В Таблице № 1 приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение выборки по каждой шкале (акцентуации).
В ходе проведенного исследования, после обработки полученных на первом этапе психодиагностических данных и занесения их в таблицу (см. Таблицу № 1), нами были выявлены следующие результаты:
Нами был произведен количественный анализ совокупных результатов в общей выборке респондентов. Мы выделили следующие параметры:
1. Количество шкал с нулевым показателем (0 баллов).
2. Количество шкал с показателем 24 из 24 (24 балла – максимальное значение по каждой из шкал характерологического опросника К.Леонгарда, использованного нами для проведения данного исследования).
3. Количество шкал без акцентуаций (данный параметр характеризуется количеством таких шкал, результаты которых, в соответствии с инструкцией по анализу опросника К.Леонгарда, не выявили акцентуации характера у респондента).
4. Количество средневыраженных акцентуаций (количество шкал, показатели которых выявили наличие акцентуации характера средней степени выраженности).
5. Количество ярковыраженных акцентуаций (количество шкал, результаты которых указывают на наличие у респондента ярковыраженной акцентуации характера).
Полученную на данном этапе анализа информацию мы занесли в Таблицу № 2. В Т0аблице № 2 мы отразили результаты, так называемого, горизонтального анализа совокупных результатов по шкалам акцентуаций (по опроснику К.Леонгарда) для каждого респондента общей выборки.
Таблица № 2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..
№ респондента |
Пол |
К-во ярковыраженных акцентуаций |
К-во средневыраженных акцентуаций |
К-во шкал без акцентуаций |
К-во шкал с показателем 24/24 |
Общее к-во акцентуаций |
К-во шкал с нулевым показателем |
1 |
ж |
2 |
7 |
1 |
0 |
9 |
0 |
2 |
ж |
6 |
3 |
1 |
0 |
9 |
0 |
3 |
м |
4 |
4 |
2 |
0 |
8 |
0 |
4 |
м |
6 |
3 |
1 |
1 |
9 |
0 |
5 |
ж |
9 |
1 |
0 |
0 |
10 |
0 |
6 |
ж |
7 |
3 |
0 |
0 |
10 |
0 |
7 |
ж |
3 |
6 |
1 |
0 |
9 |
1 |
8 |
ж |
4 |
6 |
0 |
0 |
10 |
0 |
9 |
м |
7 |
3 |
0 |
2 |
10 |
0 |
10 |
м |
4 |
3 |
3 |
0 |
7 |
0 |
11 |
ж |
4 |
3 |
3 |
0 |
7 |
0 |
12 |
м |
1 |
8 |
1 |
0 |
9 |
0 |
13 |
м |
2 |
5 |
3 |
0 |
7 |
1 |
14 |
ж |
4 |
3 |
3 |
1 |
7 |
0 |
15 |
ж |
6 |
2 |
2 |
0 |
8 |
0 |
16 |
ж |
4 |
3 |
3 |
0 |
7 |
0 |
17 |
ж |
9 |
1 |
0 |
2 |
10 |
0 |
18 |
м |
2 |
5 |
3 |
0 |
7 |
0 |
19 |
ж |
3 |
6 |
1 |
0 |
9 |
0 |
20 |
ж |
5 |
4 |
1 |
1 |
9 |
0 |
Средние значения |
4,6 |
3,95 |
1,45 |
0,35 |
8,55 |
0,1 |
В Таблице № 2 содержаться данные анализа характерологического опросника К.Леонгарда. Представленные параметры выраженности степени акцентуаций характера респондентов классифицированы в соответствии с ключом расшифровки результатов опросника К.Леонгарда. В Таблицу №2 введены параметры 24 из 24, то есть максимально возможный показатель по каждой из шкал опросника и показатель 0, то есть минимальное значение результатов по каждой из шкал опросника. Также в Таблице № 2 приведена информация об общем количестве подтвержденных ключом теста акцентуаций характера для каждого испытуемого и средние значения каждого из параметров для общей выборки респондента.
Вышеуказанные параметры отражены на Диаграмме № 1. Для построения графика Диаграммы № 1 использованы средние значения совокупных параметральных показателей шкал в общей выборке тестируемых (см. Таблицу № 2).
Как видно на графике Диаграммы № 1, количество ярковыраженных акцентуаций явно превалирует над количеством средневыраженных акцентуаций. Их суммарное количество по отношению к количеству шкал без акцентуаций мы отображаем в Диаграмме № 2:
Соотношения по вышеуказанным параметрам, отраженное на Диаграмме № 2, составляет 8,55 к 1,45. Таким образом, выходит, что количество шкал, подтверждающих наличие акцентуаций характера у среднестатистического тестируемого в 5,897 раз выше, нежели количество шкал опровергающих наличие акцентуаций.
Далее, мы проанализировали количественные соотношения шкал акцентуаций в их качественном аспекте, то есть, в качестве параметра для анализа выступило не количественное соотношение результатов шкал акцентуаций, сгруппированных по тому или иному признаку, а непосредственно результаты (показатели) самих этих шкал акцентуаций.
На данном этапе обработки данных мы проанализировали соотношение средних значений числовых показателей каждой шкалы акцентуаций в общей выборке респондентов. Данное соотношение отображено в Диаграмме № 3.
Как видно на графике Диаграммы № 3, преобладающей над всеми акцентуацией в нашей выборке является гипертимность. По данной шкале ни один тестируемый не показал значений лежащих в пределах интервала «без акцентуаций». Однако, в интервал средневыраженных акцентуаций также вошло мало значений. Для иллюстрации этих данных, а также соотношений количественных интервалов внутри каждой шкалы обратимся к построенной нами Диаграмме № 4
|
Диаграмма № 4 построена на основе таблицы вертикального, интрошкалированного анализа показателей каждой шкалы по параметрам выраженности (см. параметры выраженности акцентуаций в Таблице № 2). Значения результатов вышеупомянутого анализа представлены в Таблице № 3, приведенной ниже.
Таблица № 3. Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.
Параметры Выраженности |
Гипертимность |
Застревание |
Эмотивность |
Педантичность |
Тревожность |
Циклотимность |
Демонстративность |
Возбудимость |
Дистимность |
Экзальтированность |
Показатель 24/24 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
показатель 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Ярко выраженные акцентуации |
19 |
7 |
12 |
3 |
4 |
12 |
14 |
7 |
2 |
12 |
Средне выраженные акцентуации |
1 |
12 |
7 |
13 |
6 |
6 |
6 |
7 |
13 |
8 |
Шкалы без акцентуаций |
0 |
1 |
1 |
4 |
10 |
2 |
0 |
6 |
5 |
0 |
Диаграмма 4 также показывает крайне низкие показатели заострений характера тестируемых по шкале «тревожность». Показатели по шкале «дистимность» также невысоки, однако, они компенсируются наличием результатов, попадающих в интервал средневыраженных акцентуаций.
В целом же, данный график (Диаграмма № 4) представляет собой психологический профиль среднестатистического школьника выпускного класса, обучающегося в 11 классе общеобразовательной школы.
Также мы предположили, что у мужской и женской подгрупп общей выборки респондентов могут быть различные показатели по шкалам акцентуаций. Для проверки данного предположения мы условно разделили общую выборку респондентов. (см. Таблицу № 1) на мужскую и женскую подгруппы общей выборки, соответственно, дифференцировав таблицу общей выборки тестируемых по половому признаку.
Таким образом, данная информация приняла следующий вид ( см. Таблица № 4 и Таблица № 5).
Таблица № 4. Результаты тестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.
№ респондента |
Пол |
Гипертимность |
Застревание |
Эмотивность |
Педантичность |
Тревожность |
Циклотимность |
Демонстративность |
Возбудимость |
Дистимность |
Экзальтированность |
1 |
ж |
18 |
12 |
21 |
8 |
9 |
12 |
10 |
3 |
9 |
12 |
2 |
ж |
18 |
12 |
21 |
4 |
9 |
18 |
22 |
15 |
9 |
18 |
5 |
ж |
18 |
20 |
21 |
18 |
15 |
21 |
14 |
15 |
12 |
18 |
6 |
ж |
15 |
12 |
21 |
10 |
15 |
21 |
16 |
12 |
15 |
18 |
7 |
ж |
18 |
10 |
15 |
8 |
12 |
12 |
22 |
0 |
9 |
12 |
8 |
ж |
15 |
10 |
12 |
10 |
12 |
21 |
16 |
12 |
9 |
18 |
11 |
ж |
18 |
12 |
21 |
6 |
6 |
18 |
12 |
6 |
9 |
18 |
14 |
ж |
18 |
18 |
21 |
10 |
12 |
6 |
24 |
6 |
6 |
12 |
15 |
ж |
15 |
14 |
18 |
8 |
3 |
15 |
20 |
9 |
6 |
18 |
16 |
ж |
12 |
14 |
21 |
6 |
6 |
15 |
12 |
9 |
15 |
12 |
17 |
ж |
21 |
17 |
24 |
18 |
18 |
24 |
20 |
15 |
12 |
18 |
19 |
ж |
18 |
10 |
15 |
12 |
3 |
9 |
12 |
18 |
12 |
12 |
20 |
ж |
15 |
8 |
9 |
8 |
3 |
24 |
20 |
18 |
12 |
18 |
Средние значения |
16,846 |
13 |
18,46 |
9,6923 |
9,461 |
16,615 |
16,9230 |
10,61 |
10,38 |
15,69 |