Агрессивное поведение детей и подростков

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского

пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.[31]

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.Таблица 3

Проявления различных форм агрессивного поведения

у мальчиков и девочек подросткового возраста.[32]

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическа

косвенная

вербальная

негативизм


10-11 лет

мальчики

70%

40%

62%

68%

девочки

30%

25%

38%

36%


12-13 лет

мальчики

59%

49%

52%

69%

девочки

38%

41%

49%

62%


14-15 лет

мальчики

61%

39%

81%

82%

девочки

59%

59%

60%

52%


Анализ приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.[33]

 РАЗДЕЛ 6 Профилактика и коррекция

агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.[34]

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.[35]

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.[36]

Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.[37]


Заключение


В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

 Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Ø        выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

Ø        современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.


ЛИТЕРАТУРА

1.     Ананьев Б.Г.О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

2.     Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы, Москва, 1990

3.     Беличева С.А.Основы превентивной психологии. Москва, 1993

4.     Горшкова Е.А.Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва , Архангельск, 1993

5.     Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992

6.      Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения  старшеклассников к их проявлениям. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва & Архангельск, 1993

7.     Исаев Д.Д.Журавлёв И.ИДементье, В.В.Озерецковский Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения Санкт-Петербург, 1997

8.     Кулагин Л.Г.О подростках, которым трудно// Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

9.     Личко А.Е.Попов  Ю.В.Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков,Москва, 1988

10. Паренс Генри Агрессия наших детей., Москва, 1997

11. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков //  Советская педагогика 1984, № 5, стр.141

12. Саенко Е.В.Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

13. Семенюк Л.М. Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции .Москва, 1996

14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. Москва, 1998

15. Сурков А. Семейные войны // Стрела, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

16. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. Москва, 1997

17. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

18. Фридман Л.М. Волкова К.Н.Психологическая наука – учителю. Москва, 1985


[1]     Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
      Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[2]     Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22

[3]     Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
      Москва, 1988, стр.10

[4]     Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13

[5]     Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.4-5

[6]     Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.6

[7]     Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12

[8]     Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
      Москва, 1988, стр.5

[9]     Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[10]    Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
      Москва, 1988, стр.5

[11]    Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

[12]    Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды
      Москва, 1980, т.2 стр.10

[13]    Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
      подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[14]    Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[15]    Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
      журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[16]    Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
      подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[17]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.50

[18]    Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., «Система перевоспитания подростков в условиях
      специальной школы», Москва, 1990

[19]    Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

[20]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996

[21]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.38

[22]    Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.226-227

[23]    Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
      подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[24]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.40-41

[25]    Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
      подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[26]    Першанина Е.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
      журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[27]    Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр.29

[28]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.41

[29]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.41-43

[30]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.45

[31]    Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988 год, стр.11-12


[32]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.45

[33]    Там же, стр.46

[34]    Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
      Москва, 1988, стр.23-24

[35]    Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр.27

[36]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.63

[37]    Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции», Москва, 1996, стр.64


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты