Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского
пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.[31]
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.Таблица 3
Проявления различных форм агрессивного поведения
у мальчиков и девочек подросткового возраста.[32]
Возрастные группы
Формы агрессивности, %
физическа
косвенная
вербальная
негативизм
10-11 лет
мальчики
70%
40%
62%
68%
девочки
30%
25%
38%
36%
12-13 лет
мальчики
59%
49%
52%
69%
девочки
38%
41%
49%
62%
14-15 лет
мальчики
61%
39%
81%
82%
девочки
59%
59%
60%
52%
Анализ приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.[33]
РАЗДЕЛ 6 Профилактика и коррекция
агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.[34]
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.[35]
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.[36]
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.[37]
Заключение
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.
Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Ø выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
Ø современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г.О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980
2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы, Москва, 1990
3. Беличева С.А.Основы превентивной психологии. Москва, 1993
4. Горшкова Е.А.Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва , Архангельск, 1993
5. Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992
6. Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва & Архангельск, 1993
7. Исаев Д.Д.Журавлёв И.ИДементье, В.В.Озерецковский Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения Санкт-Петербург, 1997
8. Кулагин Л.Г.О подростках, которым трудно// Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
9. Личко А.Е.Попов Ю.В.Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков,Москва, 1988
10. Паренс Генри Агрессия наших детей., Москва, 1997
11. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика 1984, № 5, стр.141
12. Саенко Е.В.Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995
13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции .Москва, 1996
14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. Москва, 1998
15. Сурков А. Семейные войны // Стрела, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6
16. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. Москва, 1997
17. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55
18. Фридман Л.М. Волкова К.Н.Психологическая наука – учителю. Москва, 1985
[1] Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников
вспомогательной школы»,
Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16
[2] Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22
[3] Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное
поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988, стр.10
[4] Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13
[5] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.4-5
[6] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.6
[7] Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12
[8] Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное
поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988, стр.5
[9] Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20
[10] Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное
поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988, стр.5
[11] Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19
[12] Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и
субъекте воспитания» //Избранные психологические труды
Москва, 1980, т.2 стр.10
[13] Исаев Д.Д., Журавлёв
И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург,
1997, стр.9
[14] Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
[15] Першанина Е. «Проблема профилактики
педагогической запущенности подростков»,
журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141
[16] Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования
характера делинквентных
подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13
[17] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.50
[18] Андриенко В.К., Гербеев
Ю.В., Невский И.А., «Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы», Москва, 1990
[19] Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993
[20] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996
[21] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.38
[22] Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.226-227
[23] Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования
характера делинквентных
подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992, стр.14
[24] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.40-41
[25] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В.,
Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург,
1997, стр.16
[26] Першанина Е.«Проблема
профилактики педагогической запущенности подростков»,
журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141
[27] Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр.29
[28] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.41
[29] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.41-43
[30] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.45
[31] Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное
поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988 год, стр.11-12
[32] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.45
[33] Там же, стр.46
[34] Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и
токсикомании у подростков»,
Москва, 1988, стр.23-24
[35] Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр.27
[36] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.63
[37] Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его
коррекции», Москва, 1996, стр.64