9. Беседа с сотрудниками службы социальной опеки
Беседу с сотрудниками управления по делам молодежи, службы социальной опеки или других государственных контролирующих инстанций во многих случаях также лучше проводить в присутствии родителей. Часто оказывается, что сотрудники службы уже знают обстоятельства жизни данной семьи, а родители нередко очень боятся или просто опасаются мероприятий службы. Психотерапевту требуется иногда особое чувство такта, чтобы справиться с этой ситуацией. Подобные беседы приобретают особое значение в основном тогда, когда на ребенка или подростка поступают жалобы из-за правонарушений или прогулов школы, а также в ситуациях, когда семья пытается получить финансовую поддержку со стороны соответствующей службы. Важность и сложность таких бесед едва ли возможно полностью отразить в рамках данной статьи. Здесь требуется более основательное изучение.
10. Беседа с врачом
Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необходимость беседы с врачом. Если этого не делать, то велика опасность, что ребенок будет чувствовать: его считают "больным".
Беседы с врачом, особенно с семейным или домашним врачом, который на протяжении многих лет наблюдает ребенка, могут быть исключительно полезны, поскольку они позволяют получить существенную информацию о раннем детстве и о семье ребенка, что важно для оценки прогноза психотерапии. К сожалению, однако, все еще встречается немало врачей, не имеющих достаточно психотерапевтических знаний и не проявляющих должного такта в работе с детьми и подростками. В таких случаях одной из задач беседы с врачом должно быть объяснение поведения ребенка, чтобы врач лучше его понимал.
11. Беседа со всей семьей
Обычно родители считают, что цель психотерапии с их ребенком - это устранение нарушений в поведении и/или психических расстройств ребенка. Однако многие часто недостаточно понимают, что предпосылкой для этого служит хорошая доверительная атмосфера в семье, когда есть возможность побеседовать обо всех волнующих проблемах. Хотя мне часто кажется, что трудно ограничивать психотерапию с ребенком только семейной психотерапией, я все же считаю необходимым, чтобы в семье могли проходить такие беседы. В этом мне видится одна из важных целей моей работы. Во многих случаях, когда я проводил индивидуальную психотерапию с детьми и подростками, мою работу можно было считать законченной, когда дома у моего пациента все больше и больше проходили семейные беседы. После того, как в ходе психотерапии ребенок получал определенную поддержку и усиление своего Я, он обычно на каком-то этапе становился способным хорошо себя чувствовать во время таких семейных бесед. Достигаемая при помощи индивидуальной психотерапии интрапсихическая интеграция не принимаемых до этого частей собственной личности в идеальном случае должна находить соответствие в "интеграции отношений" семейной беседы. Специальные упражнения на развитие коммуникации в игровой форме облегчают подобные беседы и обогащают повседневное общение внутри семьи. [1]
12. Заключительная беседа
Заключительная беседа служит для завершения обычных регулярных психотерапевтических занятий. Так как человеческие, а также и психотерапевтические взаимоотношения невозможно произвольно начать и произвольно закончить, не нужно ставить перед собой цель преднамеренно прекратить сложившиеся глубокие отношения между семьей, ребенком и психотерапевтом. Здесь я не занимаю такую позицию, которая принята в классическом психоанализе. Однако я считаю, что дети и подростки в силу их соответствующей возрасту генетической задачи сепарации сами лучше могут справиться с внутренним отделением от психотерапевта. Мне кажется, что детям и подросткам лучше расставаться с психотерапевтом со знанием того, что они в любой момент - независимо от того, есть ли у них какие-то проблемы или нет - могут опять встретиться с ним. Как показывает мой опыт, не многие дети и подростки действительно пользуются этим. А некоторые приходят лишь через несколько лет, чтобы с гордостью рассказать о своих успехах или о других приятных событиях. Но даже те, кто больше не приходит, приобретают благодаря обещанной им возможности вновь встретиться с психотерапевтом определенную уверенность и ощущение надежности. Особенно это успокаивает родителей, когда они знают, что, если будет нужно, они в любой момент смогут опять обратиться к психотерапевту. Для такой необходимости есть и свои объективные основания: дети в своем психическом развитии не столь стабильны, как взрослые, и под влиянием многих обстоятельств у детей гораздо легче, чем у взрослых, может произойти рецидив.
Следует также сказать, что консультация родителей подростков имеет свои специфические особенности. Общая установка должна заключаться в том, чтобы проводить психотерапию подростков настолько самостоятельно и независимо от родителей, насколько это только возможно. Тем не менее, в некоторых случаях может быть очень важным подключение к работе семьи. Однако и здесь цель психотерапии - сделать возможным (вновь возможным) открытое обсуждение подростком своих проблем со своей семьей.
Литература
1. Dührssen, Annemarie: Die biographische Anamnese.
2. Osten, Peter: Die Anamnese in der Psychotherapie. Ein integratives Konzept.
3. Reinelt, T.; Bogyi, G.; Schuch, B. (Hrsg).: Lehrbuch der Kinderpsychotherapie.
Приложение
Анкета.
Чтобы у нас было больше времени для личной беседы, мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Если Вы не можете или не хотите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую графу незаполненной.
Вы можете быть уверены, что вся информация будет обрабатываться конфиденциально.
Отметьте, пожалуйста, крестиком те вопросы, которые, как Вам кажется, относятся к Вашему ребенку.
Если у Вас возникнут какие-то замечания, внесите их в графу “Пояснения".
Имя ребенка: Кто заполняет анкету: Дата:.
Сейчас или прежде Вы замечали у ребенка |
Пояснения |
|
Нарушения питания, боли в животе, рвота |
|
|
Лишний или недостаточный вес |
|
|
Запоры, поносы |
|
|
Недержание кала или нежелание ходить в туалет |
|
|
Недержание мочи ночью или/и днем |
|
|
Сверхвысокая двигательная активность, непоседливость |
|
|
Неловкость, ребенок часто ранит себя |
|
|
Гримасничанье, подергивание и вздрагивание лица |
|
|
Раскачивание туловищем, движения головой |
|
|
Частые головные боли |
|
|
Левшество или одинаковое использование обеих рук |
|
|
Недостаточное зрение или слух |
|
|
Речевые проблемы |
|
|
Обмороки, нарушение кровообращения |
|
|
Частые покраснения |
|
|
Повышенная чувствительность кожи |
|
|
Сексуальные проблемы или необычные особенности в этом |
|
|
Сильное желание сосать |
|
|
Кусание ногтей, выдергивание заусенцев, выковыривание |
|
|
Жевание предметов, закручивание волос |
|
|
Скрежетание зубами |
|
|
Особое желание спать, повышенная потребность в отдыхе |
|
|
Нарушения сна, кошмарные сновидения |
|
|
Частое желание спать с родителями |
|
|
Страх темноты, спит только со светом |
|
|
В целом пугливый, особые страхи |
|
|
Повышенная чувствительность к шуму |
|
|
Повышенная чувствительность к запахам, отвращения |
|
|
Очень чувствительный к грязи, аккуратный |
|
|
Очень организованный и дисциплинированный |
|
|
Колебания настроения, много плачет |
|
|
Не хочет больше жить |
|
|
Замкнутость, скупость слов, робость |
|
|
Нет друзей, изолированность |
|
|
Не может за себя постоять |
|
|
Дурачится, хочет быть в центре внимания |
|
|
Часто раздражен, ищет ссоры |
|
|
Хочет командовать другими |
|
|
Обманывает, подделывает подписи |
|
|
Очень неорганизованный, непунктуальный |
|
|
Стремится убежать из дома, бродяжничество |
|
|
Все ломает и разрушает |
|
|
Хочет все иметь, огромные запросы |
|
|
Отнимает вещи у других, ворует |
|
|
Все раздает, транжирит |
|
|
Мало интересов, нет хобби |
|
|
Пассивный, несамостоятельный |
|
|
Плохие успехи в учебе или в работе |
|
|
Прогуливает школу, не участвует в работе |
|
|
Сверхчестолюбивый, не может проигрывать |
|
|
Ревность и соперничество с братьями и сестрами |
|
|
Другие особенности: |
|
Вопросы о беременности, родах и послеродовом периоде матери
Работала ли мать во время беременности (до какого месяца) |
|
|
Работала ли мать после рождения ребенка (с какого месяца) |
|
|
Была ли беременность запланированной |
|
|
Были ли прежде выкидыши или преждевременные роды |
|
|
Есть ли непереносимость группы крови родителей |
|
|
Были ли осложнения или заболевания во время беременности (какие) |
|
|
Были ли психические нагрузки, стрессы во время беременности |
|
|
Роды более, чем за 10 дней или через 10 дней относительно срока |
|
|
Длительные роды, ягодичное предлежание, щипцы, вакуум и др. |
|
|
Присутствовал ли при родах отец |
|
|
Были ли нарушения питания или пищеварения на 1 году жизни |
|
Вес при рождении |
|
Когда ребенок научился пользоваться горшком |
Рост при рождении |
|
Когда началось приучение к горшку |
Когда ребенок пошел |
|
Когда появились первые проявления упрямства |
Когда появились первые слова и какие |
|
До какого времени спал в комнате родителей |
|
|
|
Перенесенные заболевания (в каком возрасте)
Корь _______________ |
Ангина _____________ |
Ложный круп ________ |
Осложнения от прививок _____ |
Свинка _____________ |
Коклюш ____________ |
Судороги ___________ |
Переломы костей ___________ |
Скарлатина _________ |
Бронхиты |
Аллергия, астма _____ |
Травмы головы _____________ |
Другие заболевания:
Расставания ребенка с родителями (например, на отдых, из-за болезни, у родственников)
В возрасте |
|
На какое время? |
|
Где был ребенок? |
|
В связи с чем? Были ли у ребенка страхи оставаться одному? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитывался ли ребенок у бабушки, дедушки, тети |
|
|
Был ли ребенок свидетелем смерти или тяжелой болезни |
|
|
Был ли ребенок свидетелем тяжелой аварии на дороге |
|
|
Ходил ли ребенок в детский сад и в каком возрасте |
|
|
Были ли у ребенка проблемы в связи с посещением детского сада |
|
|
Были ли там жалобы на ребенка |
|
|
Были ли проблемы с поступлением в школу |
|
|
[1] О разработанной Г. Хорном «Психологической игре для всей семьи», направленной на развитие социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенции ребенка, а также способствующей улучшению отношений в семье и обучающей членов семьи общаться друг с другом, можно прочитать в публикациях Е.В. Трофимовой и О.В. Казанцевой.