаж, противодействуя выполнению задуманного.

3.  Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

4.  С точки зрения Я — представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, мы отождествляем себя с той или иной субличностью. Субличностей много и они сменяют одна другую: так обвинитель легко превращается в жертву и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать свои субличности, их голоса и фильтры, он начинает по-настоящему узнавать сущность своего Я.

Упражнение «Я — центр воли».

Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вздохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.

Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но он лишь инструмент. Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но — это не Я.

У меня есть тело, но Я — это не мое тело.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако, я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку, я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, и более того управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.

У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

Я — центр чистого самосознания.

Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я — это постоянное и неизменное Я.

Упражнение «Декларация самоценности».

Прочтите это вслух, стремясь убедить себя в своей высокой самоценности.

Я это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что он делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы он ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он может произнести — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Более это принадлежит мне, потому что я выбрал это. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, думать, чувствовать, говорить и действовать, значит, во мне есть все, чтобы жить. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и, поэтому, Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Упражнение: «Разговор и пространство общения».

Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты: что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? по отношению к его проблеме? по отношению к себе?

— Какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда Ваш партнер встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему?

— В какой момент Вы осознали ваше «Я-слушание»?какое оно было?

Упражнение: «На уроке».

Разыграйте варианты поведения в следующей проблемной ситуации. Идет урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников не слушает его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие-то записки.

Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека с высоким самоуважением, человека с низким самоуважением (например, учительницу, слушающую сквозь призму « Жертвы») и проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников. Проанализируйте, какое «Я-слушание» вы проявили в качестве субъекта этого конфликта.

2. «Знаки внимания в общении»


Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку. Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет. Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и видимо, потому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и направо. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят нашего состояния, наших чувств и желаний, и потому, мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неискренности. Нам хочется чего-то еще от близких, значимых для нас людей.

Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось тошно. Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда Вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или другими словами, положительная оценка всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает и «кто-то хуже вас» и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим». Что происходит при этом с вашей самоценностью? Повышается она? Внешне — да, но позиция «на пьедестале» на самом деле — позиция слабого человека, часто она выступает как защита в ситуации, когда все другие способы воздействия на ситуацию уже не работают, да и стоять «на пьедестале» неудобно, тяжело и несвободно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты