Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона

В) Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности


Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.

Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат - включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью - в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Психосоциальные стадии развития личности.

1.       Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.

Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда - ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

2.       Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.

Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3.       Возраст игры: инициативность/вина.

В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 - 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду делать».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер - Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.

4.       Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.

Четвертый психосоциаллный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему - то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5.       Юность эго - идентичности / ролевое смешение.

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность - это возраст окончательного ( 6, стр. 77 - 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».

Эриксон уделили очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19 - 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго - идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией - нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:

Идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.

Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 - 79).

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами, рок - музыкатами) и представителями контрукльтуры (революционные лидеры, «бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности - это Верность - способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6.       Молодость; достижение близости/изоляция.

Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность - достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другова человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность установить спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность /изоляция», - это любовь. (6, стр. 79 - 80).

Любовь - напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем. ( 3, стр.76).

Любовь к детям .

1)   Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;

2)      Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность. ( 3, стр.76).

Эриксон подчеркивает важность романтической, эротический, сексуально составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношении взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7.   Зрелость: продуктивность/инертность.

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью.

Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - Забота

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходит в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы - их собственные личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращаются функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. . Старость: целостность эго/отчаяние.

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а так же к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решениях, вспоминая(6, стр. 80) о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиях развития Эго.

« Только у того, кто каким то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго - интеграция - целостность.»

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает.

« Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенным человеком на протяжении жизни в историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие - то новые пути, чтоб ощутить целостность своего Я.

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущение постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случится». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожадение о том, что жизнь нельзя прожить заново ,и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. В книге «Жизненные вовлеченность в старость» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго - интеграции. Книга основа на изучении истории многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверие снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.(6, стр.82 -83).


Вывод


С понятием «адаптация» и «самоадаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Адаптация является этапом социализации личности, ее части. Другие рассматривают адптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.

«Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально - психической адаптации личности - пишет А.Налчанджан, - возможна только на основе онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально - психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Самое непосредственное отношение к проблеме социальной адоптации ребенка имеет и теория развития личности Э.Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности ребенка , основой которой является ее идентичность и цельность. Эти этпы представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течении всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качества, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. В качестве ведущего детерминанта такого процесса выступает семья. Семья может быть и должна быть ближайшим и благожелательными помощниками детей в сложном и жизненно важном для них процесса адаптации. (5, стр. 3 -5). Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность ,дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например , работам Д.Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального конструирования, в сфере образования и социальной работы. ( 6, стр. 83)


Библиография


1.       Педагогика и практическая психология. Пособия для предподавателей высших и средних специальных учебных заведений/ Басова Н.В., Феникс, - Ростов н/Д, - 2000.

2.       Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Мухина В.С/ Под редакцией Л.А.Венгера, - 2 издание переработанное и дополненное, - М., Просвещение, -1985.

3.       Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., - М., Издательский центр «Академия», - 2003.

4.       Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под редакцией Романова К.М., - 2- е изд, стер. - М., , Издательство Московского психолого - социального института, - Воронеж, Издательство НРО «МОДЕК», - 2002.

5.       Педагогика и психология. Учебное пособие/ Проскурякова Ю.С., Белкина В.Н, Просвещение, - М., - 1998.

6.       Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. Учебник для студентов ВУЗов/ Шаповаленко И.В, - М., Гардарики, - 2007.


Словарь

Психология - наука о душе.

Адаптация психическая - психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.

2) оптимизация отношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

Адаптированость - уровень фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован.

Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и гармоничности.

Адаптация - от латинского adapto - ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.

Социальная адаптация - это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Адаптативность образовательной среды - способность образовательной среды устанавливаеть соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала.

Социальная адаптация - постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом кардинальных измененений деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности.

Твореческий стиль - когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспособливаясь сам - самоадоптация.

Комфортный стиль - когда человек простопривыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

Избегающий стиль - когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.

Личностная идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».

Эго - идентичность - это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность - это чувство принадлежности к данной социальной жизни.

Эго - идентичность и групповая идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает;

Ритуализацию - повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.


Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, несправившимся с решением конфликта.

Надежда - ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие» (эго - идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация импровизацией - нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение.

Идеалогический аспект - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

Идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры

Верность - способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.


Интимность - достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Любовь - напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

Любовь к детям .

3)        Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;

Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.

Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление

Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты